Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 20:10, лекция
Биология – это наука о живом, его строении, формах активности, сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.
их комплексной характеристике - от экологии и анатомии до молекулярной
генетики. Решается актуальная задача современного естествознания -
создание целостной биологической картины мира.
Повышение интереса
к синтезу в науке
эмпирической к теоретической стадии познания. От получения
фактов, через их обобщение начинается выдвижение новых гипотез
, далее обычно следует их повторная эмпирическая проверка (новые
наблюдения, эксперименты, сравнения, моделирования). Эмпирическая проверка
ведет либо к опровержению гипотезы, либо к ее подтверждению с той или иной
степенью вероятности. Высоко достоверные гипотезы становятся законами
, из них слагаются теории. Но и эти законы, теории носят
относительный характер, так как рано или поздно могут быть пересмотрены.
Материал нашего пособия как раз и содержит такие общие теоретические,
концептуальные
положения современной
будем приводить и их эмпирические обоснования. Для начала сформулируем эти
положение в общем виде, чтобы яснее были видны конечные цели и пути нашего
экскурса в общую биологию.
СЕГМЕНТ 4.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ
Та или иная естественнонаучная концепция представляет некую
взаимосвязанную группу понятий, гипотез, теорий, объясняющих какое-нибудь
фундаментальное явление или свойство природы. Основные биологические
концепции объясняют феномен и свойства жизни. К настоящему
времени еще не сложилась какая-либо определенная система биологических
концепций. Разные авторы формулируют и комбинируют их по-разному, хотя суть от
этого обычно не страдает. Мы предлагаем свой вариант из пяти концептуальных
обобщений современной биологии.
1. Концепция системной многоуровневой организации жизни: все
живые объекты являются системами разного уровня сложности. Биологические
системы образуют
непрерывную иерархию уровней структурно-
организации.
2. Концепция материальной сущности жизни: жизнь материальна, ее
физико-химическую основу составляет обмен веществ и энергии. В философском
смысле это означает
первичность материи и
3. Концепция биологической информации и самовоспроизведения жизни
: живые организмы
воспроизводятся на основе
информации при взаимодействии с внешней (эпигенетической) информацией.
Результатом этого взаимодействия является индивидуальное развитие организмов
(онтогенез).
4. Концепция саморегуляции живых систем: живые системы
поддерживают относительное постоянство своих внутренних связей и условий
функционирования (гомеостаз) на основе сочетания прямых положительных и
обратных отрицательных связей.
5. Концепция самоорганизации и биологической эволюции: живой мир
возник в результате самоорганизации из неживых химических систем и претерпевает
необратимое историческое развитие (филогенез) на основе наследственной
изменчивости и естественного отбора популяций организмов, наиболее
приспособленных к меняющимся условиям среды.
Предложенная схема не является перечнем биологических дисциплин и в этом
смысле не соответствует традиционному построению учебников по обшей биологии
(наиболее типичный план включает последовательно главы по биохимии и
молекулярной биологии, цитологии, биологии индивидуального развития,
генетике, теории эволюции, экологии). Формулируя концепции, мы использовали
синтетический подход, хотя некоторые из них базируются преимущественно на
одной-двух ключевых дисциплинах. Учащимся предлагается самим, используя
общедоступную учебную литературу и комбинируя информацию из разных глав,
найти дополнительный материал по предложенным концепциям современной
биологии.
Информация о работе Предмет биологии. Ее структура и этапы развития