Формирование ключевых компетенций средствами предметов естественно–научного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:40, статья

Описание

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях “экономики знаний” (И.Фрумин). В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение.

Работа состоит из  1 файл

Компетентностный подход.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

   Возможны следующие пути решения этой проблемы:

- для формирования  грамотной, логически верной речи  используются  устные   диктанты, включающие  задания на грамотное произношение и употребление терминов и др.;

- во время  устной работы всегда следить  за грамотностью речи учеников  и просить об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее учитель просит сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказывает помощь;

- предлагать  ученикам для решения задачи, в условии которых могут быть умышленно пропущены единицы измерении;

- использовать  задачи со скрытой информативной  частью;

-  использовать задания с информационно – познавательной  направленностью;

- использовать  исторический материал при подготовке  к урокам;

- практиковать  задавать для домашней работы  составление текстовых задач по схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в… 
                                  Социально-трудовая компетенция  
   Формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения. Формировать умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

  Наилучшему развитию данной компетенции  способствуют следующие приемы:

- контрольные  работы различного рода,  например с использованием электронных тестовых конструкций;

- тесты (устные  тестовые  конструкции);

- задания социально-трудового  характера;

- проведение  различных исследований;

- составление  тестов самими учащимися.

     Таким образом, формирование универсальных  компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

   Компетентностный подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

     Хотелось бы заметить, что снабжать заданиями компетентностного типа каждый параграф учебника нецелесообразно. Во-первых, сделать это порой совсем нелегко, во-вторых, предлагая такие задания, мы должны отказаться от части заданий академического характера, поскольку выполнение тех и других требует времени. Но стандарта, ЕГЭ или вступительных экзаменов в вузы, проверяющих, прежде всего, предметные знания и умения, никто не отменял. Это означает, что говорить, по-видимому, следует об акцентах. А именно, акцент на компетентностных заданиях стоит делать в основной школе, акцент на академических заданиях - в старшей школе, да и то лишь тогда, когда предмет изучается на профильном уровне, т.е. с прицелом на соответствующий вступительный экзамен. При этом развитые у школьников компетенции в большой степени будет работать на овладение академическими знаниями. Ведь каждому учителю известно, что освоение предметного содержания «тормозится», главным образом, неразвитостью у школьников общеучебных умений (познавательных, информационных, коммуникативных), которые мало чем отличаются от ключевых компетенций. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование ключевых компетенций средствами предметов естественно–научного цикла