Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:10, реферат
Неопределенность получила мощное подкрепление со стороны биологии. Явление мутации, вызванное проникновением в клетки мутантов среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений и т.п. и изменяющих их генетическую программу, может быть сравнено с теорией квантов, так как в нем также происходит скачкообразное изменение свойств. Происходит нарушение генетического кода: вместо нормального развития живого организма, предначертанного природой, наступает мутация — отступление от нормы.
Введение
Неопределенность получила мощное подкрепление со стороны биологии. Явление мутации, вызванное проникновением в клетки мутантов среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений и т.п. и изменяющих их генетическую программу, может быть сравнено с теорией квантов, так как в нем также происходит скачкообразное изменение свойств. Происходит нарушение генетического кода: вместо нормального развития живого организма, предначертанного природой, наступает мутация — отступление от нормы.
В теории квантов также нет промежуточных ступеней между двумя соседними энергетическими уровнями. Как утверждал Шредингер, мутации действительно обязаны своим происхождением квантовым скачкам в молекуле. Однако еще Ч. Дарвин фиксировал неопределенностную изменчивость видов как отсутствие изначальной приспособленческой направленности. И его выводы были тем более значимы, что описывали макроэффекты неопределенностных процессов, наблюдаемых в области биологической эволюции
Состояние неопределенности интуитивно знакомо каждому человеку. Это:
Все это заставляет сомневаться, колебаться, задумываться. "Что день грядущий мне готовит?" - этот вопрос, указывающий на быстротечность событий, мешает жить в согласии с собой и миром. Поэтому естественно стремление освободиться от смутных предположений и замешательства, перейти к точным определениям, прояснить ситуацию и действовать так, чтобы каждый поступок не вызывал мучительных колебаний. (1)
Можно выделить бросающиеся в глаза видимые причины неопределенности:
Но за всеми ними стоит глубинная порождающая основа неопределенности - всеобщая стохастичность, т.е. случайность. (1)
Народный эпос богат пословицами, нацеливающими на неминуемую встречу с неопределенностью. Присказка "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" - пример целевой неопределенности, а "В некотором царстве, в некотором государстве" или "За тридевять земель, в тридесятом царстве" - примеры пространственной неопределенности. Есть и весьма отрезвляющие замечания в фольклоре: " Знал бы, где упасть, - там соломки постлал бы ". Здесь неопределенность включает в себя всю полноту изменений, всю их новизну. Мы не знаем, что нас ждет, но возможно ли точное знание о событиях будущего и нужно ли такое знание ждущему?
Если неопределенность плоха и удручающа, а определенность так хороша и комфортна, то почему так притягательны удивление, наслаждение новизной, надежды, желания, пульсация жизни? Почему действительность не сочетается с самыми лучшими предначертаниями и самыми точными формулами?
Оставшаяся в наследство от классической науки ориентация на строго однозначную закономерность тускнеет перед картинами многовариантного процесса развития. Сегодня стало практической явью не логическое единообразие, а ветвящаяся графика отклонения от прямой, не гарантированная направленность к заведомо прогрессивным формам, а постоянное воспроизведение ситуации выбора. (1)
Неопределенностные процессы обнаруживаются в громадном массиве реалий действительности. В сфере социально-политических отношений они дают о себе знать:
Независимо от того, осознана или нет природа неопределенности, она живет во всеобщей системе взаимодействий, выступая реальным компонентом развития. Сами по себе процессы неопределенности, как и процессы определенности, не являются ни чем-то сугубо отрицательным, ни чем-то исключительно положительным. Они пронизывают ткань бытия, обнаруживают себя в поведении сложных систем и таким образом неустранимы. (1)
В обозримую протяженность нашей эпохи неопределенностные процессы настойчиво вводятся новейшими направлениями искусства. Порожденные временем такие авангардистские течения, как
являются автографами XX в., отражающими его неопределенность. Они размывают классическую определенность форм, пытаются выразить смысл, сводя к минимуму предметность. В авангардизме проступает стремление быть чем-то большим, чем просто искусством, упорядочивающим бытие при помощи символических идеальных средств. Авангардизм претендует на собственный тип существования в бытии, которое утратило способность сохранять и восстанавливать порядок. (1)
Кубизм характеризуется многоосевой системой изображения мира, где сдвинутые оси, несмотря на твердость граней, рождают ощущение неустойчивости. Кубизм - это модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907 г., когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы", необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрубленные фигуры, изображенные без каких-либо оттенков светотени и перспективы как комбинация расположенных на плоскости объектов. В 1908 г. в Париже образовалась группа, куда входили также Ж. Брак, X. Грис, где сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма. (1)
Сведя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты:
Они изображали предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм своим рождением знаменовал решительный разрыв с традициями реалистического искусства. (1)
Кубизм, таким образом, - это искусство, тяготеющее к аналитическому началу. Для кубизма характерны также многоцветные живописные композиции, образованные плоскими фрагментами каких-либо предметов.
Геометрические объемные формы появились в 1910 г. в скульптуре. Так, французский скульптор Лоран и другие мастера создают произведения, в которых реальный изобразительный мотив трансформируется в композицию, где эти формы приобретают самодовлеющее значение и исходный мотив угадывается с трудом, иногда лишь при помощи названия.
Кубисты создавали новые формы многомерной перспективы. Разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры. Таким образом, кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание. (1)
Кубизм явился предшественником многих позднейших модернистских течений. Так, например, дальнейшим развитием кубизма стал созданный К. Малевичем супрематизм. Мир его картин вне земного притяжения: на белом фоне - символе чистого света - как бы парят геометрические фигуры, лишенные всяких содержательных элементов в беспредельном космосе. Наиболее известным произведением Малевича стал "Черный квадрат". Помещая на белом фоне уравновешенную форму черного идеального квадрата, Малевич создавал символ вечного противостояния двух сил: света и тени, небытия и жизни, прошлого и неизвестного будущего. У Малевича прослеживается приверженность миру идеальных геометрических тел, парящих в идеальном духовном космосе искусства.
Эти поиски мастеров авангарда не следует рассматривать как поиски совершенства технического мастерства. Это были поиски в духе философии того времени. (1)
Футуризм накладывает на видение настоящего динамику форм, устремленных в будущее. Футуризм (от лат. futurum - будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в. Стремясь создать искусство будущего, футуризм отрицал традиционную культуру, особенно ее нравственные и художественные ценности, культивировал урбанизм, т.е. эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. В живописи футуристы использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммируя впечатления, полученные в процессе стремительного движения. (1)
Абстракционизм, т.е. "без-предметность", "без-образность", - направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре, графике. Абстракционизм отрицал познавательные задачи художественного творчества, явился крайним проявлением модернизма. Это течение в искусстве возникло в 10-х гг. XX в. как анархический вызов общественным вкусам, а в конце 40-х - начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространенным и воинствующим явлениям. Некоторые течения, такие как уже упоминавшийся супрематизм, неопластицизм, перекликались с поисками нового в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов. Другие, такие как ташизм, стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов.
Абстракционизм - таково конечное, пиковое достижение авангарда, это реализация мечты романтиков о создании творения искусства максимально бесплотного и воплощающего лишь духовное тело. (1)
Экспрессионизм ( Экспрессия - это выразительность, яркое выражение чувств, настроений, мыслей.) - направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Оно выражало протест против чувства обреченности и ужаса перед унижением человека, перед войнами. Установки экспрессионизма вели к болезненной напряженности эмоций, гротескной изломанности, деформации мира.
Многие представители экспрессионизма стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений. (1)
Сюрреализм вскрывает подсознательные смысловые пласты и воспроизводит иррационально-мотивированные способы восприятия мира. В буквальном смысле слова - это сверхреализм.
Сюрреализм - модернистское направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания, т.е. инстинкты, сновидения, галлюцинации. Методом сюрреализма стали разрыв логических связей и замена их субъективными ассоциациями. Ярким представителем сюрреализма стали такие художники, как Э. Неизвестный, С. Дали. Главными чертами сюрреализма стали противоестественность сочетаний предметов и явлений, изображенных со значительной достоверностью. (1)
Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Фактуру предмета художники заменяли фактурой самой живописи. Их лозунгом было: "Художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит". Свободное построение композиции, подвижные контуры форм, окутанных воздухом, острота ракурсов, раздельность мазков, не совпадающих с абрисом предмета, исчезновение локального цвета, насыщенность тона изменчивым светом - все это было направлено на воплощение явлений, которые импрессионисты заново открыли и стремились зафиксировать с чисто оптической достоверностью. (1)
Первую выставку картин семеро неизвестных тогда живописцев - К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега, П. Сезанн, Б. Моризо - устроили весной 1874 г. в центре Парижа на углу бульвара Капуцинок. Это были люди зрелого возраста, объединенные ненавистью к фальши официального искусства и решимостью искать правду, невзирая на трудности.
Информация о работе Мутации как подкрепление неопределенности со стороны биологии