Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:10, реферат
Неопределенность получила мощное подкрепление со стороны биологии. Явление мутации, вызванное проникновением в клетки мутантов среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений и т.п. и изменяющих их генетическую программу, может быть сравнено с теорией квантов, так как в нем также происходит скачкообразное изменение свойств. Происходит нарушение генетического кода: вместо нормального развития живого организма, предначертанного природой, наступает мутация — отступление от нормы.
Взаимоотношение света, цвета и тени - вот центральный пункт, в котором сталкивались мнения. Вместо того чтобы просто изображать природу, они выражали свою любовь к ней. Камиль Коро говорил своим ученикам: "Никогда не теряйте первого впечатления, которое вас взволновало". Глядя на картины Коро, на его пейзажи, полные тихой радости или светлой грусти, поражаешься богатству оттенков. Такая живопись обогащала зрение и чувства, помогая по-новому услышать голос природы, понять ее слитность с человеческой душой. Это искусство возникло из воли к свободе, оно демократично по своей природе.
Работая на открытом воздухе, К. Моне, К. Писсаро, А. Сислей создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм и вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета, создаваемые накладываемыми на холст отдельными мазками из расчета на оптическое смещение их в глазу зрителя, цветные тени порождали беспримерно светлую и трепетную живопись. Кроме живописцев (американец Дж. Уинслер, немец М. Либер-ман, русский К. Коровин) интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы О. Ролен, М. Россо, музыканты К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и др., для произведений которых характерна передача таких настроений, психологических нюансов. (1)
Постимпрессионизм - понятие очень широкое, включающее в себя разнообразные явления. "Пост" означает "после" импрессионизма. Это течение в живописи возникло во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм повысил интерес к философии и символическим аспектам. К постимпрессионистам относятся Сера, Синьяк, Ван Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Боннар и др.
Период постимпрессионизма длился около двадцати лет, захватив начало XX столетия, затем наступила другая эра в искусстве. О рождении современности возвестило творчество Матисса, Дерена, Ван Донгена, Вламинка, Марке, Пикассо, объединившихся вокруг художника Анки Руссо.
В середине XX в. неопределенность заявила о себе как проблема кибернетики и компьютерной связи, В работах основателей кибернетики Н. Винера, К. Шеннона, Р. Хартли сама информация стала пониматься как нечто, что измеряется количеством неопределенности и устраняет ее. Неопределенность в теории информации К. Шеннона характеризовалась невозможностью однозначно предсказать, какой сигнал будет выбран источником сообщений или невозможностью однозначно предсказать последовательность состояний источника статистической информации. Многочисленные неполадки в компьютерах на космических станциях являются ярким примером проявления неопределенности. (1)
Исторически сложилось так, что в собственном терминологическом обличии проблема неопределенности выступила лишь в XX в. в великом открытии немецкого физика Гейзенберга (1927 г). В принципе неопределенности Гейзенберга утверждается, что имеется две пары величин, характеризующих макросистему, которые не могут быть известны одновременно с бесконечной степенью точности. Неопределенность проявилась в отношении измерения координаты микрочастицы и ее импульса. Получается, что нельзя одновременно знать координату частицы, т.е. ее местоположение в пространстве, и скорость: чем точнее определена скорость, а значит, и импульс частицы, тем большая неопределенность будет в значении координаты. Это означает, что микрочастицу в принципе невозможно однозначно локализовать в пространстве и времени, ее местоположение Может быть представлено лишь вероятностно. Квантово-механические эффекты показали, что неопределенность вряд ли можно обойти и тем более опустить как несуществующую. Эта неточность свойственна самой природе систем, которые мы рассматриваем, и является отражением того предела, которого достигли наши знания о микромире.(1)
Таким образом, принцип неопределенности - это фундаментальное положение квантовой теории, утверждающей, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс принимают вполне определенное значение. Никакой эксперимент не может привести к одновременному точному определению таких динамических переменных. При этом неопределенность в определении связана не с несовершенством экспериментальной техники, а с объективными свойствами материи. Отсюда следует, что понятия координаты и импульса не могут быть применены в классическом смысле к микроскопическим объектам. (1)
Согласно корпускулярно-волновому дуализму состояние частицы полностью определяется лишь волновой функцией. Частица может быть обнаружена в любой точке пространства, в которой волновая функция отличается от нуля. Это означает, что при проведении серии экспериментов значения будут вероятностными.
Феномен неопределенности связан с довольно простым фактом - признанием действительности движения, относительно свободного от нормативных предписаний, фатальной предзаданности и умозрительного конструирования моделей будущего. Многовариантность хода событий и открытость будущего делает собственный организм суверенным в отношении указанных конечных целей. (1)
Выражения типа "устранение неопределенности", "преодоление неопределенности", "борьба со случаем" и т.п. - не более чем метафоры, льстящие всемогуществу человека. Они наполняются содержанием лишь в той нише, где случайность понимается как невыясненная закономерность, а неопределенность происходит исключительно из-за недостатка нашего знания. Конечно, такое толкование имеет место, но оно слишком фрагментарно и поэтому ограниченно. Пытаться напрочь расквитаться с неопределенностью, устранить и исчерпать ее - значит витать в сферах выдуманного мира, где все предсказуемо, объяснено и объяснимо. Неопределенность, как и случай, - реальные компоненты развития, объективные характеристики жизнедеятельности человека. Убывая "здесь" и "теперь", неопределенность возрождается "там" и "тогда". Она имеет корни в основных условиях бытия и в этом смысле неустранима. (1)
Можно ли жить в согласии с собой и с миром, взяв в голову идею неопределенности? Посильна ли она людям? Ведь ни справиться с ней, ни устранить ее невозможно. Но, с другой стороны, неопределенность обуславливает полноту всех изменений, открытость будущего, порождение нового и небывалого. А как можно лишиться полноты и небывалости жизни? В чем же тогда состоит людская мудрость: в том, чтобы бесстрашно жить, не зная завтрашнего дня, или в том, чтобы этот день предвидеть?
Философские системы древности и Нового времени при достаточно откровенном скепсисе к познанию тяготели к принятию постулата определенности бытия. Неопределенности же отдавали лишь сферу познания.
Мир так устроен, что случайность и неопределенность - его объективные характеристики, они пронизывают все уровни организации материи. Проблема неопределенности свойственна проблеме нестабильности мира, возникновению порядка из хаоса. Она занимает ведущее место в той концептуальной парадигме, где необратимость временных процессов становится реальностью, где есть место новообразованиям и уникальным событиям. (1)
Неопределенность может быть понята как взаимодействие, обремененное множеством возможных результатов. Этим понятием фиксируется ситуация невыявленности реального будущего.
Можно выделить следующие сферы проявления неопределенности:
Эволюционный подход отличает следующие виды неопределенности:
Правомерно различие первичной и производной неопределенности.
Первичная неопределенность содержится в самом фундаменте природы, когда наличие множества возможных результатов объясняется тем, что одни потенциальные события, содержащиеся в некотором событии, обуславливают или детерминируют одни результаты, а другие потенциальные события - совершенно другие результаты.
Производная неопределенность некоторого события состоит в том, что при его осуществлении не известно, какое из множества более элементарных событий имеет место. (1)
Можно также говорить о ретроспективной неопределенности, т.е. неопределенности прошлого, порождающей причины настоящего и будущего, и перспективной неопределенности, связанной с неоднозначностью взаимодействия причины и следствия, с тем, что последующее состояние системы не является единственным, а связано с необходимостью выбора из некоторого множества возможных состояний.
При прогнозировании научно-технического прогресса необходимо обращать внимание на неопределенность, связанную с внедрением той или иной научной информации, а также с возможностью определения точных характеристик техники будущего, сроков и средств их создания. Значение имеют также неопределенность, вызванная ограничением знания на том или ином этапе прогнозирования, и статистическая неопределенность сложных процессов.
Имеет смысл напомнить о постоянно существующей константной неопределенности, которая закладывается в начальных условиях любых расчетов и исчислений и с течением времени, возрастая, превращается в неопределенность конечного результата.
В зависимости от видов причин выделяется уже упоминавшаяся выше статистическая и эпистемологическая неопределенность. Статистическая неопределенность задается поведением самого объекта, здесь субъект, принимающий решение, как бы отходит на задний план. Под статистической неопределенностью понимается состояние, при котором можно абстрагироваться от субъективного элемента в вероятностном описании процессов и взаимодействий сложных систем. При эпистемологической неопределенности каждый исход имеет известную вероятность наступления, причем предполагается, что принимающему решения субъекту эти вероятности известны. (1)
В поле этой неопределенности существенную роль играет неконтролируемая или не полностью контролируемая и поэтому не поддающаяся принципиальному разделению на элементы деятельность человека.
Завершая перечисление видов и типов неопределенности, можно еще указать на так называемую имманентную и гетерономную неопределенность. Первая имеет место, когда горизонт предпочтений меняется, но типологическая узнаваемость событий и процессов сохраняется. Например, человек, избравший ту или иную профессию, может достичь в рамках положенного высших ступеней, а может остаться на первоначально заданном квалификационном уровне. При наличии вариантов типологическое единообразие сохранено. В ситуациях, когда будущее приобретает принципиально отличительное качество от состояний и потенций, обозначенных ранее, речь идет о гетерономной неопределенности. Примером могут служить судьбы великих мира сего, которые при стечении обстоятельств оторвались от приоритетов, заданных первоначальной социализацией, и были заброшены в никем не прогнозируемые и не просматриваемые изначально сферы деятельности. (1)
Парадокс неопределенности - в принятии неопределенности, что является залогом прочного мироустройства. На первый взгляд, устойчивое мироустройство неопределенность исключает. Она может привести к чему угодно - только не к сохранению стабильности и устоявшегося. Ей более свойственно разметаться в хаосе, и поэтому столь "зыбкой" почве стоит больших усилий удержаться в рамках устойчивости и постоянства.
Однако стремление к "эпохе процветания" не отменяет перемен, желания жить, преодолевая хаос собственного бытия, не укладывается в метрику подчинения жесткой норме. "Великий зодчий", именуемый Природой, не так бесхитростен и безыскусен, чтобы позволить не скрыть в себе тайну. Мир, загадочный и очевидный одновременно, претендует на всеприятие себя в мистериях страстей и множественных ликов. Не определившаяся реальность "завтра" еще удивит путника своей непрожитой новизной и небывалостью. Неопределенность, не принятая в расчет, существовать не перестанет. Резкие, взрывные перемены, обрушившиеся на неадаптированную личность, неспособную воспринимать реальную вероятность взаимодействий, могут привести к потере жизнеспособности, к сильным потрясениям. Поэтому ощущается потребность так сориентироваться в бытии, чтобы адекватно взаимодействовать с миром.
В условиях, когда прошлое уже определено и его нельзя изменить, а суждения о будущем возможны только в виде вопросов, ведущей становится установка на жизнь, испытывающую и преодолевающую воздействия мира.
Подчиняясь напору жизненного потока, человек наслаждается подлинностью своего существования. Настоящее становится тем более ценным, что будущее - всегда самое большое неизвестное нашей жизни. Его неопределенность заставляет концентрировать творческую энергию в реальном, настоящем. Созидание "здесь" и "теперь" становится делом первостепенной важности, не терпящем отлагательства ("не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня"). Каждый человек оставляет за собой право организовать пространство своего жизнеобитания. Элементами, скрепляющими каркас жизнеустройства являются:
Таким образом, неизвестность будущего заставляет снимать выбор напряжений концентрацией энергии в созидании настоящего. В этом и состоит суть и оправдание парадокса неопределенности: залог прочного мироустройства - в принятии неопределенности бытия. (1)
Информация о работе Мутации как подкрепление неопределенности со стороны биологии