Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Поэтому целью нашей работы явилось теоретическое изучение особенностей флоры усадебных парков, а так же истории некоторых усадьб Ивановской области. Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. проанализировать литературные данные о структуре и классификации старинных усадебных парков.
2. по литературным источникам изучить особенности флоры усадебных парков
3. найти сведения о сохранившихся усадебных парках Ивановской области;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……..4
ГЛАВА 1.
Особенности русского садово-паркового искусства………………………………………….……6
1.1. Общая характеристика усадебных парков……………………….…........6
1.1.1. История изучения русской усадьбы…………………………….…6
1. 2. Классификация парков……………………………………….…….7
1. 3. Планировка парков……………………….……8
1. 4. Особенности флоры усадебных парков………………………….……….12
ГЛАВА 2.
Исторические сведения о некоторых усадебных парках Ивановской области……….……..15
2.1.Усадьба Кречетниковых ……………………………...….………15
2.2. Усадьба Воронцовых …………………………….……...16
.2.3. Усадьба Молчанова………………………………………….……...18
2.4. Усадьба Воротынских……………………………………….……..19
2.5. Усадьба Ясюнинского…………………………………...…..……20
Заключение.........................................................................................
список литературы.....................................................................................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1.
Особенности русского
садово-паркового искусства…………
1.1. Общая характеристика
усадебных парков……………………….…...
1.1.1. История
изучения русской усадьбы………………
1. 2. Классификация парков……………………………………….…….7
1. 3. Планировка парков……………………….……8
1. 4. Особенности
флоры усадебных парков……………………
ГЛАВА 2.
Исторические сведения о некоторых усадебных парках Ивановской области……….……..15
2.1.Усадьба Кречетниковых ……………………………...….………15
2.2. Усадьба Воронцовых …………………………….……...16
.2.3. Усадьба Молчанова…………………………………
2.4. Усадьба Воротынских……………………………
2.5. Усадьба Ясюнинского……………………………
Заключение....................
список литературы.............
Введение
Усадебные парки - уникальные культурно-исторические и природные объекты, которые в настоящее время привлекают внимание ботаников. Они были широко распространены в XVIII - XIX вв. И уже в конце XIX века в России насчитывалось 60 тысяч дворянских усадеб (Пушкарева, 1999).
Широкое изучение русской усадьбы зародилось главным образом в начале XX века и первоначально состояло в основном в каталогизации и описании непосредственно сохранившихся ландшафтно-архитектурных комплексов. Эта задача и до сих пор остается одной из важнейших (Замятин, 2004).
Многие парковые и усадебные ансамбли, сохранившиеся до настоящего времени, служат особым типом природных объектов, составляя природно-культурное наследие страны (Швецов, Полякова. 1995). Кроме того, во многих случаях старинные парки и усадьбы являются не только образцами садово-паркового искусства с точки зрения ландшафтной архитектуры, но также служат примером обогащения флоры целым рядом ценных декоративных экзотов. И поскольку флора парков достаточно многообразна, то и изучение видового состава старинных усадебных парков является очень актуальным в настоящее время, так как позволяет проанализировать адаптационные возможности декоративных растений и разработать практические рекомендации по сохранению и восстановлению старых парков и усадеб. Именно поэтому в последние годы не только в нашей стране, но и за рубежом растет интерес к изучению данной проблемы.
Флористические
исследования усадебных парков
Ивановской области начаты
Поэтому целью нашей работы явилось теоретическое изучение особенностей флоры усадебных парков, а так же истории некоторых усадьб Ивановской области. Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. проанализировать литературные данные о структуре и классификации старинных усадебных парков.
2. по литературным источникам изучить особенности флоры усадебных парков
3. найти сведения
о сохранившихся усадебных
ГЛАВА 1. Особенности русского садово-паркового искусства.
1.1.История формирования русского (смешанного) сада(парка).
В России второй половины XVIII в. строительство дворянский усадеб приобретает исключительный размах. Указом Петра III «О вольности дворянства» дворянам предоставлялись особые льготы – они освобождались от обязательной службы и получали в свое полное распоряжение большие поместья вместе с приписанными к ним людьми. Позже Екатерина II, подтвердив эти привилегии дворянства, предоставила им ряд новых льгот. Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъехались по своим вотчинам и занялись преимущественно сельским хозяйством и строительством усадеб. Усадьбы стали основным местом пребывания помещика-дворянина и быстро приобрели представительское значение. Усадьба и прилегающие к ней сады и парки стали предметом гордости и престижа, такими объектами, которые отражают не только уровень благосостояния владельца, но его культурное развитие, духовные идеалы, представления о прекрасном. Образцом устройства усадеб служили царские дворцово-парковые комплексы Петербурга, например, Царское Село, Павловск, Гатчина и Москвы, например, Царицыно, созданные в 70–80-х годах во время правления Екатерины II.
(http://www.landscape-design.
В этот период закладываются общие принципы планировки русских усадеб, сохранившиеся вплоть до начала XX в. Усадьба рассматривается как своего рода «микрокосм», в котором есть свое ядро, место для работы и отдыха, и, наконец, мир природы, стихия. Дворец с примыкающими к нему флигелями является центром, доминантой поместья и располагается обычно на возвышении: у бровки холма, на краю речной террасы или у пруда. Ниже располагаются многочисленные служебные корпуса, которые также украшаются и ставятся в определенном порядке, таким образом, чтобы поддержать центр ансамбля. Центр выделяется и чисто планировочными приемами. Именно к нему подводит прямая подъездная аллея. Главная осевая линия проходит мимо монументальных выездных ворот, через парадный вход, вестибюль, зал и выводит в сад. Этот ближний сад является как бы продолжением дома и поэтому планируется регулярно. Лишь за ним начинается собственно пейзажный парк. Такое устройство парка позднее получило название смешанного стиля.
Активное строительство усадеб на всей территории России, высокие требования к качеству работ и престижность профессии архитектора, привели к возникновению целой плеяды выдающихся деятелей искусств и науки, которые и определяли пути развития садового зодчества в этот период. В своих работах А. Т. Болотов, Н. А. Львов, Н. П. Осипов не только пропагандировали преимущества пейзажного стиля, но и утверждали необходимость возникновения самобытных русских садов и парков в противовес «французским» и «английским». Это были высокообразованные люди с энциклопедическими познаниями в мировой и отечественной истории и культуре, патриоты своей страны.
Огромной популярностью пользовались статьи Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833), которые он печатал в журналах «Сельский житель», «Экономический магазин». Болотов считал, что русские не должны слепо копировать европейскую садовую моду. Напротив, ее нужно видоизменить в соответствии с традициями и климатом нашей страны. Так появилась его знаменитая концепция «русского сада»:
Русский сад не является в строгом смысле ни пейзажным, ни регулярным. Он, как то повелось еще с допетровских времен, представляет собой смесь обоих этих стилей.
Русский сад всегда носил утилитарный характер. В нем обязательно должны высаживаться плодовые деревья и кустарники, такие как яблони и вишни.
Симметрия не соблюдается в русских садах не по «принципиальным», как в пейзажных парках, соображениям, а потому, что они разбиваются наиболее простым и удобным способом. Чаще всего это противоречит требованиям строгой симметрии, однако если, например, прямая дорожка оказывается удобнее извилистой, то предпочитается именно она.
Русский сад должен быть дешевым и экономным. В нем не должно быть сложных и дорогих гидротехнических и инженерных сооружений, вычурных парковых построек и так далее.
XVIII век был
временем, когда провинциальные
дворянские усадьбы
Постепенно в
дворянских кругах возникает мода на
образованность и интеллигентность.
Образованность требует досуга, которого
достаточно в деревенском уединении.
Возникает традиция приглашать в
усадьбу художников, литераторов, музыкантов.
Можно утверждать, что великая русская
литература и искусство XIX века зародились
и выросли в «стенах» русской усадьбы.
Т. Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки» – Ленинград, 1963 г.
А. Т. Болотов
«Жизнь и приключения Андрея Болотова,
описанные самим им для своих потомков»
– Москва, 1986 г.
1.2. Классификация парков
Многогранность парков как объектов изучения позволяет делить их на группы на основе признаков композиции, архитектуры, времени создания, флоры, занимаемой площади и т.д.
Т.Б. Дубяго (1963) классифицирует парки по их размерам, выделяя малые (1-5 га), средние (5-12 га), большие (12-100 га) и расчищенные леса (более 100 га).
Существует еще
более развернутая
Существует классификация парков по размерам: малые (1-5 га), средние (5-12 га), большие (12-100 га) и расчищенные леса (более 100 га).
К классификации по функциональному признаку относится один из способов разделения парков на городские, сельские, поселковые. Но следует отметить, что большинство изученных парков сейчас находится вне населенных пунктов.
Еще одним вариантом классификации является деление парков с учетом их внутреннего содержания, что позволяет делить парки на романтические (композиция напоминает сцену с декорациями); реалистические (структура парка исключает искусственность и подчеркивает естественность); дендрологические, когда парк рассматривается как коллекция растений (Жирнов, 1977).
Одной из наиболее
популярных является классификация, которая
основана на особенностях композиции
и дендрологического состава. При
этом композиционный подход основан
на учете стиля, сохранности и
перспектив восстановления парков, а
дендрологический - на учете количества
иитродуцированных видов, их состояния
и степени уникальности (Мауринь и др.,
1971). В среде специалистов такой подход
очень популярен. Например, деление композиций
на регулярные и пейзажные или на парки,
флористически богатые и однопородные
используется повсеместно (Горохов, Лунц,
1985). Однако применить его ко многим старинным
паркам невозможно, так как большинство
из них утратили стилевые особенности,
а флористическое богатство снизилось
настолько, что дифференцировать композиции
по этому признаку нерационально.
1.3.
Планировка парков
Планировка усадебных комплексов всегда различна, но в основе ее всегда лежит схема построения с единой осью, проходящей через главный дом как центр всей композиции. Перед домом располагается партер (открытый участок регулярного парка, включающий газоны, цветники, невысокий декоративный кустарник) и регулярный парк, полого спускающийся к реке или системе прудов, за которым простирается парк пейзажный (Свод памятников архитектуры и ... , 1998).
В целом все парковое пространство состоит из системы аллей, дорожек, водоемов, растительности и архитектурных форм. При этом составные элементы растительности, формирующие парк (отдельные деревья, их группы, массивы и рощи, куртины кустарников, газоны и цветники) проектируются по всему парку, с обеих сторон аллей, дорожек и сочетаются с элементами рельефа, привязываются к основным зданиям и вспомогательным строениям, функциональным площадкам и участкам, а также к границам парка. Такие трехзонные смешанные по стилистике усадебные парки создавались в России уже в конце XVIII века на основе ранее существовавших посадок и были самым распространенным вариантом.
Особенности пейзажного и регулярного парков.
Регулярный парк - это геометрически строгая планировка, часто симметричная, с подстриженными деревьями и кустарниками в посадках с четкими, прямыми границами, с водоемами правильной формы, а также с террасами, партерными цветниками и скульптурой (при этом из скульптур преобладали изваяния человеческих фигур) (Лепкович, 2004; Рысин, 2003). Такие парки отличались использованием правильных геометрических контуров, прямизной аллей, дорог, симметричными композициями, террасами, рядовыми посадками стриженых деревьев, обилием скульптур, водных устройств. Здесь растения, дорожки, водоемы и другие элементы расположены симметрично один по отношению к другому (Вергунов, Горохов, 1996).
Регулярные парки должны были постоянно сохранять определенный, почти не изменяющийся внешний вид, что достигалось формированием крон деревьев и кустарников.
Пейзажный парк
наоборот создавался так, чтобы возникала
иллюзия его естественного
Для пейзажных парков были характерны букетные посадки деревьев. Чаще всего букетные посадки создавались из липы, реже из березы и некоторых других пород. По мере роста деревьев, их стволы расходились в стороны под углом, а кроны отдельных деревьев сливались в один огромный букет. Букетные посадки очень уязвимы и страдают от ветровала.
Информация о работе Обзор усадебных парков Ивановской области