Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:08, реферат
Целью реферата является освещение и детальное рассмотрение основ этологии заложенных Лоренцом и Тинбергеном. Эти основы обозначаются как основные положения классической этологии.
Ядро этих положений составляет структура поведенческого акта предложенная Лоренцом. В этологии поведение рассматривается не как действие рефлексов, а как комплекс, состоящий из трех стадий.
1.Введение
2.Положения классической этологии в трудах К. Лоренса.
2.1. Структура поведенческого акта.
2.2. Врожденный разрешающий механизм.
2.3. Спонтанность проявления действий.
3. Развитие концепции К. Лоренца в работах Н. Тинбергена.
3.1. Иерархическая модель поведения.
3.2. Конфликтное поведение.
3.3. Изучение эволюционных аспектов поведения.
4.Заключение.
5. Литература.
Показано также, что во многих случаях характер онтогенетического развития поведенческого признака также оказывается адаптивным. Там, где поведенческий акт должен быть совершен уже в раннем возрасте (например, взлет бабочки или сосательные движения млекопитающих), жизненно важное значение имеет его "врожденность", и его развитие контролируется главным образом генетическими факторами. В других случаях адаптивность поведения в онтогенезе явно достигается путем обучения методом проб и ошибок. Например, многие птицы обладают врожденной способностью клевать мелкие предметы и поэтому сначала клюют, что попало, и лишь постепенно выучиваются отличать съедобные предметы от несъедобных. Такой тип организации пищевого поведения создает условия для гибкого приспособления к конкретным условиям жизни, когда вид и характер пищи могут варьировать в широких пределах.
Даже такая универсальная характеристика всего живого, как способность к обучению, имеет свою видовую специфику, обеспечивающую наилучшую приспособленность вида, и зачастую представляет собой высокоизбирательный тип взаимодействия с окружающей средой. Например, рабочие пчелы гораздо лучше других насекомых выучивают расположение цветов, на которых они кормятся. Обучение птиц пению происходит, как уже указывалось, в определенные "чувствительные" периоды онтогенеза, причем показано, что птицы предрасположены к усвоению песни своего вида.
В рассмотренных случаях приспособительное значение признаков поведения выступает со всей очевидностью, однако проследить путь их эволюционного развития трудно, или даже невозможно. Особенность работ Тинбергена и его учеников состоит в том, что они, с одной стороны, внесли большой вклад в исследование функционального и приспособительного значения ряда поведенческих признаков, с другой — выделили признаки, на примере которых оказалось возможным показать экспериментально формирующее и стабилизирующее влияние естественного отбора на поведение.
Успехи в выяснения адаптивного значения поведенческих признаков, достигнутые школой Тинбергена, в значительной степени связаны не только с тем, что он четко сформулировал задачу исследований, но и разработал экспериментальные подходы к ее решению. Основным материалом для наблюдений и последующих обобщений послужило поведение нескольких видов морских птиц — чаек, близких в систематическом отношении (одно семейство), но различающихся по ряду особенностей среды обитания, образа жизни, питания и т.п. Основное внимание в этих исследованиях было обращено на изучение поведенческих адаптации, связанных с защитой от хищников, необходимость которой, как выяснилось, накладывает отпечаток практически на все стороны поведения вида.
4. Заключение.
Итак, этология раскрывает сущность поведения животных. Она приводит доказательства в пользу того что поведенческие акты чем-либо обусловлены, хотя наряду с обусловленными проявлениями существуют и спонтанные проявления. Все сложные поведенческие акты в той или иной степени содержат как спонтанные, так и рефлекторные элементы. В действительности очень трудно бывает установить, до какой степени отдельные элементы поведения спонтанны или же вызываются внешними стимулами, которых просто не может уловить наблюдатель. Поведенческий акт строится по следующей схеме: поисковое поведение — ключевые стимулы — завершающий акт. Эта схема, предложенная К. Лоренсом, по сути, и представляет собой ядро этологии.
Н. Тинберген развил и дополнил учение Лоренса своими положениями. Одним из важнейших стало положение об иерархической модели поведения. Согласно ему, за каждый поведенческий акт у животного отвечает определенный центр. Эти центры состоят в определенной иерархии, где один центр подчиняется другому. Особенным случаем служит конфликтное поведение, когда два центра находятся в неком равновесии.
Положения классической этологии – это не простая теория выдвинутая по какому-то предположению. Эта теория созревала еще до Лоренца с Тинбергеном. Эти ученые лишь оформили этологию. Но для того чтобы ее оформить пришлось проделать немалую работу по наблюдению за животными и анализу их поведения.
Модель поведения рассматриваемая в классической этологии применима ко всем животным. В том числе и к человеку. Но классическая этология это лишь основа. Которая дает опору для дальнейших исследований поведения.
5. Список литературы.
1. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии / Р. Хайнд. - М.: Мир, 1975. – 856 с.
2. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / 3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 320 с.
3. Введение в этологию и генетику поведения. / Л.В. Крушинский, З.А.Зорина, И.И. Полетаева, Л.Г. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 173с.
12
Информация о работе Развитие концепции К. Лоренца в работах Н. Тинбергена