Развитие концепции К. Лоренца в работах Н. Тинбергена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:08, реферат

Описание

Целью реферата является освещение и детальное рассмотрение основ этологии заложенных Лоренцом и Тинбергеном. Эти основы обозначаются как основные положения классической этологии.
Ядро этих положений составляет структура поведенческого акта предложенная Лоренцом. В этологии поведение рассматривается не как действие рефлексов, а как комплекс, состоящий из трех стадий.

Содержание

1.Введение
2.Положения классической этологии в трудах К. Лоренса.
2.1. Структура поведенческого акта.
2.2. Врожденный разрешающий механизм.
2.3. Спонтанность проявления действий.
3. Развитие концепции К. Лоренца в работах Н. Тинбергена.
3.1. Иерархическая модель поведения.
3.2. Конфликтное поведение.
3.3. Изучение эволюционных аспектов поведения.
4.Заключение.
5. Литература.

Работа состоит из  1 файл

Основные положения классической этологии.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Показано также, что во многих случаях характер онтогенетического развития поведенческого признака также оказывается адаптивным. Там, где поведенческий акт должен быть совершен уже в раннем возрасте (например, взлет бабочки или сосательные движения млекопитающих), жизненно важное значение имеет его "врожденность", и его развитие контролируется главным образом генетическими факторами. В других случаях адаптивность поведения в онтогенезе явно достигается путем обучения методом проб и ошибок. Например, многие птицы обладают врожденной способностью клевать мелкие предметы и поэтому сначала клюют, что попало, и лишь постепенно выучиваются отличать съедобные предметы от несъедобных. Такой тип организации пищевого поведения создает условия для гибкого приспособления к конкретным условиям жизни, когда вид и характер пищи могут варьировать в широких пределах.

Даже такая универсальная характеристика всего живого, как способность к обучению, имеет свою видовую специфику, обеспечивающую наилучшую приспособленность вида, и зачастую представляет собой высокоизбирательный тип взаимодействия с окружающей средой. Например, рабочие пчелы гораздо лучше других насекомых выучивают расположение цветов, на которых они кормятся. Обучение птиц пению происходит, как уже указывалось, в определенные "чувствительные" периоды онтогенеза, причем показано, что птицы предрасположены к усвоению песни своего вида.

В рассмотренных случаях приспособительное значение признаков поведения выступает со всей очевидностью, однако проследить путь их эволюционного развития трудно, или даже невозможно. Особенность работ Тинбергена и его учеников состоит в том, что они, с одной стороны, внесли большой вклад в исследование функционального и приспособительного значения ряда поведенческих признаков, с другой — выделили признаки, на примере которых оказалось возможным показать экспериментально формирующее и стабилизирующее влияние естественного отбора на поведение.

Успехи в выяснения адаптивного значения поведенческих признаков, достигнутые школой Тинбергена, в значительной степени связаны не только с тем, что он четко сформулировал задачу исследований, но и разработал экспериментальные подходы к ее решению. Основным материалом для наблюдений и последующих обобщений послужило поведение нескольких видов морских птиц — чаек, близких в систематическом отношении (одно семейство), но различающихся по ряду особенностей среды обитания, образа жизни, питания и т.п. Основное внимание в этих исследованиях было обращено на изучение поведенческих адаптации, связанных с защитой от хищников, необходимость которой, как выяснилось, накладывает отпечаток практически на все стороны поведения вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение.

 

 

Итак, этология раскрывает сущность поведения животных. Она приводит доказательства в пользу того что поведенческие акты чем-либо обусловлены, хотя наряду с  обусловленными проявлениями существуют и спонтанные проявления. Все сложные поведенческие акты в той или иной степени содержат как спонтанные, так и рефлекторные элементы. В действительности очень трудно бывает установить, до какой степени отдельные элементы поведения спонтанны или же вызываются внешними стимулами, которых просто не может уловить наблюдатель. Поведенческий акт строится по следующей схеме: поисковое поведение — ключевые стимулы — завершающий акт. Эта схема, предложенная К. Лоренсом, по сути, и представляет собой ядро этологии.

Н. Тинберген развил и дополнил учение Лоренса своими положениями. Одним из важнейших стало положение об иерархической модели поведения. Согласно ему, за каждый поведенческий акт у животного отвечает определенный центр. Эти центры состоят в определенной иерархии, где один центр подчиняется другому. Особенным случаем служит конфликтное поведение, когда два центра находятся в неком равновесии.

Положения классической этологии – это не простая теория выдвинутая по какому-то предположению. Эта теория созревала еще до Лоренца с Тинбергеном. Эти ученые лишь оформили этологию. Но для того чтобы ее оформить пришлось проделать немалую работу по наблюдению за животными и анализу их поведения.

Модель поведения рассматриваемая в классической этологии применима ко всем животным. В том числе и к человеку. Но классическая этология это лишь основа. Которая дает опору для дальнейших исследований поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список литературы.

 

 

1. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии / Р. Хайнд. - М.: Мир, 1975. – 856 с.

2. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учеб­ное пособие / 3. А. Зорина, И. И. Полетаева. — М.: Аспект Пресс, 2002.- 320 с.

3. Введение в этологию и генетику поведения. / Л.В. Крушинский, З.А.Зорина, И.И. Полетаева, Л.Г.  Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 173с.

 

12

 



Информация о работе Развитие концепции К. Лоренца в работах Н. Тинбергена