Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 20:10, лекция
Биология – это наука о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.
6. 1. Предмет биологии. Её структура и этапы развития.
Биология – это наука о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.
Современная
биологическая наука –
Но только
в нервных древних
В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе.
Структуру можно рассматривать с разных точек зрения.
По объектам исследования биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.
По свойствам, проявлениям живого в биологии выделяются: морфология – наука о строении живых организмов; физиология – наука о функционировании организмов; молекулярная биология, изучающая микроструктуру живых тканей и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследующая законы наследственности и изменчивости.
По уровню организации исследуемых живых объектов выделяются: анатомия, изучающая макроскопическое строение животных; гистология, изучающая строение тканей; цитология исследующая строение живых клеток.
В развитии
биологии выделяют три основных этапа: 1)
систематики (К.Линней), 2)
эволюционный (Ч. Дарвин), 3)
биологии микромира
(Г.Мендель) Каждый из них связан с изменением
представлений о мире живого, самих основ
биологического мышления.
6.2. Сущность живого, его основные признаки
Дать точное определение живого весьма не просто. И это люди поняли очень давно.
Современная биология при описании живого идёт по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчёркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.
К числу свойств живого относят следующие признаки:
- Живые организмы
характеризуются сложной,
- Живые организмы
получают энергию из
- Живые организмы
активно реагируют на
- Живые организмы не только изменяются, но и усложняются.
- Всё живое размножается.
- Сходство
потомства с родителями
- Живые организмы
хорошо приспособлены к среде
обитания и соответствуют
Из совокупности
этих признаков следует определение
сущности живого: жизнь
есть форма существования
сложных открытых систем,
способных к самоорганизации
и самовоспроизведению. Важнейшим
Главный критерий жизни – способность живых организмов сохранять и передавать информацию.
6.3. Структурные уровни живого
- На основе
разных критериев могут быть
выделены различные уровни, или
подсистемы, живого мира. Наиболее
распространённым является
- Биосферный – включающий всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой.
- Уровень биогеоценозов выражает следующую степень структуры живого, состоящую из участков Земли с определённым составом живых и неживых организмов (экосистему).
- Популяционно – видовой уровень образуется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида.
- Организменный и органно – тканевый уровни отражают признаки отдельных особей, их строение, поведение, физиологию, а также строение и функции органов и тканей.
- Клеточный и субклеточный уровни отражают процессы специализации клеток, а также различные внутриклеточные включения.
- Молекулярный уровень составляет предмет молекулярной биологии, одной из важнейших проблем которой является изучение механизмов передачи генной информации и развитие генной инженерии и биотехнологии.
Разделение живой материи на уровни является весьма условным.
6.4.Клетка как “первокирпичик” живого, её строение и функционирование. Механизм управления клеткой
Фундаментальная частица в биологии – живая клетка. Именно она является мельчайшей системой, обладающей всем комплексом свойств живого, в том числе и носителем генетической информации .
Создание
клеточной теории, основы которой
были полжены немецкими учёнымиТ.
Размеры клеток колеблются от одной тысячной сантиметра до 10см, что, правда, встречается редко.
Клетки образуют ткани (нервная, мышечная и т.д.), а несколько типов тканей – органы (сердце, лёгкие и пр.) Группы органов, связанные с решением каких –то общих задач, называют системами органов.
Обмен веществ - важнейшее свойство всего живого. Это свойство называют метаболизмомклеток.
К миру живого относят также вирусы, которые не имеют клеточной структуры. Кроме того, существуют некоторые организмы с клеточным строением, клетки которых не имеют ядра. Это прокариоты.
6.5. Принципы биологической эволюции
На протяжении тысячелетий господствовало элементарное объяснение, которое состояло в том, что будто бы все виды организмов были созданы однажды в их нынешних формах и больше никогда не изменялись. Эта концепция получила название креационизма.
Используя рациональные методы, ряд учёных (Ж.Л. Бюффон, во Франции, Э.Дарвин (дед Ч.Дарвина) в Англии, И.В.Гете в Германии, М.В. Ломоносов в России ) пришли к выводу, что организмы, населяющие Землю, не неизменны, а претерпевают эволюцию.
Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы в биологию началось в конце XVIII в. благодаря работам выдающегося французского биолога Ж.Б. Ламарка. Он объяснил изменчивость видов влиянием внешней среды (питание, климат) и наследственности.
Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно решены Дарвином. Он разработал теорию эволюции.
С точки зрения теории эволюции, всё многообразие живой природы является результатом действия наследственности, изменчивости, и естественного отбора.
Эволюция есть направленный процесс исторического изменения живых организмов.
6.6. Предмет генетики. Генетика и практика
Генетика
– это биологическая
наука о наследственности
и изменчивости организмов
и методах управления
ими.
СЕГМЕНТ 1.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
БИОЛОГИИ
Биология - совокупность наук о жизни, о живой природе (греч. bios
- жизнь, logos - учение). Современная биология - очень разнообразная и развитая
область естествознания. Различают ряд частных биологических наук
по объектам исследования, такие как зоология (о животных), ботаника (о
растениях), микробиология (о бактериях), вирусология (о вирусах), и другие, еще
более мелкие подразделения (орнитология - о птицах, ихтиология - о рыбах,
альгология - о водорослях и т.д.). Другое подразделение биологических наук - по
уровням организации и свойствам живой материи: молекулярная биология и биохимия
(химические основы жизни), генетика (наследственность), цитология (клеточный
уровень), эмбриология, биология развития (индивидуальное развитие организмов),
анатомия и физиология (строение и принципы функционирования организмов),
экология (взаимоотношения организмов с окружающей средой), теория эволюции
(историческое развитие живой природы).
Живой мир очень многообразен. Существует около 2 млн видов животных, около 500
тыс. видов растений, сотни тысяч грибов, тысячи видов и еще больше штаммов
(разновидностей)
бактерий. Многие виды еще не
описаны. Структурная
типы питания, жизненные циклы, исторический возраст этих групп организмов очень
сильно различаются (сравните хотя бы организацию и образ жизни человека и его
домашних спутников - таракана, комнатного растения, микробов и вирусов). Но все
организмы должны иметь нечто общее, что отличало бы их от неживой природы. Это
- обмен веществ
и энергии, способность к
адаптивная эволюция. Выявлением и характеристикой этих общих свойств живых
организмов и их системных комплексов с неживой природой занимается так
называемая общая биология. По сути перед общей биологией стоит
задача познать сущность жизни, ответить на вопрос - что есть жизнь. Именно эта
общая концептуальная часть биологии предлагается в современной модели
гуманитарного образования. Для чего это нужно?
СЕГМЕНТ 2.
ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
Теоретическое и гуманитарное значение общей биологии состоит
прежде всего в формировании материалистического мировоззрения.
Основной вопрос философии - о соотношении материи (бытия) и сознания - по сути
вопрос биологический. От выбора позиции (что первично - материя или сознание)
складывается либо материалистическое, либо идеалистическое понимание природы и
общества, формируются принципиально разные подходы в пользовании объектами
природы, в оценке социальных явлений, в выработке политических стратегий. К
сожалению, многие политики и даже философы с необыкновенной легкостью отдают
свои предпочтения различным (часто просто модным) идеалистическим построениям,
порой даже не задаваясь вопросом о том, что такое материя. Развитие реальной
демократии и свободы совести в нашей стране породили волну совершенно
неосмысленного обращения людей к мистике, астрологии и прочим маргинальным
проявлениям культуры. В то время как огромный массив накопленных реальных
научных знаний остается
для большинства населения
невостребованным. Задачи средней школы в этом плане выполняются с низкой
эффективностью. Поэтому общее естественнонаучное просвещение студентов
гуманитарных специальностей стало актуальной задачей современного образования
именно в плане становления научного мировоззрения.
Другая гуманитарная задача биологии состоит в формировании у современного
человека экологического мышления, суть которого заключается в
осознании себя частью
природы и понимании
Информация о работе Предмет биологии. Ее структура и этапы развития