Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:40, статья
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях “экономики знаний” (И.Фрумин). В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение.
Муниципальное
образовательное учреждение Дубровская
средняя общеобразовательная
Материал к научно – практической конференции на тему:
Формирование
ключевых компетенций средствами предметов
естественно – научного цикла.
Подготовила учитель
химии и биологии
Шипилина
Н.Д
2012г.
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях “экономики знаний” (И.Фрумин). В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Основными характеристиками экономики знаний являются следующие:
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (определения QCA).
Понятие "ключевые компетентности" является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющие образования.
Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":
знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
способность - врожденная
стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации.
усилия - это сознательное приложение
в определенном направлении
Развитие компетенций – это дополнение к привычным целям образования.
Существует
огромное разнообразие видов компетенций.
Универсальными являются так называемые
ключевые компетенции. Их характерные
признаки выражаются в следующем: они
многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны,
требуют значительного интеллектуального
развития, многомерны (включают аналитические,
коммуникативные, прогностические и другие
процессы).
Ключевая компетентность выпускника школы
представляет собой сложное личностное
образование, включающее в себя мотивационную,
рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую,
этическую, социальную и поведенческую
составляющие содержания школьного образования.
Выделим основные виды компетенций,
которые приобретаются учащимся в учебном
процессе: ценностно-смысловая, образовательная,
учебная, познавательная, информационно-коммуникативная,
общекультурная, социально-трудовая.
Рассмотрим, каковы возможные методы,
средства формирования ключевых компетенций
на уроках естественно – научного цикла.
Ценностное отношение
и интерес к содержанию и процессу учебной
деятельности формируются путем постоянного
обращения к реальной жизни, к окружающей
действительности. На уроках используется
множество живых объектов, рассматриваются
явления, с которыми ученик часто сталкивается
в жизни, не зная причин и механизмов их
возникновения. Это формирует новый взгляд
на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формируется
способность видеть и понимать окружающий
мир, ориентироваться в нем (задавать себе
и окружающим вопросы "почему?”, "зачем?”,
"в чем причина?”, "как это устроено?”,
осознавать свою роль и предназначение
в нем - "а я смогу так?”, "как это сделать?”),
уметь выбирать целевые установки своих
действий и поступков; способность видеть
и понимать биологические явления в природе,
отличать их от физических явлений, прогнозировать
направление научного использования биологических
знаний в практической деятельности человека.
Сюда же можно отнести формирование индивидуальной
образовательной траектории, программы
жизнедеятельности и выбора профессий,
связанных с биологией;
- Иногда можно предоставить ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
- Использовать тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин; тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
- Вовлекать учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
- Предлагать ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.
На уроках биологии ученик учится
с разных сторон рассматривать одну и
ту же проблему. Он учится аргументировано
отстаивать любую точку зрения, даже отличную
от его собственной и общепринятой, чтобы
затем самостоятельно или в обсуждении
в группе сформулировать верное решение.
Готовность и способность школьника к
осуществлению самодиагностики, и самоанализа
формируется на протяжении всего времени
изучения биологии, наиболее выражена
эта характеристика у учеников старших
классов. Этот компонент формируется с
помощью использования различных методов
диагностики, обсуждения возникающих
проблем в изучении материала, фиксированию
успехов ученика. На уроках и вне занятий
проводится индивидуальная работа с учениками,
которые по разным причинам работают с
опережением или не усваивают в полном
объеме учебный материал.
Начиная со среднего звена, ученики
работают над созданием проектов, портфолио,
ведут научную деятельность. Младшие школьники,
создавая собственный образовательный
продукт, нуждаются в постоянной совместной
работе с преподавателем - для определения
темы работы, постановки целей, обобщения
и анализа результатов, оформления выводов.
В старшем звене больше работают самостоятельно,
преподаватель лишь корректирует, советует,
помогает грамотно и логично оформить
результаты работы. Подготовка проектов
и научных работ формирует умение самостоятельно
ставить цели исследования, в соответствии
с целью определять задачи и поэтапно
двигаться от конкретных задач к воплощению
результату.
В процессе работы индивидуально
или в группах ученики учатся сложные
задачи, стоящие перед ними, делить на
более мелкие. И, решая каждую из задач,
обобщать и делать вывод о наблюдаемом
явлении или процессе. И, если в 6 классе
основная роль в разбиении задач на подзадачи
все еще лежит на учителе, в старших классах
ученики сами могут справиться с этой
работой.
На практических и лабораторных работах,
при проведении классных и домашних опытов
у учащихся формируется навык определения
основных этапов работы, составлению алгоритма
для выполнения практических работ и умение
корректировать или изменять алгоритм
в зависимости от условий.
Ученики должны много и активно
работать с дополнительной литературой.
Формирование навыков работы с большим
объемом информации, представленной огромным
количеством видов учебных материалов,
формируется постепенно. На уроках всегда
необходимо приводить список дополнительной
литературы. Работа с некоторыми источниками
(энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные
продукты) проводится на уроках для закрепления
навыка видеть и выделять главное и умения
донести информацию для остальных учащихся.
На уроках биологии учащиеся продолжают
овладение такими простейшими методами
изучения окружающего мира, как наблюдение
– сезонных изменений в жизни растений,
животных, результатов опытов по изучению
жизнедеятельности живых организмов;
опыт – передвижение минеральных веществ
по стеблю, влияние света на растения и
т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно
или с помощью учителя могут подготовить
и провести эксперимент (прорастание семян
в различных условиях, видоизменение вегетативных
органов растения) или смоделировать определенный
процесс (например, фотосинтез, передвижение
органоидов клетки и т.д.), протекающий
в живых организмах.
На уроках после отработки алгоритмов
в стандартных ситуациях, учащимся предлагается
на основе заданных алгоритмов, решить
творческую задачу или предложить новое
нестандартное решение проблемы;
- Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.
- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Формирование навыков работы в группе,
овладение различными социальными ролями
в коллективе, через различную деятельность:
интеллектуальную, игровую, исследовательскую;
формирование умений правильно задать
вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать
работу группы, проанализировать результаты
деятельности.
С первого урока и на каждом занятии вводятся
новые биологические термины. Многие,
введенные на ранних этапах изучения естественно-научных
дисциплин, уточняются, дополняются и
усложняются. На уроках оценивается умение
учащегося логично и грамотно формулировать
свои мысли с использованием специальных
терминов, способность построения целостных,
связных и логичных высказываний с грамотным
использованием биологических терминов.
Большое значение имеет составление
планов и опорных конспектов по изученному
материалу – сначала по образцу, потом
самостоятельно, как по отработанному,
так и по новому материалу, для закрепления
и для контроля знаний.
Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:
- при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь словарем, дают различные определения понятия, например: трахеи –органы дыхания насекомых, трахея- часть системы дыхания позвоночных.
- подготовка
собственных презентаций, с
- использование
задач прикладного характера. Вследствие
чего у учащихся не только формируется
информационная компетенция, но и накапливаться
жизненный опыт. Благодаря таким задачам,
школьники видят, что естественные дисциплины
находит применение в любой области деятельности.
На первых этапах изучения - осознание
роли науки биологии в жизни человека,
её влияние на мир, начало освоения учеником
научной картины мира; в дальнейшем - овладение
познаниями и опытом деятельности науки
биологии – как составной части жизни
человека и человечества, осознание роли
биологии в бытовой, культурной, досуговой
сферах, её влияние на мир, формирование
освоения учеником научной картины мира,
расширяющейся до культурологического
и всечеловеческого понимания мира.