Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:26, реферат
Продовольствие – основополагаю¬щий компонент в жизнеобеспечении любого государства, поскольку питание явля¬ется одним из ключевых факторов, определяющих здоровье, благополучие на¬селения и потенциал его развития.
Развитие собственной пищевой индустрии Казахстана приобретает осо-бое значение в свете прогнозируемого учеными трехкратного снижения при-роста объема мирового производства продовольственных товаров. По данным анали¬тиков, в 1980-е годы среднегодовой прирост объема мирового производ¬ства продовольственных товаров составлял 30 млн. тонн, в течение последних 20 лет – 12 млн. тонн, а в период до 2030 года прогнозируется снижение объема при¬роста до 9 млн. тонн.
Введение
1. Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности формирования………………………………………………………………...4-8
2. Состояния развития продовольственного рынка Казахстана…………………………………………………………………….8-9
3. Экономическая оценка развития продовольственного рынка в Казахстане……………………………………………………………………9-12
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………..14
2. Состояния развития продовольственного рынка Казахстана.
Начальный
этап переходного периода
Со времени начала реформ изменились не только объемы производства, но и структура экономики. Так, в 1990 году доля сельского хозяйства в ВВП составляла 34%, промышленности – 20,5%. По сравнению с этими показателями, в 2001 году доля промышленности составила 31%, сельского хозяйства – 9%. Соответственно, произошло увеличение доли промышленности на 10,5 %.
Значительное сокращение продовольственных ресурсов вызвано, прежде всего, глубоким спадом отечественного сельскохозяйственного производства. Так, величина снижения объемов производства основных видов сельскохозяйственных продуктов (в том числе традиционно приоритетных – зерна и мяса) за период 1990-1998 годов перевалила за отметку 50%. В последние несколько лет ситуация изменилась в сторону улучшения. В 2009 году по всем товарам наблюдается прирост производства по сравнению с 1999 годом: производство мяса за 10 лет выросло в 1,4 раза, молока – в 1,5 раза, яиц – 2,2 раза, картофеля – 1,6 раз, овощей – в 2 раза, зерна – в 3,3 раза, плодов – в 1,9 раз, сахара – в 1,8 раз, а масла растительного – почти в 8 раз (таблица 3).
Таблица
2 – Объем производства основных видов
продовольственных товаров, тыс. тонн
1990 | 1995 | 1999 | 1999
в % к 1990 |
2007 | 2008 | 2009 | 2009
в % к 1999 | |
Мясо и мясопродукты в перерасчете на мясо | 1560 | 985 | 626 | 40,1 | 838,7 | 874,2 | 896,3 | 143,2 |
Молоко и молокопродукты в перерасчете на молоко | 5642 | 4619 | 3550 | 62,9 | 5073 | 5198 | 5304 | 149,4 |
Яйца и яйцепродукты (млн. шт.) | 4185 | 1841 | 1517 | 36,2 | 2664 | 2969 | 3307 | 218 |
Картофель | 2324 | 1720 | 1693 | 72,8 | 2415 | 2354 | 2756 | 162,8 |
Овощи и бахчевые | 1438 | 942 | 1652 | 114,9 | 2858 | 3150 | 3310 | 200,4 |
Зерно | 28488 | 9506 | 14249 | 50,0 | 20138 | 15578 | 20830 | 325,7 |
Плоды, ягоды и виноград | 440 | 166 | 124 | 28,2 | 205 | 176 | 234 | 188,7 |
Масло растительное | 95 | 44 | 26 | 27,4 | 237 | 189 | 204 | 784,6 |
Сахар | 319 | 113 | 219 | 68,7 | 392 | 509 | 385 | 175,8 |
В 2009 году показатель удельного веса импорта продовольственных товаров среди всего объема импорта составил 8,7%, однако, по многим стратегическим продовольственным товарам еще существует продовольственная зависимость от импорта, так как его доля достаточно велика.
Начиная
с 2006 года по 2008 год включительно, наблюдается
значительное увеличение объемов импорта.
Так, в 2008 году по сравнению с 1999 годом
произошло увеличение величины импорта
мяса – более чем в 4 раза, яиц – 4,4 раза,
рыбы – 2,6 раза. По молочным продуктам,
картофелю, овощам, зерну и хлебопродуктам,
растительному маслу увеличение не столь
значительное – примерно от 9% до 77%. Лишь
по фруктам и сахару в 2008 году величина
импорта снизилась по сравнению с 1999 годом.
3. Экономическая оценка развития продовольственного рынка в Казахстане.
Развитие продовольственного рынка в Казахстане имеет свою специфику. Для экономической оценки уровня развития казахстанского продовольственного рынка рассмотрены следующие параметры:
Доступность
продовольственных
товаров для населения. Анализ
динамики потребления основных продуктов
питания на душу населения в Казахстане
показывает, что в 1990-е годы потребление
населением продовольственных продуктов
значительно сократилось. Как следует
из таблицы 4, в 2009 году по многим позициям
(мясо, сахар, картофель) мы не смогли достичь
даже уровня потребления кризисного 1995
года, не говоря уже об уровне 1990 года.
Если в те годы главной проблемой был некоторый
дефицит продуктов питания, то сейчас
ситуация иная: многие товары перестали
быть доступны не физически, а экономически,
т.е. многие домохозяйства не имеют достаточно
средств для приобретения необходимого
количества продовольствия, заменяя дорогие
его виды более дешевыми.
Таблица
3 – Потребление основных продуктов питания
в РК в среднем на душу населения в год,
кг
1990 | 1995 | 1999 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | национальный стандарт | научно обоснованный норматив | |
Мясо и мясопродукты | 73 | 52 | 44 | 40 | 45 | 49,2 | 49,2 | 41,6 | 82 |
Молоко и молочные продукты | 311 | 229 | 208 | 190 | 205 | 208 | 204 | 180 | 405 |
Рыба и рыбопродукты | 10,3 | 4,8 | 3,5 | 7,7 | 8,6 | 9,1 | 9,2 | 4,4 | 17 |
Яйца (штук) | 225 | 97 | 80 | 108 | 114 | 121 | 120 | 103 | 292 |
Хлебные продукты | 148 | 185 | 136 | 114 | 124 | 113 | 119 | 116,2 | 105 |
Картофель | 86 | 70 | 60 | 45,7 | 45,2 | 45,5 | 44,8 | 62 | 80 |
Овощи и бахчевые | 76 | 56 | 79 | 71,2 | 71,8 | 73,0 | 72,5 | 55 | 146 |
Фрукты и ягоды | 23 | 11 | 10 | 35,7 | 40,8 | 43,3 | 43,8 | 29 | 60 |
Масло растительное | 11,2 | 7,6 | 7,2 | 9,7 | 10,4 | 10,4 | 10,5 | 8,5 | 13 |
Сахар | 38,0 | 18,5 | 19,9 | 16,4 | 16,6 | 17,4 | 16,6 | 15,3 | 36 |
В Казахстане в 2009 году среднегодовое потребление продуктов питания составляло 2184 ккал в сутки. Как следует из таблицы 4, уровень потребления по большинству продуктов превышает принятый в республике национальный стандарт, рекомендованный Министерством здравоохранения РК, которое в свое время пересмотрело многие нормы потребления в сторону уменьшения. Однако данный стандарт определяет уровень питания на уровне минимальных норм (2137 ккал), в то время как Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) для активной и здоровой жизни человека рекомендует потреблять порядка 3280 ккал, а некоторые из развитых стран подходят к уровню 3500 ккал. И если ориентироваться на научно обоснованный норматив потребления, то отечественное производство по многим видам не достигло необходимого уровня.
Удовлетворенный спрос – уровень потребления продуктов питания на душу населения в стране в сравнении с нормами потребления, доля расходов на продовольственные товары в общих расходах населения.
Общий
спрос на продукты питания неуклонно
растет, о чем свидетельствует увеличение
емкости внутреннего продовольственного
рынка (таблица 5). Тем не менее, мы видим,
что даже в 2008 году по многим продуктовым
позициям импорт превышает критическое
значение в 15-20%, а следовательно, казахстанцы
находятся в зависимости от поступления
импортных продуктов питания на рынок.
Доля импорта в потреблении велика по
таким товарам, как мясо птицы – 68%, животные
жиры – 98,3%, рыба приготовленная и консервированная
– 99%, овощи – 85,5%, плоды и орехи – 93%, а
также существенна по таким товарам, как
мясные продукты, в том числе колбасы –
40%, растительные масла – 45%, маргарин –
56,5%, молочные продукты – 27%.
Таблица
4 – Ресурсы и использование отдельных
видов продукции (товаров) и сырья за январь-декабрь
2008 г.
производство, тыс. тонн | импорт, тыс. тонн | экспорт, тыс. тонн | реализация
на внутреннем рынке
(емкость) |
доля собственного производства в потреблении | доля импорта в потреблении | |||||||
Мясо и птица, пищевые субпродукты | 872,7 | 156,3 | 2,9 | 1026,2 | 85% | 15% | ||||||
из него: | ||||||||||||
мясо птицы | 64,5 | 132,6 | 2,5 | 194,6 | 32% | 68% | ||||||
Жиры скота крупного рогатого, овец, коз, свиней, тонн | 0,06 | 3,52 | 0 | 3,58 | 1,7% | 98,3% | ||||||
Мясные продукты готовые и консервированные | 50,3 | 33,7 | 0 | 84,0 | 60% | 40% | ||||||
из них: | ||||||||||||
изделия колбасные | 40,5 | 28,4 | 0 | 68,9 | 59% | 41% | ||||||
Рыба приготовленная и консервированная | 34,7 | 64,7 | 34,0 | 65,4 | 1,1%* | 98,9% | ||||||
Овощи, кроме картофеля, грибы переработанные | 13,6 | 70,1 | 1,7 | 82,0 | 14,5% | 85,5% | ||||||
Плоды и орехи переработанные | 2,0 | 22,7 | 0,2 | 24,5 | 7% | 93% | ||||||
Масла растительные | 181,3 | 142,9 | 5,4 | 318,8 | 55% | 45% | ||||||
Маргарин и продукты аналогичные | 34,6 | 34,7 | 7,9 | 61,4 | 43,5% | 56,5% | ||||||
Молочные продукты | 380,3 | 144,4 | 0,8 | 523,9 | 72,4% | 27,6% | ||||||
* с учетом экспорта |
Доля импортных продуктов на продовольственном рынке Казахстана велика в связи с их более низкой ценой по сравнению с аналогичной отечественной продукцией. Поэтому для определения факторов, влияющих на цену, используем корреляционно-регрессионную модель. Рассмотрим конкретный пример влияния факторов на ценообразование на примере мяса крупного рогатого скота.
Исследуется влияние следующих факторов на формирования цены на мясо говядины:
Х1 – объем производства мяса говядины на душу населения в год, кг;
Х2 – объем экспорта мяса говядины на душу населения в год, кг;
Х3 – объем импорта мяса говядины на душу населения в год, кг;
Х4 – объем потребления мяса говядины на душу населения в год, кг;
Х5 – денежные доходы населения на душу населения в год, тенге;
Х6 – номинальная заработная плата в год, тенге;
Х7 – потребительские расходы домашних хозяйств на душу населения в год, тенге;
Х8 – потребительские расходы домашних хозяйств на продовольственные товары на душу населения в год, тенге;
Х9 – потребительские расходы домашних хозяйств на мясо и мясопродукты на душу населения в год, тенге;
Х10 – уровень рентабельности производства мяса говядины в год, %;
Х11 – себестоимость 1 кг реализованного мяса говядины, тенге;
У – средняя цена на мясо говядины, тенге.
С помощью корреляционного анализа мы выявили, что существует взаимосвязь между ценой У и факторами Х1 – Х11. Цена на говядину очень сильно зависит от таких факторов, как объем производства на душу населения, денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, потребительские расходы домохозяйств в целом, на продовольственные товары и на мясо и мясопродукты, рентабельность и себестоимость 1 кг мяса, сильно зависит от объемов потребления на душу населения, заметно – от объема импорта на душу населения, и слабо – от объемов экспорта на душу населения.
В окончательном виде, после всех расчетов и проверки значимости наше уравнение регрессии запишем так:
У = -348,9 + 24,5 Х1 + 15,5 Х2 + 0,0015 Х3 - 2,75 Х4 - 2,2 Х5.
Таким образом, на цену 1 кг говядины прямое влияние оказывают следующие факторы: объем производства мяса говядины на душу населения в год (кг), объем экспорта мяса говядины на душу населения в год (кг), объем импорта мяса говядины на душу населения в год (кг). Такие факторы, как объем потребления мяса говядины на душу населения в год (кг) и денежные доходы населения на душу населения в год (тенге) имеют обратную зависимость с ценой говядины за 1 кг.
Чтобы все сферы и отрасли АПК эффективно функционировали, государству нужно целенаправленно использовать инвестиции, а также привлекать капитал, в том числе иностранный. Кроме того, нужно субсидировать сельское хозяйство не только ГСМ, но и по другим направлениям. Важнейшими мероприятиями являются:
Информация о работе Продовольственный рынок: сущность, задачи и особенности