Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Поэтому целью нашей работы явилось теоретическое изучение особенностей флоры усадебных парков, а так же истории некоторых усадьб Ивановской области. Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. проанализировать литературные данные о структуре и классификации старинных усадебных парков.
2. по литературным источникам изучить особенности флоры усадебных парков
3. найти сведения о сохранившихся усадебных парках Ивановской области;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……..4
ГЛАВА 1.
Особенности русского садово-паркового искусства………………………………………….……6
1.1. Общая характеристика усадебных парков……………………….…........6
1.1.1. История изучения русской усадьбы…………………………….…6
1. 2. Классификация парков……………………………………….…….7
1. 3. Планировка парков……………………….……8
1. 4. Особенности флоры усадебных парков………………………….……….12
ГЛАВА 2.
Исторические сведения о некоторых усадебных парках Ивановской области……….……..15
2.1.Усадьба Кречетниковых ……………………………...….………15
2.2. Усадьба Воронцовых …………………………….……...16
.2.3. Усадьба Молчанова………………………………………….……...18
2.4. Усадьба Воротынских……………………………………….……..19
2.5. Усадьба Ясюнинского…………………………………...…..……20
Заключение.........................................................................................
список литературы.....................................................................................
Свод памятников
...Ч.2. С.7-10, Березин, Добронравов, 1898 с.77-78
2.2
КАПЦЕВО (Ильинский
район)
УСАДЬБА ВОРОНЦОВЫХ, 18 - нач. 19 в.
Расположена к юго-западу
Со стороны Ростова Великого к усадьбе
вел парадный "пришпект", на несколько
верст обсаженный липами с обеих сторон.
Искусственные земляные перемычки-запруды
разделяли реку на 12 прудов, дугой окружавших
усадьбу с юго-запада. Самой древней постройкой
была каменная Богородская церковь, сооруженная
в 1757 г. на средства графа И.И. Воронцова
(остался лишь фрагмент западного входа).
Двухэтажный дом причта этой церкви (кон.
18 в.) - единственная постройка, уцелевшая
до наших дней. От других зданий усадьбы,
пришедшей в упадок уже к сер. 19 в., сохранились
лишь фундаменты. Помимо того прослеживаются
фрагменты парковых посадок. Эти элементы
позволяют приближенно представить планировочную
схему усадьбы.
Главные постройки - дом-дворец и флигели
по сторонам - были воздвигнуты на невысокой
приречной террасе, близкой в плане к квадрату.
Продольная ось дворца (восток-запад) совпадала
с направлением течения реки, а поперечная
- с начинающейся выше по рельефу дорогой,
ведущей к северу через Гаврилов-Ям на
Ярославль.
Под прямым углом к ней, на запад, по дамбе
над прудами шла другая дорога. Она огибала
террасу с востока и уходила в Ильинское-Хованское.
Южная сторона террасы обращена к прудам.
Здесь растут липы, которые на западной
границе участка посажены по прямой линии.
Западнее, на слабом понижении рельефа
размещалось кладбище; здесь липы были
высажены кольцом вокруг церкви.
К северу от храма построен двухэтажный
дом причта. Кирпичные стены квадратного
объема оштукатурены и покрашены. В 19 в.
к его южному фасаду по всей высоте и ширине
была сделана пристройка; образовавшийся
прямоугольный объем завершен общей скатной
крышей с небольшим мезонином.
В первоначальной
части здания главный восточный
фасад равномерно прорезан четырьмя
окнами, разделенными широкими простенками
с горизонтальным рустом. Проемы обоих
этажей объединены нишей и разграничены
прямоугольной накладкой над нижним окном.
Ниши врезаются во фриз, опоясывающий
здание по верху стен гладкой полосой
без раскреповок.
Входы в здание устроены с южной стороны
через пристройку и со сквера. В обоих
этажах - по два почти одинаковых крупных
помещения, разделенных стеной по оси
север-юг и соединенных двумя проходами.
Свод памятников ...Ч.2. С.284-285, Титов, 1883,
с. 37-38; Титов, 1885, с. 307; Краткие сведения..,
1908, с. 163.
2.3 НОВО-ТАЛИЦЫ
УСАДЬБА Молчанова, 2-я пол. 18 1-я пол. 19
в.
Расположена на
возвышенном участке над речкой
Вергуза. Основателем усадьбы во
2-й пол. 18 в. был контр-адмирал Н.И.
Молчанов, при котором был построен дом
(не сохр.); позже она принадлежала ивановскому
купцу А.Г. Бегену. В состав усадьбы входят
главный дом, относящийся, вероятно, к
сер. 19 в., парк с элементами регулярной
планировки и хозяйственные постройки.
Хороший памятник периода классицизма,
сохранивший характерные черты регулярного
усадебного строительства. Планировка
традиционно сочетает регулярный и пейзажный
принципы.
Дорога к усадьбе ведет от шоссе Иваново
- Ярославль через мост к подъездной аллее.
Эта главная ось проходит в направлении
с севера на юг через всю усадьбу. В центре
ее, на вершине холма, стоит главный дом,
обращенный к реке колонным портиком.
К дому направлены и две диагональные
аллеи, образуя в планировке традиционные
три луча. В точке их схождения перед портиком
главного фасада с запада на восток проходит
поперечная дорога, соединяющая усадьбы
с двумя деревнями. От дороги и главной
аллеи отходят ответвления к пристройкам
хозяйственного двора в юго-восточной
части усадьбы. За домом главная аллея
продолжается к югу мимо большого пруда
к старому парку.
Главный дом - прямоугольное в плане двухэтажное
с высоким цоколем здание в стиле классицизма
завершено четырехскатной кровлей Кирпичные
неоштукатуренные стены окрашены в желтый
цвет с выделенными побелкой деталями.
Южный фасад загорожен поздней деревянной
пристройкой. Главный северный фасад украшен
портиком из четырех кирпичных колонн
с импостами, несущих деревянный фронтон
с полуциркульным окном в тимпане. На всех
фасадах окна нижнего этажа высокие, прямоугольны,
верхнего - небольшие, высоко расположенные,
типа антресольных. В портике на уровне
верхних окон устроен балкон.
Фасадный декор крайне скуп. Верхние окна имеют лишь подоконные полки с простыми консолями, нижние в рамочных наличниках с веерной кладкой и замковым камнем. Высокие парадные комнаты нижнего этажа расположены анфиладой, в центре дома узкий коридор с ведущей наверх лестницей. Парк состоит из двух частей. Первая, перед главным фасадом, включает партер и сходящиеся сюда лучами липовые аллеи. Участки партера обрамлены боскетами из сирени и жасмина. На лужайках между ними стоят высокие алтайские ели. Другая часть - расположенный в 800 м к югу старый, первоначальный парк, в котором было 12 аллей, расходящихся лучами.
Свод памятников
...Ч.2. С.51-53, Семенов, т. 2, с. 780; Кочеткова,
с. 11–12
2.4
ЧЕРНЦЫ
УСАДЬБА
ВОРОТЫНСКИХ, нач. 19 -
нач. 20 в.
Расположена на
северной окраине села, на берегу р.
Ухтохма. Первоначально принадлежала
князьям Воротынским, а со 2-й пол.
19 в. - помещикам Митковым. На вероятно,
почти квадратном в плане участке
в центре расположен главный дом,
сооруженный, в нач. 19 в. Перед его западным
фасадом устроен небольшой двор, на южной
стороне которого стоит флигель нач. 19
в.
К этому времени относится и служебный
корпус, вытянутый вдоль липовой аллеи,
подводящей к дому с запада. Главный дом
и служебные постройки перестраивались
в кон. 19 - нач. 20 в., вероятно, при последнем
владельце Миткове. Вокруг дома разбит
парк, заложенный в нач. 19 в. К северу от
жилой зоны, между главной липовой аллеей
и березовый, ограничивающей территорию
усадьбы, находится конный двор, за ним
- сосновая роща.
Главный дом выстроен из кирпича и
оштукатурен. Характерный образец усадебного
дома с позднеклассицистическим декором.
Двухэтажный прямоугольный объем, покрытый
вальмовой кровлей, вытянут вдоль восточной
стороны двора. На флангах фасадов и в
местах основных членений объема поставлены
лопатки (в первом этаже) и пилястры (во
втором), в центре главного фасада декор
утрачен. Стены опоясывает междуэтажный
карниз, прерывающийся в центральных частях
протяженных фасадов (в четыре оконных
оси). По верху также проходит тонко профилированный
карниз.
Служебный корпус. К одноэтажному
кирпичному объему под прямым углом примыкает
другой, рубленный из бревен с остатком,
фасады которого горизонтально обшиты
досками. Прямоугольные окна заключены
в рамочные наличники.
Флигель сложен из кирпича и оштукатурен. Одноэтажное здание в виде вытянутого прямоугольника покрыто вальмовой кровлей; в центре возвышается мезонин под четырехскатной кровлей. Фасады прорезаны прямоугольными окнами и дверными проемами, лишенными обрамлений. По верху стен основного объема и мезонина проходит гладкий фриз, плавно изгибающийся к карнизу. В торцовых стенах мезонина - по одному окну.
Конный
двор занимает участок прямоугольной
формы, по сторонам которого стоят одноэтажная
кирпичная конюшня (северная граница двора)
и двухэтажный каменно-деревянный служебный
корпус (южная граница). В центре, вдоль
березовой аллеи, расположен кирпичный
каретник, образованный сочленением двух
объемов: двухэтажного, почти квадратного
в плане, и примыкающего одноэтажного
под живописной кровлей с переломами.
За конюшней, к северу от основной территории
хозяйственного двора, стоит небольшое
одноэтажное кирпичное здание под вальмовой
кровлей - молочня.
Парк. От
восточного фасада дома к реке спускается
партер, обрамленный двумя аллеями. От
двора перед западным фасадом отходят
пять аллей, крайние две являются частью
дороги, проходящей перед зданием параллельно
главному фасаду. Против оси симметрии
дома начинается центральная (средняя
из пяти) аллея, две диагональные отходят
от углов двора. Ближе к центру участка
посажены липы, дальние аллеи образованы
березами.
Свод памятников ...Ч.2. С.598-600, Березин, Добронравов,
1989, с. 244.
2.5 Усадьба И. А. Ясюнинского
Середина XIX в.
ул. Ивановская, 6-10
Уникальный для Кохмы по своим размерам, парадности и чистоте стилевой характеристики купеческий усадебный комплекс периода эклектики. Усадьба построена в 1852 г. одним из совладельцев крупнейшей фабрики Кохмы Василием Никитичем Ясюнинским или его сыном Арсением; перед революцией принадлежала сыну последнего Ивану. Расположена на участке, круто понижающемся к реке. Здания выстроены на красной линии улицы и обращены главными фасадами к лесистому холму. Дворовые фасады выходят к свободной от застройки речной пойме. Все здания построены из кирпича и, за исключением флигеля, оштукатурены. Центральное положение в композиции занимает главный дом. Ограда с воротами соединяет его с жилым флигелем, поставленным левее, у перекрестка, и фабричным корпусом, стоящим правее. При строительстве усадьбы рельеф участка был изменен: вместо естественно понижающегося склона холма были устроены две террасы, разделившие жилую и хозяйственную зоны владения. Перед дворовым фасадом дома на небольшой прямоугольной площадке, укрепленной каменной подпорной стенкой, был устроен небольшой партер-цветник. Крутые каменные лестницы, примыкающие к фланкирующим дом зданиям, соединяли верхнюю парадную часть усадьбы с нижней хозяйственной. Здесь по сторонам прямоугольного двора располагались деревянные сараи и склады. Главный дом представляет собой близкий в плане к квадрату трехэтажный объем. Восьмигранный деревянный бельведер, возвышающийся над его пологой четырехскатной кровлей, придает зданию сходство с усадебными домами раннего классицизма. Планировка дома в основных частях сохранилась. Коридор, соединяющий две лестничные клетки, парадную (с запада) и «черную» хозяйственную (с востока), делит пространство каждого из этажей на две части. Сохранилось убранство интерьера дома, характерное для периода эклектики:
Флигель — двухэтажное прямоугольное в плане здание с пологой вальмовой кровлей. Композиция богато декорированных фасадов строится на основе единого равномерно-ритмического принципа. Поверхности стен между лопатками украшены крупными квадратами руста, угловые части здания оттенены гладкими широкими лопатками. Стены более низкого первого (хозяйственного) этажа гладкие, прорезанные прямоугольными окнами без наличников. В завершении фасадов — стилизованный триглифнометопный фриз. Фабричный корпус, бывший, как и флигель, двухэтажным, надстроен и утратил первоначальный облик. Ограда имеет вид высокой кирпичной стенки, разделенной на отдельные прясла, декорированные аналогично фасадам флигеля. Между домом и флигелем находятся двое ворот, третьи, сохранившиеся частично, расположены между домом и фабричным корпусом. Все ворота идентичны по композиции и представляют собой массивные пилоны с фигурными фронтонами, поставленные по сторонам проезда и прорезанные узкими арочными калитками. Ворота и калитки сохранили железные створки с рельефным орнаментальным рисунком.
"Садом занималась Мария Николаевна Ясюнинская - жена Никиты Александровича Ясюнинского. До 1924г. дача охранялась законом, и поддерживался порядок дворниками с метлами и шлангами. Все оставалось здесь по-прежнему: дорожки, посыпанные песком, аллеи, мощные красивые деревья невиданных в наших краях пород, клумбы, цветы. Перед фасадом дачи был красивый фонтан и пруд, выложенные плиткой (в нем даже водились рыбки), площадка для танцев, также выложенная плиткой. В 1924г. парк был преобразован в городской сад. Стоял здесь знаменитый на весь город летний театр. Театр этот принимал на своей эстраде почти всех "звезд" того времени-Утесова, Бернеса, однажды сюда наведывался Маяковский. Но, увы, сегодня и следа не осталось от театра. Что стало с парком? Необходимо хотя бы сохранить деревья, которым более ста лет."
Барышников, 1998. С. 388; Свод памятников... Ч. 2. С. 39-41.
Заключение
Информация о работе Обзор усадебных парков Ивановской области