Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:24, реферат
Всем известно, что дети похожи на родителей. Из поколения в поколение могут передаваться особенности внешности, черты характера, склонность к определённой профессии, а также язык, религиозные и нравственные убеждения и т.п. Одни из этих признаков врожденные, другие формируются под влиянием среды, зависят от традиций, культуры, условий жизни. Что же в первую очередь определяет, каким станет человек, - природа или воспитание? Этот вопрос волновал людей с давних пор.
1. Гены располагаются
в хромосомах; различные хромосомы
содержат неодинаковое число
генов, причем набор генов
2. Каждый ген имеет
определенное место (локус) в
хромосоме; в идентичных
3. Гены расположены
в хромосомах в определенной
линейной последовательности;
4. Гены, локализованные
в одной хромосоме,
5. Сцепление генов
может нарушаться в процессе
кроссинговера; это приводит к
образованию рекомбинантных хромосом;
6. Частота кроссинговера
является функцией расстояния
между генами: чем больше расстояние,
тем больше величина
7. Каждый вид имеет
характерный только для него
набор хромосом - кариотип.
2. История генетики
в России
Рождение генетики
совпадает с началом ХХ века, когда
были переоткрыты установленные Грегором
Менделем законы наследования признаков.
К 1915 году была создана хромосомная теория
наследственности американского генетика
Томаса Моргана. Постулированные Менделем
наследственные факторы (гены) удалось
связать с определенными отдельными районами
(локусами) хромосом. В то же время прояснились
загадочные танцы хромосом, наблюдаемые
в период деления клеток, их роль в определении
пола, развитии организмов и эволюции.
На рубеже 20-х годов генетика возникает
и в России. Но не подобно Афродите из пены
морской, а как еще одна живая ветвь плодоносящего
дерева, которое представляла собой русская
биология в
начале
ХХ века. Наука была привнесена
в Россию по прихоти Петра I, примерно также,
как затем во времена Екатерины II был насильственно
внедрен картофель. Оба нововведения прижились.
Академия Наук в Петербурге стала оплотом
просвещения и привлекала в Россию прекрасных
ученых с Запада. Так, в 1834 году в Россию
переехал Карл Бэр (1792-1876), один из основателей
эмбриологии. Он открыл яйцеклетку и первый
детально описал ход индивидуального
развития у животных. К началу ХХ века
в России сложились оригинальные направления
в разных областях биологии. И вот результат.
В первое десятилетие ХХ века двое биологов
России были удостоены Нобелевской премии
- И.И.Мечников (1908) и И.П.Павлов (1904). Сравним:
в США первая Нобелевская премия по биологии
была присуждена Т.Моргану лишь в 1933 году.
Помимо государства, в России в начале
века науку стали поддерживать и меценаты.
Так, в 1908-1909 гг. на средства генерала А.Л.Шанявского
и купца Х.С.Леденцова в Москве создаются
Народный университет, Московское общество
научного института и Общество содействия
успехам опытных
наук. Вскоре после открытия Университет
Шанявского стал приютом и оазисом для
многих из 130 ученых, ушедших в знак протеста
в 1911 году из Московского университета.
В их числе был и профессор Николай Константинович
Кольцов (1872-1940), которого знаменитый немецкий
зоолог и генетик Рихард Гольдшмит назвал
самым образованным из всех известных
ему биологов. На базе народного университета
Кольцов создал в 1917 г. первый и лучший
на то время в Европе Институт экспериментальной
биологии (ИЭБ). В 1921 г. он предложил зоологу
С.С. Четверикову организовать в ИЭБ генетическую
лабораторию. Отсюда и ведет свое начало
знаменитая Московская школа генетики
с такими именами как Б.Л.Астауров, Е.И.Балкашина,
С.М.Гершензон, Н.П.Дубинин, Д.Д.Ромашов,
А.С.Серебровский, Н.В.Тимофеев-Ресовский.
Уже к середине 1923 г. вышли труды Института
и номера двух новых журналов. Четвериков
проводил на своей квартире семинар-кружок
по проблемам эволюции под названием СООР
("совместное орание"). Участники
отбирались по типу эмпатии, они должны
были свободно читать на трех языках научную
литературу. В кружке создавалась атмосфера,
оптимальная для развития научного таланта,
широты и критичности мышления. Н.В.Тимофеев-Ресовский,
оказавшись затем в Германии, организовал
по типу СООР европейские семинары (или
"трепы", по его словам) с участием
многих известных биологов и физиков Европы.
В Петербурге возникла своя школа генетики,
связанная прежде всего с именами Юрия
Александровича Филипченко (1882-1930) и Николая
Ивановича Вавилова (1887-1943). Уже в 1913 году
зоолог Филипченко начал читать в Петербургском
университете первый в России факультативный
курс генетики. В 1918 году он создал первую
в России кафедру экспериментальной зоологии
и генетики. Его учеником и ассистентом
был Ф.Г.Доб(р)жанский, который вскоре в
1927 году получил стипендию Рокфеллера
для работы в лабораториии Моргана и остался
в США, будучи признан затем главой американских
эволюционных биологов. В 1921 году Вавилов
переезжает из Саратова в Петроград и
вскоре возглавляет Всесоюзный институт
растениеводства - ВИР. В короткие сроки
Вавилову удалось создать ансамбль первоклассных
исследователей, объединенных грандиозной
задачей: собрать в ВИРе мировую коллекцию
культурных растений и их сородичей, выявить
потенциал ценных генов и ввести их в селекцию.
За 10-15 лет эта задача была, в основном,
выполнена.
В 1926 году С.С.Четвериков
публикует большую программную
статью о связи теории эволюции и
генетики. Как и в случае с Менделем,
эта статья знаменовала собой
рождение новой области - генетики популяций.
Она включала ряд новых концепций,
предсказаний и описание методов
их проверки. Прежде всего это концепция
"мутационного давления", процесса
возникновения новых наследственных изменений
(мутаций) - столь же неизбежного для пригородных
видов, сколь неизбежен радиоактивный
распад. Каждый вид "впитывает" в
себя вновь возникающие мутации, они накапливаются
в скрытом состоянии и могут служить источником
эволюционных преобразований. Был сделан
важный концептуальный вывод, что накопленное
генное разнообразие должно выявляться
в условиях изоляции и уже без всякого
отбора приводить к различиям между популяциями
и индивидами в природе. Четвериков создал
понятие "генотипическая среда",
а А.С.Серебровский ввел другое, столь
же известное ныне, понятие "генофонд"
- для сопоставления генных различий между
популяциями. Таким образом, удалось связать
теорию Дарвина
с менделеевской
генетикой. Способность к матричному самовоспроизведению
нуклеиновых кислот ДНК и РНК рассматривается
ныне как основа жизни. Но именно Н.К.Кольцов
в 1927 году выдвинул концепцию, что хромосомы
представляют собой гигантские молекулы,
способные к самовоспроизведению. Этот
постулат уже в 30-е годы получил косвенное
подтверждение в начатых Тимофеевым-Ресовским
в Германии работах по радиационной генетике.
Их цель была установить, с какой частотой
возникают мутации под действием разных
доз и видов облучения. В итоге, количественные
расчеты привели к важному выводу, что
повреждения, вызываемые облучением, являются
не мульти- а мономолекулярными. Это хорошо
гармонировало с идеей Кольцова о хромосоме
как одной гигантской молекуле. На основе
выдвинутого "принципа попаданий"
удалось впервые определить примерный
молекулярный объем гена. Попытка выяснить
строение гена была предпринята в серии
работ на дрозофиле А.С.Серебровского
и его учеников (Н.П.Дубинин, Б.Н.Сидоров,
И.И.Агол, Н.И.Шапиро). Атака на ген оказалась
успешной. Впервые был сделан вывод о делимости
гена и его сложной линейной структуре.
В середине 30-х был открыт и изучен "эффект
положения" генов, когда нормальный
ген, будучи искусственно перенесен в
другое место хромосомы, менял характер
своего проявления (Н. П. Дубинин, Б.Н.Сидоров,
В.В.Хвостова, А.А.Прокофьева-Бельговская).
Этот феномен, связанный с регуляторными
отношениями между генами, является и
ныне одной из горячих
точек современной
науки. Из работ отечественных генетиков,
наибольшее мировое признание, получили,
пожалуй, работы академика Н.И.Вавилова
и его коллег по ВИРу. Вавилов был одновременно
генетиком, систематиком, эволюционистом,
физиологом растений, выдающимся организатором
науки и общественным деятелем, а также
крупным географом-путешественником.
Отметим здесь только три его новые концепции:
1) закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости, 2) учение о центрах происхождения
культурных растений; 3) представление
о сложной полиморфной структуре биологических
видов. Закон Вавилова устанавливал определенные
правила формообразования и позволял
предсказывать у данного вида, еще не открытые,
но возможные признаки (аналогия с системой
Менделеева). Широкую известность получили
работы сподвижников Вавилова в области
изучения хромосом. Так, Г.А.Левитский
ввел в биологию термин "кариотип"
- для описания базовых особенностей морфологии
хромосом одного вида и сравнения их между
собой у разных организмов и видов. В 1934
году он впервые у растений показал, как
под действием облучения хромосомы распадаются
на фрагменты
и перестраиваются.
Ныне, в конце ХХ века у всех на слуху слова
"генная инженерия". Между тем, еще
в 20-е годы ученик Вавилова Г.Д.Карпеченко,
работая в ВИРе, создал удивительный метод
хромосомной инженерии. Его работы входят
теперь во все учебники по генетике. Он
показал возможность преодоления бесплодия
отделенных гибридов за счет удвоения
наборов хромосом обоих родителей. Таким
путем впервые были получены гибриды между
капустой и редькой, а затем созданы новые
виды пшениц при их отдаленной гибридизации
друг с другом и с сородичами. Этим методом
широко пользовалась и природа, создавая
новые виды растений. Впоследствии ученик
Четверикова академик Б.Л.Астауров путем
хромосомной инженерии впервые получил
отдаленные гибриды у животных на примере
тутового шелкопряда. В 1932 г. под впечатлением
успехов генетики в России было решено
провести очередной Международный Генетический
Конгресс. Но на это советские власти не
дали разрешения. Надвигалась эпоха Лысенко.
К началу 40-х годов Вавилов и его коллеги
Левитский, Карпеченко, Л.Говоров были
репрессированы.ение по генотипу в F2 при
моногибридном попо отРЕПРЕССИИ И ПОГРОМ
ГЕНЕТИКИ
Где корни случившегося
в 1948 году погрома генетики и воцарения
Лысенко? Первое после революции
десятилетие - период бурного роста
и успехов русской генетики, возникшей
на крепком биологическом
После смерти Сталина
в 1953 г., в период "оттепели", усиливается
противостояние лысенковскому обскурантизму.
Начиная с 1953 г. известный эволюционист
проф. А.А.Любищев и вернувшийся из лагеря
генетик В.П.Эфроимсон посылают в ЦК партии,
в журналы, ведущим биологам серии критических
статей о монополии Лысенко в биологии,
анализируя большой урон со стороны лысенковщины
сельскому хозяйству, медицине, экономике.
В 1955 г. в ЦК партии было направлено знаменитое
"письмо трехсот", подписанное ведущими
биологами, затем к нему присоеденились
письмо ряда академиков-физиков. В 1956 г.
проф. М.Е.Лобашев начинает читать курс
классической генетики на возглавляемой
им кафедре генетики в Ленинградском университете.
В это же время в Институте биофизики и
Институте атомной энергии создаются
генетические лаборатории, а затем в 1957
г. Институт цитологии и генетики в Сибирском
отделении АН СССР (Академгородок, Новосибирск).
Вместе с тем, еще в декабре 1958 г. была разогнана
редакция "Ботанического журнала"
во главе с акад. В.Н.Сукачевым за публикацию
серии критических статей об идеях Лысенко.
В 1963 г. такая же участь постигла журнал
"Нева" за яркую и смелую статью генетиков
В.С.Кирпичникова и Ж.А.Медведева "Перспективы
советской генетики". Однако явное падение
Лысенко началось лишь вслед за падением
Н.С.Хрущева в 1964 г. В сентябре 1965 года на
заседании Президиума АН под руководством
акад. М.В.Келдыша впервые, наконец, открыто
подверглись критике методы и результаты
деятельности Лысенко. В 1965 г. он был снят
с поста директора академического Института
генетики, который он занимал целых четверть
века лет после ареста Вавилова, навязывая
через систему государственных учреждений
свои
бредни. В этом кратком очерке можно назвать
лишь наиболее важные работы отечественных
генетиков последней трети ХХ века. К ним,
в первую очередь, относится, сделанное
И.А.Рапопортом открытие супермутагенов
- веществ, в десятки и сотни раз повышающих
частоту возникновения мутаций у самых
разных организмов. С использованием супермутагенов
сделаны важные работы в теории мутаций,
получены новые штаммы антибиотиков и
новые сорта растений (Рапопорт останется
в истории генетики и как единственный
биолог, который в 1948
году открыто
отказался признать
лысенкоизм). Несомненным достижением
отечественной генетики является открытие
у животных на примере дрозофилы "прыгающих
генов" и свидетельства того, что эти
гены вызывают вспышки нестабильных мутаций
в лаборатории и природе и связаны с адаптивными
преобразованиями генетической системы
клетки. Оригинальные результаты, полученные
в рамках этого направления российскими
генетиками, включая мировые исследования
по этой проблеме, были обобщены в замечательной
сводке Р.Б.Хесина "Непостоянство генома".
Эта сводка несомненно войдет в золотой
фонд российской науки. В ней обосновано
положение о потенциальном единстве генофонда
земных организмов за счет горизонтального
переноса генов вирусами и другими подвижными
элементами. С именем Р.Б.Хесина, ученика
А.С.Серебровского, связано зарождение
и развитие молекулярной генетики в стране,
которое происходило под крышей Института
атомной энергии.
Блестящий цитолог и
генетик В.В.Прокофьева-Бельговская, ученица
Ю.А.Филипченко, создала школу цитогенетиков,
изучающих поведение и структуру хромосом
человека в норме и патологии ("хромосомные
болезни"). Вместе с другим генетиком,
В.П.Эфроимсоном, они возродили исследования
по медицинской генетике. Однако влияние
идеологических запретов на изучение
наследственности человека оказалось
столь велико, что книга В.П.Эфроимсона
"Генетика гениальности" более 20
лет не могла пробиться в печать и вышла
лишь в 1998 году.дельным признЗаключение.
Если век 19-й по
праву вошел в историю мировой
цивилизации как Век Физики, то
стремительно завершающемуся веку 20-му,
в котором нам счастливилось
жить, по всей вероятности, уготовано
место Века Биологии, а может быть,
и Века Генетики.
Действительно, за
неполных 100 лет после вторичного
открытия законов Г. Менделя генетика
прошла триумфальный путь от натурфилосовского
понимания законов наследственности и
изменчивости через экспериментальное
накопление фактов формальной генетики
к молекулярно-биологическому пониманию
сущности гена, его структуры и функции.
От теоретических построений о гене как
абстрактной единице наследственности
- к пониманию его материальной природы
как фрагмента молекулы ДНК,
кодирующего аминокислотную структуру
белка, до клонирования индивидуальных
генов, создания подробных генетических
карт человека, животных, идентификации
генов, мутации которых сопряжены с тяжелыми
наследственными недугами, разработки
методов биотехнологии и генной инженерии,
позволяющих направленно получать организмы
с заданными наследственными признаками,
а также проводить направленную коррекцию
мутантных генов человека, т.е. генотерапию
наследственных заболеваний. Молекулярная
генетика значительно углубила наши
представления о сущности жизни, эволюции
живой природы, структурно-функциональных
механизмов регуляции индивидуального
развития. Благодаря ее успехам начато
решение глобальных проблем человечества,
связанных с охраной его генофонда.
Список литературы.
1. Г.Д. Бердышев, В.А.
Ратнер “Код наследственности”. Новосибирское
книжное издательство. 1963 год.
2. Н. П. Дубинин.
“Генетика и человек”. М.,”Просвещение”,
1978.
3. Е.Ф. Давиденкова,
А.Б. Чухловин. “О наследственности”.
М.,”Медицина”, 1975.
4. Ф. Полканов. “Мы
и ее величество ДНК”. М., “Детская литература”,
1968.
5. Энциклопедия для
детей. Том 18. Человек. Ч. 1. М.: Аванта+