Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:40, статья
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях “экономики знаний” (И.Фрумин). В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение.
Возможны следующие пути решения этой проблемы:
- для формирования
грамотной, логически верной
- во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников и просить об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее учитель просит сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказывает помощь;
- предлагать ученикам для решения задачи, в условии которых могут быть умышленно пропущены единицы измерении;
- использовать
задачи со скрытой
- использовать задания с информационно – познавательной направленностью;
- использовать
исторический материал при
- практиковать
задавать для домашней работы
составление текстовых задач по схеме.
Анализ составленных задач происходит
на уроке учениками с использованием слов:
по сравнению с…, в отличие от…, предположим,
вероятно, по-моему…, это имеет отношение
к…, я делаю вывод…, я не согласен с…,
я предпочитаю…, моя задача состоит в…
Формирование социальной активности
и функциональной грамотности; овладение
знаниями и опытом в социально-трудовой
сфере (знать преимущества и недостатки
биологического образования), в области
профессионального самоопределения. Формировать
умения анализировать ситуацию на рынке
труда, действовать в соответствии с личной
и общественной выгодой, владеть этикой
трудовых и гражданских взаимоотношений.
Наилучшему развитию данной компетенции способствуют следующие приемы:
- контрольные работы различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций;
- тесты (устные тестовые конструкции);
- задания социально-трудового характера;
- проведение различных исследований;
- составление тестов самими учащимися.
Таким образом, формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.
Хотелось
бы заметить, что снабжать заданиями компетентностного
типа каждый параграф учебника нецелесообразно.
Во-первых, сделать это порой совсем нелегко,
во-вторых, предлагая такие задания, мы
должны отказаться от части заданий академического
характера, поскольку выполнение тех и
других требует времени. Но стандарта,
ЕГЭ или вступительных экзаменов в вузы,
проверяющих, прежде всего, предметные
знания и умения, никто не отменял. Это
означает, что говорить, по-видимому, следует
об акцентах. А именно, акцент на компетентностных
заданиях стоит делать в основной школе,
акцент на академических заданиях - в старшей
школе, да и то лишь тогда, когда предмет
изучается на профильном уровне, т.е. с
прицелом на соответствующий вступительный
экзамен. При этом развитые у школьников
компетенции в большой степени будет работать
на овладение академическими знаниями.
Ведь каждому учителю известно, что освоение
предметного содержания «тормозится»,
главным образом, неразвитостью у школьников
общеучебных умений (познавательных, информационных,
коммуникативных), которые мало чем отличаются
от ключевых компетенций.