Управление аналитической работой в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:21, курсовая работа

Описание

Для российских банков в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения собственных эффективных методов анализа, прежде всего, финансового состояния банков, соответствующих условиям местных рынков. Успешное развитие и надежность банка сегодня во многом зависят от постановки аналитической работы, позволяющей давать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности, выявлять сильные и слабые стороны банка, определять стратегии роста и конкретные пути решения возникающих проблем.

Содержание

Введение 3
1. Назначение и виды аналитической работы в банке 5
1.1.Место аналитической работы в системе банковского менеджмента 5
1.2. Цели и задачи анализа 9
1.3. Виды анализа 12
2. Управление аналитической работой в банке 14
2.1. Направления аналитической работы в банке 14
2.2. Организация аналитической работы в банке 19
2.3. Приемы и методы анализа 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

15_управление аналитической работой в банке.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     За  последние годы в российской банковской системе, как и в экономике страны в целом, произошли серьезные перемены. Изменились требования к банковской аналитике. Однако динамика этих перемен традиционно отставала oт динамики изменений в банковском деле. Так, необходимость анализа качества кредитного портфеля и контроля за ним была осознана российскими банкирами не одновременно с формированием этих портфелей, а после банковского кризиса, в основе которого в том числе лежали и «плохие» кредиты. Это же относится и к вопросу управления банковской ликвидностью. Требования, предъявляемые к банковской аналитике, находятся в прямой зависимости от изменения рынка. В период его активного роста анализ банковской деятельности носил характер констатации свершившегося факта, предпочтение отдавалось объемным показателям. С обострением конкуренции на рынке банковских услуг и кризисами, которые периодически сотрясали банковскую систему страны, приоритеты сместились на показатели, связанные со способностью банка управлять рисками, с качеством банковских продуктов, а также производительностью труда, контролем за затратами, обоснованностью ценообразования.    

     В настоящее время банковская аналитика не просто фиксирует сложившуюся в отчетном периоде картину и соответствие фактических показателей плановым, но стремится выявлять возможные негативные тенденции и регистрировать их, поскольку они могут проявляться в виде потери прибыли или в виде проблем, связанных с ликвидностью активов либо нанесением урона имиджу банка.

     В процессе анализа происходит выявление  внутренних резервов как в финансовой (увеличение рентабельности и снижение рисков), так и в «производственной» сфере (повышение производительности «труда, применение более совершенных технологий, оптимизация использования основных фондов и основных средств).

     Характерной чертой банковской аналитики является большой массив перерабатываемой информации, поэтому современная аналитика немыслима без применения автоматизированных средств сбора и обработки материала для анализа. Ощутимым недостатком в настоящий момент является отсутствие на рынке общепризнанных программных продуктов, позволяющих провести комплексный анализ деятельности банка с использованием средств автоматизации. К другим  недостаткам современной российской банковской аналитики относится трудность получения достоверной, подробной информации для анализа, а также отсутствие единых стандартов комплексного анализа, адаптированных к российской действительности.

     Аналитическая работа в банках базируется на нескольких основных принципах:

     • историзация. При проведении анализа следует по возможности  использовать данные за длительный период. Построение динамических рядов позволяет выявить тенденции происходящих изменений;

     • ранжирование (котировка). При проведении анализа важно оценить значимость выявленной проблемы, степень ее влияния на банк в целом. Определение ключевых проблем и их дальнейшее исследование делает анализ более эффективным;

     • сравнение. Анализ предполагает постоянное сравнение полученных результатов  с конкурентами, планами и расчетами, что позволяет банку определить свое место на рынке, выявить факторы, негативно влияющие на развитие банка;

     • сопоставимость. Для объективной оценки деятельности банка необходимо сделать сопоставимыми данные разных периодов, исключить влияние инфляционных процессов, для этого используются коэффициент инфляции, дефлятор, метод твердых валют и т.п.;

     •  последовательность3.

     Аналитическая работа предполагает сбор информации, основанный на определенной методике, наличие системы сбора и обработки материала. Если из года в год эти методики будут меняться, сравнение показателей за разные периоды может быть затруднено.

1.3. Виды анализа

 

     В зависимости от того, используется анализ в качестве базы для планирования, оценки деятельности банка за истекший период или для текущего мониторинга, различают ретроспективный и текущий (оперативный) анализ. Ретроспективный анализ предполагает взгляд в прошлое, исследование данных предыдущих периодов. Текущий анализ оперирует данными настоящего времени.

     В зависимости от целей анализа  и применяемых инструментов различают количественный и качественный анализ. Количественный анализ регистрирует величину и темпы изменений в структуре баланса банка, других объектов анализа, исследует отдельные факторы, вызвавшие эти изменения.

     Количественный  анализ основан на изучении абсолютных и относительных показателей, анализе трендов показателей, сравнительном анализе показателей.

     Качественный  анализ предполагает исследование причин изменения банковской прибыли, изучение факторов, влияющих на качество портфелей  и отдельных активов, анализ величины и причин возникновения банковских рисков. Качественный анализ может иметь в своей основе количественные показатели, но носит более сложный, творческий характер, предполагает изучение не только произошедших изменений, но в большей степени причин, вызвавших эти изменения, их возможные последствия.

     Качественный  анализ основан на использовании сложных, часто агрегированных показателей, выявлении и оценке тенденций, использовании приемов факторного анализа.

     В зависимости от субъектов анализ можно разделить на внешний (дистанционный) и внутренний. Внешний (дистанционный) анализ предполагает изучение состояния контрагента на межбанковском рынке, финансового состояния клиентов банка на основании доступной информации: бухгалтерской и финансовой периодической отчетности, публикуемой отчетности, данных официальной статистики. В силу этого для дистанционного анализа характерна недостаточная детализация информации, а нередко и отсутствие уверенности в достоверности получаемых данных.

     Внутренний  анализ предполагает изучение состояния  банка на основании данных не только синтетического, но и аналитического к учета, использование данных внесистемного учета, возможность получения дополнительной информации и реальной оценки качества этой информации.                                               

     На  рис. 1 дана классификация видов анализа в зависимости от различных критериев.

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Классификация видов анализа

 

2. Механизм управления и планирования аналитической работой в банке

2.1. Направления аналитической работы в банке

 

     Выбор направления аналитической работы в банке зависит от объекта исследования и целей, которые ставит перед собой аналитик.

     Так, можно выделять анализ активов и  пассивов банка, его клиентской базы, анализ конкурентной позиции банка, анализ рентабельности, прибыльности, доходов и расходов, в том числе  непроцентных расходов (расходов на содержание банка), анализ рисков, анализ внешней среды и потенциального рынка и т.п.

     Анализ  активных операций и связанных с  ними рисков является ведущим направлением аналитической работы банка. Состав, качество, динамика активов, факторы, влияющие на изменение их структуры, являются постоянным объектом исследования банковских аналитиков. Выходя на рынки кредита, покупая и продавая ценные бумаги, предоставляя клиентам разнообразные услуги, банк должен тщательно исследовать рискованность проводимых операций.

     Кредитование  занимает существенное место в деятельности банка, поэтому важным направлением аналитической работы является анализ кредитного портфеля, его качества, степени подверженности кредитным рискам, достаточности создаваемых резервов на возможные потери по ссудам.

     Анализ  пассивов предполагает оценку размера и качества собственного капитала, оценку качества (состава, срочности, платности и стабильности) ресурсной базы банка.

     Анализ  баланса коммерческого банка включает в себя оценку надежности банка, его финансовой устойчивости, достаточности собственного капитала, степени покрытия рисков по размещению средств собственными средствами банка, оценку эффективности использования ресурсов.

     В экономической литературе выделяют следующие этапы анализа баланса коммерческого банка:

     •  изучение структуры баланса: анализ структуры активов и пассивов, их временных и ценовых характеристик, выявление доли ресурсов, размещаемых в операции с повышенным риском, эволюция финансового рычага;

     • группировка активов и пассивов для определения уровня ликвидности баланса, сравнения фактических результатов с нормативными значениями, изучения динамики показателей;

     •  сравнительный анализ отчетности коммерческого  банка с позициями аналогичных банков;

     •  рейтинговая оценка уровней показателей4.

     Целью анализа окружающей среды является установление и классификация возможностей и ограничений для развития банка. Окружающая среда представляет собой совокупность областей за пределами банка, изменения в которых способны повлиять на ситуацию на рынках, интересующих банк, либо непосредственно на его деятельность.

     Составляющими элементами окружающей среды являются: географическая, демографическая, экономическая  ситуация, нормативно-правовое обеспечение, существующие технологии и т.п.

     Анализ  экономической ситуации и выявление тенденций в этой области нужны, например, для определения более эффективного направления вложений денег банком (не стоит планировать увеличение кредитных вложений в отрасль промышленности, где прослеживается тенденция на спад). Экономическую ситуацию можно анализировать в разрезе секторов экономики, динамики количества предприятий и уровня занятости, рентабельности отраслей и т.п.

     Анализ  потенциального рынка позволяет банку найти свою нишу на рынке, определить емкость рынка, соответствие ей стратегии банка, определить возможности выхода на новые рынки, разработать тактику охвата рынка, сравнить тенденции развития рынка и банка.

     Одним из приемов анализа рынка является сегментация. Принцип  сегментации исходит из того, что рынок в целом неоднороден, клиенты и, соответственно, их потребности различны, их необходимо идентифицировать, что и позволит определить потенциальные возможности соответствующего сегмента рынка.

     Анализ  потенциального рынка можно проводить  в разрезе отдельных продуктов. Например, анализируя уровень проникновения  и емкость рынка по картам VISA, следует помнить, что подобный, продукт можно предлагать не каждому клиенту. Так, в золотую карту VISA входит страхование жизни, обновление в случае утраты в течение 48 часов, резервирование мест в гостинице, прокат автомобилей без залога и т.п., т.е. такая карта нужна состоятельному человеку, который много путешествует, не лишен амбициозности и т.д. Поэтому при расчете коэффициентов проникновения продукта на рынок не следует сравнивать владельцев таких карт со всей клиентурой, а только с соответствующей категорией клиентов, т.е. определенным сегментом рынка.

     Общий алгоритм анализа потенциального рынка  с использованием принципа сегментации можно сформулировать следующим образом:

     – выбрать критерии, по которым будет выделяться рыночный сегмент;

     – описать сегмент;

     – установить долю рынка, занимаемую банком, в каждом сегменте;

     – определить потенциальную емкость сегмента рынка;

     – выбрать направления анализа для каждого выбранного сегмента. 

     Анализ  завоеванного рынка обычно проводится в двух аспектах: количественном и  качественном. Основной целью количественного  анализа завоеванного рынка является изучение состава и динамики клиентуры банка и структуры банковских продуктов.

     Постоянное  увеличение клиентов может не являться самоцелью, но в условиях конкуренции  важно знать, увеличивается или  уменьшается число клиентов, с  какой скоростью, на каких сегментах  рынка и почему, а также как влияют эти изменения на прибыль банка.

     В ходе количественного анализа можно, например, рассмотреть соотношение  структуры клиентов банка и прибыли, полученной в процессе их обслуживания (доход от размещения ресурсов и  комиссия за обслуживание). В мировой практике этот прием называется «правило Парето» (табл. 1).

Информация о работе Управление аналитической работой в банке