Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:26, реферат
Продовольствие – основополагаю¬щий компонент в жизнеобеспечении любого государства, поскольку питание явля¬ется одним из ключевых факторов, определяющих здоровье, благополучие на¬селения и потенциал его развития.
Развитие собственной пищевой индустрии Казахстана приобретает осо-бое значение в свете прогнозируемого учеными трехкратного снижения при-роста объема мирового производства продовольственных товаров. По данным анали¬тиков, в 1980-е годы среднегодовой прирост объема мирового производ¬ства продовольственных товаров составлял 30 млн. тонн, в течение последних 20 лет – 12 млн. тонн, а в период до 2030 года прогнозируется снижение объема при¬роста до 9 млн. тонн.
Введение
1. Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности формирования………………………………………………………………...4-8
2. Состояния развития продовольственного рынка Казахстана…………………………………………………………………….8-9
3. Экономическая оценка развития продовольственного рынка в Казахстане……………………………………………………………………9-12
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………..14
Продовольствие – основополагающий компонент в жизнеобеспечении любого государства, поскольку питание является одним из ключевых факторов, определяющих здоровье, благополучие населения и потенциал его развития.
Развитие собственной пищевой индустрии Казахстана приобретает особое значение в свете прогнозируемого учеными трехкратного снижения прироста объема мирового производства продовольственных товаров. По данным аналитиков, в 1980-е годы среднегодовой прирост объема мирового производства продовольственных товаров составлял 30 млн. тонн, в течение последних 20 лет – 12 млн. тонн, а в период до 2030 года прогнозируется снижение объема прироста до 9 млн. тонн.
В
этих условиях крайне важным является
эффективное использование
Вместе с тем, сложившаяся в Республике Казахстан система государственной поддержки и управления рынком продовольствия недостаточно стимулирует рост производства пищевых продуктов. А между тем, развитие пищевых отраслей с целью замещения импорта собственным производством является наиболее легким способом индустриализации, так как оборудование на предприятиях не требует полной замены, в отличие от предприятий тяжелой промышленности. В настоящее время насыщение внутреннего рынка импортными продовольственными товарами снижает внимание к развитию собственной пищевой индустрии, обрекая ее на техническое отставание и неконкурентоспособность.
На
данном этапе в Республике Казахстан
не разработана развернутая
1. Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности формирования.
Продовольственный рынок всегда был и остается одним из стратегически важных национальных рынков. Проблема обеспечения нормального функционирования продовольственного рынка стоит в ряду первоочередных задач любой национальной экономики. Эффективное управление продовольственным рынком особенно важно именно в условиях перехода к рыночной экономике.
Продовольственный
рынок как структурный элемент
товарного рынка представляет собой
систему экономических
В законе РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» указывается, что агропродовольственный рынок представляет собой совокупность отношений, связанных с приобретением, реализацией и иными элементами оборота сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Продовольственный рынок – это система экономических отношений и связей, складывающихся в сфере товарно-денежного обмена между производителями, покупателями и торговыми посредниками, по поводу производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также его транспортировки и хранения, которые в полной мере отражают экономические интересы всех субъектов и характеризуются свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, формировании и использовании источников ресурсов.
В
соответствии с рисунком 1, продовольственный
рынок представлен
Рисунок
1 – Организационные формы
Основными функциями продовольственного рынка являются:
Кроме основных, продовольственный рынок выполняет ряд вспомогательных функций, таких, как складирование, хранение, транспортировка, обработка и переработка сырья, а также информационно-мотивационную функцию, основанную на маркетинговых исследованиях, и мотивацию достижения равновесия между спросом и предложением.
Рынок
продовольственных товаров
Таблица
1 – Классификация продовольственных
рынков по типам
№ | Классификационный признак | Типы рынка | Характеристика рынка | Виды товаров или услуг |
1 | По характеру продукции и конкурентному поведению фирм | рынок сырьевых продовольственных товаров | относительная однородность и стандартизированность товаров, реализация крупными партиями | зерно, мука, сахар и т.п. |
рынок
продовольственных товаров высокой
степени переработки |
неоднородность и высокая дифференциация продукции, сильная конкуренция, высокие входные барьеры, нет возможности влияния на цену – олигополия | кондитерские изделия, консервы, колбасы, напитки и т.п. | ||
рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки | доступ на рынок относительно свободный, продукция – относительно однородная, ценообразование – близкое к конкурентному | мясные полуфабрикаты, свежее мясо, молоко, свежие плоды, овощи и т. п. | ||
рынок продовольственного сервиса | рынок специфичен и неоднороден, есть несколько подгрупп с различным уровнем сервиса и с механизмом ценообразования от свободного рыночного до олигопольного | услуги предприятий общественного питания (буфеты, столовые, бистро, кафе, рестораны и т.п.) | ||
2 | Организационная форма | оптовые рынки (ярмарки, аукционы, биржи) | крупные партии товаров различной степени переработки, ценообразование от свободного рыночного до монопольного | различные виды продовольственных товаров |
розничные рынки | продажа товаров различной степени обработки мелкими партиями и штучно | |||
фирменные магазины | продажа товаров как крупными, так и мелкими партиями, а так- | товары, выпущенные одной |
же штучно – монопольное ценообразование | или несколькими фирмами – владельцами магазина | |||
3 | По территориальному признаку | локальный | небольшой по размеру рынок, ограниченный ассортимент товаров, небольшое количество потребителей, мало возможностей для выхода на другие рынки | хлебопродукты, свежее молоко, цельномолочные продукты |
региональный | недостаточная самообеспеченность всем ассортиментом пищевых продуктов | мясо и мясные продукты, овощи и фрукты | ||
национальный | присутствие как отечественных, так и иностранных товаропроизводителей, неценовая конкуренция (реклама) | консервы, кондитерские изделия, напитки | ||
мировой | влияние небольшой группы стран – основных экспортеров продовольствия, высокие входные барьеры – олигопольное ценообразование | различные виды пищевых товаров | ||
4 | По продуктовому признаку | рынок зерна | относительно однородная продукция, закупки крупными партиями у производителей для дальнейшей переработки | зерно и продукты его переработки |
рынок мяса и мясопродуктов | мясо и мясные продукты | |||
рынок
молока и
молочных продуктов |
молоко и молочные продукты | |||
плодоовощной рынок | плоды, овощи и продукты их переработки | |||
рынок рыбопродукции | рыбопродукция | |||
5 | По срокам хранения и реализации товаров | рынок товаров длительного хранения | региональные и межрегиональные рынки с высокой дифференциацией товаров и конкурентным ценообразованием | консервы, колбасы, напитки, зерно, мука, макароны и т.п. |
рынок скоропортящихся товаров | локальные высококонкурентные рынки с относительно конкурентным ценообразованием | хлебопродукты, молоко и молочные продукты, свежее мясо |
Особенности продовольственного рынка зависят от особенностей сельскохозяйственного производства. Так, например, от сезонности работ и от пространственной рассредоточенности зависит ассортимент товаров, представленных на продовольственном рынке.
Реформирование
сельского хозяйства, эксперименты
по становлению и
Именно поэтому многие сельскохозяйственные предприятия переориентировали свою деятельность в торговую сферу, так как торговля всегда давала наиболее быстрый оборот капитала и наибольшую норму прибыли. В результате, на рынок хлынул поток дешевых зарубежных товаров, в основном низкого качества, что в конечном итоге привело к развалу АПК, а также потере продовольственной безопасности.
Эффективное сельскохозяйственное производство в современных условиях в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства, а именно отраслей, поставляющих сельскому хозяйству технику, сельскохозяйственные машины, горюче-смазочные материалы, ядохимикаты, удобрения, строительные материалы и др. Главная задача АПК состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления, поэтому основная часть АПК представлена продовольственным комплексом, который состоит из четырех сфер: аграрная (сельское хозяйство); материально-техническая (предприятия, производящие и поставляющие сельскому хозяйству средства производства, и предприятия агросервиса); сфера услуг (предприятия по заготовке, хранению, переработке и доведению продукции до потребителя); маркетинговая (сеть научно-образовательных и научно-исследовательских комплексов, специализированных консультационных, информационных и мониторинговых служб).
По
отраслевому признаку в продовольственном
комплексе выделяется ряд продуктовых
подкомплексов. Они представляют собой
совокупность предприятий и организаций
по производству сырья, получения готовой
продукции, а также обслуживающих подкомплекс.
В продовольственном комплексе успешно
функционируют такие подкомплексы, как
зерновой, свеклосахарный, плодоовощной,
картофельный, мясной, молочный, масложировой,
рыбный и др. В каждый из них входят отрасли
по производству соответствующей сельскохозяйственной
продукции, выпуску техники и других средств
производства, разработок технологий,
проведению научных исследований, заготовок,
хранению, транспортировке, переработке
и реализации продукции конкретной отрасли.
В соответствии с разделением продуктового
комплекса на ряд сырьевых продуктовых
подкомплексов, продовольственный рынок
также делится на рынки: зерновой, мясной,
молочный, плодоовощной, рынок рыбопродукции
и т.п.
Информация о работе Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности