Режим дня в жизни детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:50, реферат

Описание

Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.

Содержание

Введение
Глава I. Режим дня как основа здорового образа жизни.
Глава II. Режим дня детей и подростков
Глава III. Основы режима здоровой жизни.
3.1. Режим труда и отдыха.
3.2. Режим сна.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ 12 Режим дня в жизни детей.docx

— 32.98 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ 12

Тема: Режим дня в жизни  детей

 

Содержание.

 

 

Введение 

 

Глава I. Режим  дня как основа здорового образа жизни.

 

Глава II. Режим дня детей и подростков

 

Глава III. Основы режима здоровой жизни.

 

3.1. Режим труда  и отдыха.

 

3.2. Режим сна. 

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Здоровье - бесценное достояние не только  каждого человека, но и всего  общества. При встречах, расставаниях  с близкими и дорогими людьми  мы желаем им доброго и крепкого  здоровья, так как это - основное  условие и залог полноценной  и счастливой жизни. Здоровье  помогает нам выполнять наши  планы, успешно решать жизненные  основные задачи, преодолевать трудности,  а если придется, то и значительные  перегрузки. Доброе здоровье, разумно  сохраняемое и укрепляемое самим  человеком, обеспечивает ему долгую  и активную жизнь.

 

 К сожалению,  многие люди не соблюдают самых  простейших, обоснованных наукой  норм здорового образа жизни.  Одни становятся жертвами малоподвижности,  вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде  с почти неизбежным в этих  случаях развитием ожирения, третьи  не умеют отдыхать, отвлекаться  от производственных и бытовых  забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в  конечном итоге приводит к  многочисленным заболеваниям внутренних  органов. Некоторые люди, поддаваясь  пагубной привычке к курению  и алкоголю, активно укорачивают  свою жизнь.

 

 В своей  работе я хочу выделить одно  из основных составляющих крепкого  здоровья – режим дня.

 

 Режим дня  – распорядок дел, действий.1 Люди, ведущие беспорядочный образ  жизни, пренебрегающие режимом  дня, расплачиваются своим здоровьем,  так утверждал доктор медицинских  наук, профессор Ю. А. Хайрова.

 

 Режим дня  является основой здорового образа  жизни: правильное чередование  труда и активного отдыха, регулярный  прием пищи, определенное время  подъема и отхода ко сну,  выполнение ряда гигиенических  мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.

 

 

Глава I. Режим дня как основа здорового образа жизни.

 

 Великий  физиолог И.П. Павлов не раз  говорил, что ничто так не  облегчает работу нервных клеток  головного мозга, как определенный  распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня, чрезвычайно важен для человека. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

 

 Под режимом  дня понимают распределение основных  дел и мероприятий, осуществляемых  человеком относительно постоянно  в течение каждого дня. Основное  назначение режима - обеспечить оптимальную  активность деятельности организма  человека, основных его функций  и систем. Основой регуляции режима  дня является чередование видов  деятельности.

 

 Если не  налажено правильное чередование  различных видов деятельности, если  продолжительность ночного сна  недостаточна, если мало отводится  времени для отдыха на открытом  воздухе – все это приводит  к тому, что нервная система  быстро истощается. Результат –  снижение работоспособности. Вот  почему каждый человек, должен  обратить серьезное внимание  на организацию времени бодрствования  и сна.

 

 Хороший  отдых, а затем неукоснительное  выполнение распорядка дня избавят  от головных болей, вялости,  постоянного чувства усталости. 

 

 При правильном  режиме вырабатывается слаженный  ритм деятельности, в организме  формируется динамический стереотип  нервных процессов, определяемый  как уравновешенная система условных  рефлексов.

 

 Отсутствие  постоянного режима или частое  изменение сложившегося стереотипа  ухудшает работоспособность и  отрицательно сказывается на  здоровье, может появиться бессонница.

 

 Четкое  выполнение хотя бы в течение  нескольких недель заранее продуманного  и разумно составленного распорядка  дня поможет человеку выработать  у себя динамический стереотип. 

 

 Итак, пользу  режима вряд ли кто станет  отрицать. Однако еще распространено  мнение, что режим- дело сложное, что для соблюдения режима нужны «особые условия». Конечно, лучше всего приучаться к режиму с детства.

 

 Но никогда  не поздно и в зрелом возрасте  попытаться сделать это, тем  более что уже примерно через  месяц трудно будет отказаться  от установленного, ритмично организованного  режима дня. Если человек выработал  для себя правильный режим  и строго его соблюдает, то  каким бы видом физической  или умственной деятельности  он ни занимался, возможности  его многократно возрастают.

 

 Если регулярно  – дома и на работе заниматься  гимнастикой, ежедневные занятия  войдут в привычку, и тогда  можно считать, что активный  отдых стал составной частью  режима дня. 

 

 В самом  начале соблюдать режим трудно, а затем это становится привычкой,  и вы не сможете от нее  отказаться.

 

 Бывает, при  необходимости (переезд, смена  работы и т. д.) привычный распорядок  жизни меняется. С этим ничего  не поделаешь. Но чаще всего  человек сам пренебрегает режимом  труда и отдыха, а ведь силы  не безграничны. Нарушение или  не соблюдение ритма жизни  может стать причиной серьёзных  заболеваний сердца, пищеварительной  или нервной систем.

 

 Чтобы создать  оптимальный вариант дневного  или недельного режима нужно  обращать внимание на изменение  своей работоспособности, при  этом анализировать работоспособность  желательно не только по дням, но и по неделям (сравнивать  количество проделанной работы  за неделю). Это помогает выявить  условия, которые благотворно  влияют на работоспособность  человека и условия, оказывающие  негативное влияние на нее.  Бывает такое, что человек,  стараясь увеличить количество  выполняемой им работы, уменьшает  время сна или активного отдыха, что в конечном итоге не  приносит желаемого результата. Это бывает из-за того, что человек  принимается за работу уставший  или недовольный, что мешает  сконцентрироваться на делах.

 

 У каждого  из нас есть свой более-менее  сложившийся, зачастую помимо  нашей воли, распорядок дня и  недели. Но, скорее всего его можно  улучшить, привнеся, пусть даже, небольшие  изменения. Это сделает Вас  более работоспособным, увеличит  время для отдыха и в целом  улучшит качество жизни. Отдыхать  или работать? Работать или отдохнуть?  Если собрался работать — а  работать не хочется, если решил  отдыхать, а думаешь: «может лучше  поработать?» — вот в таких  случаях и нужен режим дня,  в котором заранее определено  время для работы, сна и развлечений.  Организм будет самонастраиваться на определённые действия в нужно время.

 

 Также важно  не прибегать к крайностям  — всё нужно делать в меру. Крайности вредят здоровью. Ищем  свою золотую середину в составлении  распорядка дня (недели)! И тогда  жизнь будет интересной и радостной.

 

 Много времени  тратится бесцельно. Если проанализировать свой обычный день, то выйдет, что очень много времени мы расходуем на совсем не нужным, или, как минимум, необязательные дела. А это время можно было уделить себе, укреплению своего здоровья. Нужно ценить и экономить своё время!

 

Глава II. Режим дня детей и подростков

 

 Режим дня  способствует нормальному развитию  ребенка, укреплению здоровья, воспитанию  воли, приучает к дисциплине. Составляют  режим дня с учетом состояния  здоровья, возрастных анатомо-физиологических  и индивидуальных особенностей  ребенка. Режим дня предусматривает  определенную продолжительность  различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение  правил личной гигиены.

 

 Приучать  ребенка к соблюдению режима  необходимо с первого его жизни:  определенное время сна и бодрствования,  кормления, прогулок. Это не только  облегчает уход за ребенком, но  и постепенно с возрастом приучает  его к порядку, опрятности; 1,5 –  2 лет дети переходят на одноразовый  дневной сон, в зависимости  от погоды прогулки на свежем  воздухе занимают 3 – 4 часа. Рекомендуется  ежедневно через 1 – 1,5 часа  после завтрака заниматься физическим  воспитанием ребенка.

 

 Исследованиями  физиологов и гигиенистов установлено,  что организм ребенка обладает  наивысшей трудоспособностью в  утренние часы. Поэтому в это  время с детьми дошкольного  возраста следует проводить наиболее  трудоемкие занятия – рисование,  лепка, работа с ножницами. 

 Во второй  половине дня время занятий  следует сократить, а время  отдыха увеличить. Пребыванию  на воздухе отводится 4 часа. В  режим дня дошкольников обязательно  должны входить утренняя зарядка,  подвижные игры, физические упражнения, направленные на развитие основных  движений – ходьба, бег, лазание.

 

 Питание  детей от 3 лет мало, чем отличается  от питания взрослых. Необходимо  достаточное количество витаминов,  белков, углеводов. Принимать еду  следует не раньше чем через  30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1 – 1,5 часа до  сна.

 

 Необходимо  прививать ребенку гигиенические  навыки; приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем один раз. Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить его после игры, проследить за вечерним туалетом.

 Поступление  в школу переломный момент  в жизни ребенка. Превышение  допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического  труда, достаточно двигательной  активности ведут к истощению  нервной системы школьника, к  переутомлению и ослаблению организма,  к снижению его сопротивляемости  различным инфекциям. Важно научить  ребенка правильно регламентировать  время учебной работы дома: чередовать  виды занятий по различным  предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза.

 

 Начинать  приготовление уроков следует  с письменных работ, а затем  переходить к устным. Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.

 

 Для восстановления  сил и работоспособности организма  очень важен нормальный сон.  Детям 7 – 10 лет необходимо  спать не менее 10 – 10,5 часов,  подросткам – не менее 8 –  9 часов, в противном случае  их работоспособность падает  на 30%. Хроническое недосыпание, как  и умственное переутомление, является  причиной раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать  излишних нагрузок, которые могут  нарушить нормальный сон и  вредно сказаться на состоянии  ребенка. 

 

 Большое  внимание в режиме дня школьника  должно быть уделено питанию.  Правильно организованный режим  питания(4 – 5 – кратный прием  пищи) имеет большое значение  для его нормального физического  и нервно – психического развития. Ужинать ребенок должен за 1 –  1,5 часа до сна.

 

 Каждое  утро ребенок должен делать  зарядку, это должно войти у  него в привычку. Серьезного внимания  требует от родителей организация  выходного дня и каникул школьника.  Основные элементы режима дня  (сон, еда, и т. д.) должны оставаться  такими же, как и в обычные  дни, но при этом максимум  времени надо отвести пребыванию  на воздухе, участию в походах  и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо  дать ребенку выспаться.

 Примерный  распорядок дня детей и подростков

 

 

Режим

возраст

3 – 6 лет

7 -10 лет

10 – 16 лет

Пробуждение, туалет

Зарядка

Завтрак

Прогулка, игра (дорога в  школу)

Занятия в школе

Обед

Послеобеденный отдых

Сон

Полдник

Прогулка (игра)

Приготовление уроков

Ужин

Приготовление ко сну

Сон

6.30-8

-

8-8.30

9.35-11.35

-

12-12.30

-

12.40-15

15.30-16

19-20

-

18.30-19

20-20.30

20.30

7

7-7.30

7.30-7.50

7.50-8.20

8.30-12.30

13-13.30

13.30-14.30

-

-

-

16-18

19-19.30

20.30-21

21-7

7

7-7.30

7.30-7.50

7.50-8.20

8.30-14

14.30-15

15.30-17

-

-

-

17-19

19-19.30

21-21.30

21.30-7

Информация о работе Режим дня в жизни детей