Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:26, реферат

Описание

Продовольствие – основополагаю¬щий компонент в жизнеобеспечении любого государства, поскольку питание явля¬ется одним из ключевых факторов, определяющих здоровье, благополучие на¬селения и потенциал его развития.
Развитие собственной пищевой индустрии Казахстана приобретает осо-бое значение в свете прогнозируемого учеными трехкратного снижения при-роста объема мирового производства продовольственных товаров. По данным анали¬тиков, в 1980-е годы среднегодовой прирост объема мирового производ¬ства продовольственных товаров составлял 30 млн. тонн, в течение последних 20 лет – 12 млн. тонн, а в период до 2030 года прогнозируется снижение объема при¬роста до 9 млн. тонн.

Содержание

Введение
1. Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности формирования………………………………………………………………...4-8
2. Состояния развития продовольственного рынка Казахстана…………………………………………………………………….8-9
3. Экономическая оценка развития продовольственного рынка в Казахстане……………………………………………………………………9-12
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

реферат по агробизнесу (8).doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности формирования………………………………………………………………...4-8

2. Состояния развития продовольственного рынка Казахстана…………………………………………………………………….8-9

3. Экономическая оценка развития продовольственного рынка в Казахстане……………………………………………………………………9-12

Заключение…………………………………………………………………...13

Список использованной литературы………………………………………..14

ВВЕДЕНИЕ

 

    Продовольствие  – основополагающий компонент в жизнеобеспечении любого государства, поскольку питание является одним из ключевых факторов, определяющих здоровье, благополучие населения и потенциал его развития.

    Развитие  собственной пищевой индустрии  Казахстана приобретает особое значение в свете прогнозируемого учеными трехкратного снижения прироста объема мирового производства продовольственных товаров. По данным аналитиков, в 1980-е годы среднегодовой прирост объема мирового производства продовольственных товаров составлял 30 млн. тонн, в течение последних 20 лет – 12 млн. тонн, а в период до 2030 года прогнозируется снижение объема прироста до 9 млн. тонн.

    В этих условиях крайне важным является эффективное использование таких потенциальных возможностей страны для дальнейшего увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции, как большая территория, наличие необходимых для развития агропромышленного комплекса природно-климатических условий и почвенных зон, имеющиеся огромные по емкости рынки сбыта продовольственных товаров в соседних странах.

    Вместе  с тем, сложившаяся в Республике Казахстан система государственной поддержки и управления рынком продовольствия недостаточно стимулирует рост производства пищевых продуктов. А между тем, развитие пищевых отраслей с целью замещения импорта собственным производством является наиболее легким способом индустриализации, так как оборудование на предприятиях не требует полной замены, в отличие от предприятий тяжелой промышленности. В настоящее время насыщение внутреннего рынка импортными продовольственными товарами снижает внимание к развитию собственной пищевой индустрии, обрекая ее на техническое отставание и неконкурентоспособность.

    На  данном этапе в Республике Казахстан  не разработана развернутая система государственного регулирования рыночных отношений на продовольственном рынке и нет научно-обоснованной концепции развития рынка продовольственных товаров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности формирования.

    Продовольственный рынок всегда был и остается одним  из стратегически важных национальных рынков. Проблема обеспечения нормального функционирования продовольственного рынка стоит в ряду первоочередных задач любой национальной экономики. Эффективное управление продовольственным рынком особенно важно именно в условиях перехода к рыночной экономике.

    Продовольственный рынок как структурный элемент  товарного рынка представляет собой  систему экономических отношений, складывающихся в сфере производства, транспортировки, хранения и реализации продовольствия. По своей экономической  сущности продовольственный рынок представляет собой систему воспроизведения социально-экономических процессов в состоянии непрерывного развития не только в сфере обмена, но и производства продовольственных ресурсов, определяемых всей совокупностью экономических отношений.

    В законе РК «О государственном регулировании  развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» указывается, что агропродовольственный рынок представляет собой совокупность отношений, связанных с приобретением, реализацией и иными элементами оборота сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

    Продовольственный рынок – это система экономических отношений и связей, складывающихся в сфере товарно-денежного обмена между производителями, покупателями и торговыми посредниками, по поводу производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также его транспортировки и хранения, которые в полной мере отражают экономические интересы всех субъектов и характеризуются свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, формировании и использовании источников ресурсов.

    В соответствии с рисунком 1, продовольственный  рынок представлен разнообразными организационными формами. Причем, для готовых товаров наиболее распространенными являются оптовые и розничные продажи, для сырьевых продуктов – продажи через товарные биржи, аукционы и прямые поставки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 – Организационные формы продовольственного рынка

    Основными функциями продовольственного рынка являются:

  • обеспечение в полной мере платежеспособной потребности населения в продуктах питания;
  • реализация части совокупного общественного продукта для личного потребления;
  • формирование ассортимента, состава и качества продукции;
  • стимулирование развития производства.

    Кроме основных, продовольственный рынок  выполняет ряд вспомогательных функций, таких, как складирование, хранение, транспортировка, обработка и переработка сырья, а также информационно-мотивационную функцию, основанную на маркетинговых исследованиях, и мотивацию достижения равновесия между спросом и предложением.

    Рынок продовольственных товаров можно  разделить на типы по различным признакам, классификация продовольственных рынков приведена в таблице 1: 

Таблица 1 – Классификация продовольственных рынков по типам 

Классификационный признак Типы рынка Характеристика  рынка Виды товаров  или услуг
1 По характеру  продукции и конкурентному поведению фирм рынок сырьевых продовольственных товаров относительная однородность и стандартизированность товаров, реализация крупными партиями зерно, мука, сахар  и т.п.
рынок продовольственных товаров высокой

степени переработки

неоднородность  и высокая дифференциация продукции, сильная конкуренция, высокие входные  барьеры, нет возможности влияния на цену – олигополия кондитерские  изделия, консервы, колбасы, напитки и т.п.
рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки доступ на рынок  относительно свободный, продукция  – относительно однородная, ценообразование – близкое к конкурентному мясные полуфабрикаты, свежее мясо, молоко, свежие плоды, овощи и т. п.
рынок продовольственного сервиса рынок специфичен и неоднороден, есть несколько подгрупп с различным уровнем сервиса и с механизмом ценообразования от свободного рыночного до олигопольного услуги предприятий общественного питания (буфеты, столовые, бистро, кафе, рестораны и т.п.)
2 Организационная форма оптовые рынки (ярмарки, аукционы, биржи) крупные партии товаров различной степени переработки, ценообразование от свободного рыночного до монопольного различные виды продовольственных товаров
розничные рынки продажа товаров  различной степени обработки  мелкими партиями и штучно
фирменные магазины продажа товаров  как крупными, так и мелкими  партиями, а так- товары, выпущенные   одной
      же штучно –  монопольное ценообразование или несколькими  фирмами – владельцами магазина
3 По территориальному признаку локальный небольшой по размеру  рынок, ограниченный ассортимент товаров, небольшое количество потребителей, мало возможностей для выхода на другие рынки хлебопродукты, свежее молоко, цельномолочные продукты
региональный недостаточная самообеспеченность всем ассортиментом пищевых продуктов мясо и мясные продукты, овощи и фрукты
национальный присутствие как  отечественных, так и иностранных  товаропроизводителей, неценовая конкуренция (реклама) консервы, кондитерские изделия, напитки
мировой влияние небольшой  группы стран – основных экспортеров  продовольствия, высокие входные барьеры – олигопольное ценообразование различные виды пищевых товаров
4 По продуктовому признаку рынок зерна относительно  однородная продукция, закупки крупными партиями у производителей для дальнейшей переработки  зерно и продукты его переработки
рынок мяса и мясопродуктов мясо и мясные продукты
рынок молока и

молочных продуктов

молоко и  молочные продукты
плодоовощной рынок плоды, овощи  и продукты их переработки
рынок рыбопродукции рыбопродукция
5 По срокам хранения и реализации товаров рынок товаров длительного хранения региональные  и межрегиональные рынки с высокой дифференциацией товаров и конкурентным ценообразованием консервы, колбасы, напитки, зерно, мука, макароны и т.п.
рынок скоропортящихся товаров локальные высококонкурентные рынки с относительно конкурентным ценообразованием хлебопродукты, молоко и молочные продукты, свежее мясо
 
 

    Особенности продовольственного рынка зависят  от особенностей сельскохозяйственного производства. Так, например, от сезонности работ и от пространственной рассредоточенности зависит ассортимент товаров, представленных на продовольственном рынке.

    Реформирование  сельского хозяйства, эксперименты по становлению и совершенствованию аграрного рынка без отработки механизмов формирования новых отношений и продуманной стратегии привели к нарушению межотраслевых и внутрихозяйственных пропорций, резкому обострению диспаритета цен на сельскохозяйственную технику и промышленную продукцию, устойчивому спаду и нерентабельности производства, вследствие чего большинство сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности оказалось убыточным.

    Именно  поэтому многие сельскохозяйственные предприятия переориентировали свою деятельность в торговую сферу, так как торговля всегда давала наиболее быстрый оборот капитала и наибольшую норму прибыли. В результате, на рынок хлынул поток дешевых зарубежных товаров, в основном низкого качества, что в конечном итоге привело к развалу АПК, а также потере продовольственной безопасности.

    Эффективное сельскохозяйственное производство в современных условиях в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства, а именно отраслей, поставляющих сельскому хозяйству технику, сельскохозяйственные машины, горюче-смазочные материалы, ядохимикаты, удобрения, строительные материалы и др. Главная задача АПК состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления, поэтому основная часть АПК представлена продовольственным комплексом, который состоит из четырех сфер: аграрная (сельское хозяйство); материально-техническая (предприятия, производящие и поставляющие сельскому хозяйству средства производства, и предприятия агросервиса); сфера услуг (предприятия по заготовке, хранению, переработке и доведению продукции до потребителя); маркетинговая (сеть научно-образовательных и научно-исследовательских комплексов, специализированных консультационных, информационных и мониторинговых служб).

    По  отраслевому признаку в продовольственном комплексе выделяется ряд продуктовых подкомплексов. Они представляют собой совокупность предприятий и организаций по производству сырья, получения готовой продукции, а также обслуживающих подкомплекс. В продовольственном комплексе успешно функционируют такие подкомплексы, как зерновой, свеклосахарный, плодоовощной, картофельный, мясной, молочный, масложировой, рыбный и др. В каждый из них входят отрасли по производству соответствующей сельскохозяйственной продукции, выпуску техники и других средств производства, разработок технологий, проведению научных исследований, заготовок, хранению, транспортировке, переработке и реализации продукции конкретной отрасли. В соответствии с разделением продуктового комплекса на ряд сырьевых продуктовых подкомплексов, продовольственный рынок также делится на рынки: зерновой, мясной, молочный, плодоовощной, рынок рыбопродукции и т.п.   
 

Информация о работе Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности