Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:24, реферат
Всем известно, что дети похожи на родителей. Из поколения в поколение могут передаваться особенности внешности, черты характера, склонность к определённой профессии, а также язык, религиозные и нравственные убеждения и т.п. Одни из этих признаков врожденные, другие формируются под влиянием среды, зависят от традиций, культуры, условий жизни. Что же в первую очередь определяет, каким станет человек, - природа или воспитание? Этот вопрос волновал людей с давних пор.
Введение
Всем известно,
что дети похожи на родителей.
Из поколения в поколение
Бытовые представления
о наследовании человеком
Понимание
природы наследственности
Уже в 1902 году
английский врач Арчибальд
Науку о закономерностях
наследственной передачи
В России влияние
наследственности на здоровье
человека одним из первых
В ХХ веке
сотни открытий, сделанных биологами,
физиками, химиками, математиками, внесли
ясность в то, как проявляются
наследственные задатки, в том
числе и на клеточном уровне.
в последние десятилетия
1. Начало начал
1.1 Отшельник оказался
совсем не отшельником.
В начале ХIХ
века, в 1822 году, в Австрийской Моравии,
в деревушке Ханцендорф, в крестьянской
семье родился мальчик. Он был вторым ребёнком
в семье. При рождении его назвали Иоганном,
фамилия отца бала Мендель.
Жилось нелегко,
ребенка не баловали. С детства
Иоганн привык к крестьянскому
труду и полюбил его, в
Выдающиеся способности
обнаружились у мальчика рано.
Менделю было 11 лет, когда его
перевели из деревенской школы
в четырехклассное училище
Платить за учебу
и содержать сына родителям было трудно.
А тут ещё обрушилось на семью несчастье:
отец тяжело пострадал – ему на грудь
упало бревно. В 1840 Иоганн окончил гимназию
и параллельно – школу кандидатов в учителя.
Несмотря на
трудности Мендель продолжает учебу. Теперь
уже в философских классах в городе Оломеуц.
Тут учат не только философии, но и математике,
физике – предметам, без которых Мендель,
биолог в душе, не мыслил дальнейшей жизни.
Биология и математика! В наши дни это
сочетание неразрывно, но в 19 веке казалось
нелепым. Именно Мендель был первым, кто
продолжил в биологии широкую колею для
математических методов.
Он продолжает
учиться, но жизнь тяжела, и
вот настают дни, когда по
собственному признанию
Однако что
– то не сиделось ему в
монастыре. Вот перечень
А еще флористические
экскурсии. Мендель их совершал постоянно.
Бродил в окрестностях Брно, часто
весьма далёких, искал редкие и изменённые
растения. Нет, он не собирал гербарий.
Свои находки нес в монастырь,
высаживал в маленьком садике,
наблюдал за их ростом, за тем, как наследуют
они свои особенности. Конечно, это
отрывало его от монастырских дел, но,
очевидно, именно к этому он и
стремился.
Невольно напрашивается
вопрос: а как же монастырское
начальство? Почему разрешало оно
Менделю экскурсии и поездки?
Ответить на это не так уж
сложно, нужно только учесть
Девятнадцатое
столетие подвело черту под
средневековьем. От безраздельного
влияния религии на все
В науке не
было человека более скромного,
О том, как
он выглядел, свидетельствует современник:
” Ещё теперь я его вижу
перед собой, как он идет
по Булочной улице, спускаясь
к монастырю: среднего роста
и широкоплечий, хорошо настроенный,
с крупной головой и высоким
лбом и золотыми очками на
благожелательных, но проницательных
голубых глазах. Почти всегда он носил
штатское платье…цилиндр на голове, длинный,
черный, обычно чересчур широкий сюртук
и короткие брюки, заправленные в высокие,
жесткие сапоги”. Чей это облик! Скорее,
учителя тех лет, горожанина или крестьянина,
быть может ученого, но уж не как не монаха.
Был период, когда
его сделали священником.
Иное дело
учительство. Мендель
Интересно, что
Мендель дважды сдавал экзамен
на звание учителя и … дважды
проваливался! А ведь он был
образованнейшим человеком.
Сохранились сведения
об одном из его ответов
– речь шла о происхождении
Земли. Мендель говорил о
Провалы на
экзаменах не мешали его
В жизни Менделя
были годы, когда он превращался
в затворника. Но не перед иконами
склонял он колена, а… перед
грядками с горохом. С утра
и до самого вечера трудился
он в маленьком монастырском
садике(35 метров длины и 7 метров
ширины). Здесь с 1854 по 1863 год провел
Мендель свои классические
Горох был удобен
и по иным соображениям. Потомство
этого растения обладает рядом чётко
различимых признаков - зелёный или
жёлтый цвет семядолей, гладкие или,
напротив, морщинестые семена, вздутые
или черкообразно перетянутые бобы, длинная
или короткая стеблевая ось соцветия и
так далее. Переходных, половинчатых. "смазанных"
признаков не было. Всякий раз можно было
уверенно говорить "да" или "нет",
"или - или", иметь дело с альтернативой.
А потому и оспаривать выводы Менделя,
сомневаться в них не приходилось. И все
положения теории Менделя уже никем не
были опровергнуты и по заслугам стали
частью золотого фонда науки.
1.2 Законы Менделя.
Мендель скрещивал
растения гороха, различающиеся
акам, и на основе полученных результатов
обосновал идею о существовании наследственных
задатков, ответственных за проявление
признаков. В своих работах Мендель применил
метод гибридологического анализа,
ставшего универсальным в изучении закономерностей
наследования признаков
у растений,
животных
и человека. В отличие
от своих предшественников, пытавшихся
проследить наследование многих признаков
организма в совокупности, Мендель исследовал
это сложное явление аналитически. Он
наблюдал наследование всего лишь одной
пары или небольшого числа альтернативных
(взаимоисключающих) пар признаков у сортов
садового гороха, а именно: белые и красные
цветки; низкий и высокий рост; желтые
и зеленые, гладкие и морщинистые семена
гороха и т. п. Такие контрастные признаки
называются аллелями, а термин “аллель”
и “ген” употребляют как
синонимы. Для скрещиваний Мендель использовал
чистые линии, т. е. потомство одного самоопыляющегося
растения, в котором сохраняется сходная
совокупность генов. Каждая из этих линий
не давала расщепления признаков. Существенным
в методике гибридологического анализа
было и то, что Мендель впервые точно подсчитал
число потомков — гибридов с разными признаками,
т. е. математически обработал полученные
результаты и ввел для записи различных
вариантов скрещивания принятую в математике
символику: А, В, С, D и т. д. Этими буквами
он обозначал соответствующие наследственные
факторы. В современной генетике приняты
следующие условные обозначения при скрещивании:
родительские формы — Р; полученные от
скрещивания гибриды первого поколения
— F1; гибриды второго поколения — F2, третьего
— F3 и т. д. Само скрещивание двух особей
обозначают знаком
х (например:
АА
х aа). Из множества
разнообразных признаков скрещиваемых
растений гороха в первом опыте Мендель
учитывал наследование лишь одной пары:
желтые и зеленые семена, красные и белые
цветки и т. д. Такое скрещивание называется
моногибридным. Если прослеживают наследование
двух пар признаков, например желтые гладкие
семена гороха одного сорта и зеленые
морщинистые другого, то скрещивание называют
дигибридным. Если же учитывают три и большее
число пар признаков, скрещивание именуют
полигибридным. Аллели - обозначают буквами
латинского алфавита, при этом одни признаки
Мендель назвал доминирующими (преобладающими)
и обозначил их заглавными буквами - А,
В, С и т. д., другие - рецессивными (уступающи
ми, подавляемыми), которые обозначил строчными
буквами — а, в, с и т. д. Поскольку каждая
хромосома (носитель аллелей или генов)
содержит лишь одну из двух аллелей, а
гомологичные хромосомы всегда парные
(одна отцовская, другая материнская),
в диплоидных клетках всегда есть пара
аллелей: АА, аа, Аа, ВВ, bb. Bb и т. д. Особи
и их клетки, имеющие в своих гомологичных
хромосомах пару одинаковых аллелей (АА
или аа), называются гомозиготными. Они
могут образовывать только один тип половых
клеток: либо гаметы с аллелью А, либо гаметы
с аллелью а. Особи, у которых в гомологичных
хромосомах их клеток имеются и доминантный,
и рецессивный гены Аа, называются гетерозиготными;
при созревании половых клеток они образуют
гаметы двух типов: гаметы с аллелем А
и гаметы с аллелем а. У гетерозиготных
организмов доминантная аллель А, проявляющаяся
фенотипически, находится в одной хромосоме,
а рецессивная аллель а, подавляемая доминантом,
— в соответствующем участке (локусе)
другой гомологичной хромосомы. В случае
гомозиготности каждая из пары аллелей
отражает либо доминантное (АА), либо рецессивное
(аа) состояние генов, которые в обоих случаях
проявят свое действие. Понятие о доминантных
и рецессивных наследственных факторах,
впервые примененное Менделем, прочно
утвердилось в современной генетике. Позже
были введены понятия генотип и фенотип.
Генотип — совокупность всех генов, которые
имеются у данного организма. Фенотип
— совокупность всех признаков и свойств
организма, которые выявляются в процессе
индивидуального развития выданных условиях.
Понятие фенотип распространяется на
любые признаки организма: особенности
внешнего строения, физиологических процессов,
поведения и т. д. Фенотипическое проявление
признаков всегда реализуется на основе
взаимодействия генотипа с комплексом
факторов внутренней и внешней среды.