Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:56, реферат
В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия «здоровье» очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).
Введение…………………………………………………………………………………………3
Сущность понятия здоровье и его компоненты………………………………………………4
Основные состояния человека…………………………………………………………………7
Модели здоровья………………………………………………………………………………..8
Факторы, определяющие здоровье человека…………………………………………………10
Образ жизни и здоровье……………………………………………………………………….11
Окружающая среда и здоровье………………………………………………………………..14
Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость…………………………….15
Здравоохранение и здоровье…………………………………………………………………..16
Здоровье в иерархии потребностей человека…………………………………………………17
Влияние культурного развития личности на отношение к здоровью………………………18
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………………………..20
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Балтийский Федеральный Университет Имени Иммануила Канта
Факультет биоэкологии
Кафедра медицинской экологии
Реферат на тему:
«Отношение к здоровью и его компоненты"
Работу выполнила:
студентка 4 курса з/о
специальности «Биоэкология»
Тюрганова А.В.
Проверила:
Шалагинова И.Г.
Калининград
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Сущность понятия здоровье
и его компоненты……………………………………
Основные состояния человека………
Модели здоровья………………………………………
Факторы, определяющие здоровье человека…………………………………………………10
Образ жизни и здоровье……………………………………
Окружающая среда и
здоровье…………………………………………………………
Наследственность и ее влияние на здоровье и заболеваемость…………………………….15
Здравоохранение и здоровье……………………………………………………
Здоровье в иерархии потребностей человека…………………………………………………17
Влияние культурного развития
личности на отношение к здоровью………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».
В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
В медико-биологической
Сущность понятия здоровье и его компоненты
Сущность здоровья – это жизнеспособность индивида, а уровень этой жизнеспособности желательно определять количественно. На необходимость такой количественной оценки не раз указывал известный хирург, академик Н.М. Амосов. По его мнению, количество здоровья можно определять как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Эти резервные мощности можно характеризовать так называемым коэффициентом резерва, который представляет собой соотношение максимального проявления функции к ее нормальному уровню (уровню покоя).
Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса;
2. Физическое здоровье (ФЗ) - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.
ФЗ - состояние организма
человека, характеризующееся
К основным факторам физического здоровья человека относятся:
1) уровень физического развития;
2) уровень физической подготовленности;
3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок;
4) уровень и способность
к мобилизации адаптационных
резервов организма,
Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
Психическое (душевное) здоровье
- это динамическая характеристика
индивидуальности; она отражает и
обусловливает способность
4. Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
5. Репродуктивное здоровье - компонент здоровья, определяющий репродуктивную функцию организма.
6. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
7. Профессиональное здоровье - состояние, определяющее эффективность профессиональной деятельности человека.
Кроме того, организм обладает
способностью сохранять индивидуальное
существование за счет самоорганизации.
К проявлениям самоорганизации
относятся способность к
Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.
Следует иметь в виду,
что самоорганизация
Вполне очевидно, что уровень здоровья человека в результате его взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется; здоровье – это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля – смерть), когда человек выздоравливает – уровень здоровья повышается. Понятия здоровье и болезнь тесно связаны друг с другом. Казалось бы они противоположны: крепкое здоровье – отсутствие болезней и наоборот. Однако все гораздо сложнее. Измерить болезнь и здоровье трудно, границу между ними провести практически невозможно. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов.
Основные состояния человека:
Практическая медицина выделяет три основные состояния человека:
1. Здоровье – состояние
оптимальной устойчивости
2. Предболезнь – состояние
с возможным развитием
3. Болезнь – процесс,
проявляющийся в виде
Здоровье может быть рассмотрено как биосоциальный потенциал жизнедеятельности человека. Могут быть выделены следующие компоненты потенциала:
- потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться;
- потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства;
- потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других;
- потенциал тела (физический аспект здоровья) – способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство личности;
- общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству;
- креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний;
- духовный потенциал (духовный аспект здоровья) – способность развивать духовную природу человека.
Модели здоровья
В разное время в различных
культурах существовали отличающиеся
друг от друга модели здоровья. О. Васильева,
Ф. Филатов выделяют три модели здоровья:
античную, адаптационную и
В античной модели здоровье
понимается как внутренняя согласованность,
гармония, уравновешенность, соответствие
всех составных элементов
Адаптационная модель рассматривает здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде. В отличие от античной модели, здоровье здесь понимается как "успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром" [5, с.76]. В этой модели рассматриваются два аспекта адаптации - биологический и социальный. Биологический аспект связан с приспособлением человека к окружающей природной среде. Здоровье понимается как успешное противодействие внешним влияниям и сохранение постоянства внутренней среды организма. В социальном аспекте на первый план выступает всесторонняя социализация личности. Особенностью этого процесса является то, что на место гармоничного развития встает соответствие индивидуальных проявлений личности устоявшейся системе социокультурных норм. Общество определяет нормы, в рамках которых допускается проявление индивидуальности человека. В этой модели здоровья нормальность - соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры [5, с.102].
В основе антропоцентрического эталона лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. [5, с.132]. В отличие от адаптационной модели, в которой здоровье понимается как устойчивое состояние приспособленности к биологическому и социальному окружению, в этом эталоне предполагается наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем. Здоровье понимается здесь как развитие, изменение, стремление к наиболее полному соответствию своему предназначению. Эта модель базируется на специфически человеческих характеристиках: смысл и полнота жизни, идентичность, подлинность, самореализация, личностный рост. В этой модели за образец берется не средняя норма, а человек, достигший наиболее полной самореализации.
Но какова модель здоровья в нашей культуре? Это можно видеть на примере подростков, которые считают нормой то, что принято в семье и обществе. Таким образом, для них может быть нормальным переедать, выпивать "по праздникам" и весть малоподвижный образ жизни, поскольку так живут все вокруг. Т.е. подросток наследует не только приобретенный предыдущими поколениями культурный опыт, но и "болезни цивилизации" (алкоголизм, наркомания).
Факторы, определяющие здоровье человека
Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.
Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).
В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: