Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучить, что же такое стратегия и тактика антикризисного управления.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
- дать определение понятия «антикризисное управления»;
- определить, что такое стратегия и тактика;
Введение
Глава 1. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой………………………………………25
1.1. Определение и применение на практике «антикризисного управления»..25
2.2. Динамика основных финансовых показателей развития фирмы.27
2.3. Выбор стратегии развития предприятия…………………………………31
Глава 2. Основные направления в стратегии развития…………………………………………………….…..41
2.1. Подход к стратегии развития предприятия………………………….…..41
2.2. Oсновныe методы и подходы, используемые при разработке стратегии развития предприятия…………………………………………………………...42
2.3.Формулирование стратегий и выбор альтернатив………………………..47
Заключение………………………………………………………………….54
Список используемой литературы…………
Введение
Глава 1. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой………………………………………25
1.1. Определение и применение на практике «антикризисного управления»..25
2.2. Динамика основных
финансовых показателей
2.3. Выбор стратегии развития предприятия…………………………………31
Глава 2. Основные направления
в стратегии развития…………………………
2.1. Подход к стратегии
развития предприятия…………………………
2.2. Oсновныe методы и подходы,
используемые при разработке стратегии
развития предприятия…………………………………………………
2.3.Формулирование стратегий
и выбор альтернатив………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………….56
Введение
В жизненном цикле любой фирмы возможно наступление кризиса. он. Кризисы могут быть различными и могут возникнуть абсолютно на всех этапах развития фирмы. Если работа предприятия и без этого носит отрицательный характер, то даже краткосрочный кризис может привести к серьезным последствиям. Для того чтобы это предотвратить, необходимо разработать эффективную систему управления, содержащую меры по прогнозированию и предупреждению негативных ситуаций. Главное место в антикризисном управлении занимает стратегия развития предприятия.
Понятие стратегия это - ориентированное на долгосрочную перспективу определенное направление развития предприятия, охватывающее все аспекты его внутренней и внешней среды, которое служит для достижения поставленных целей. Главным в стратегии антикризисного управления - это четкая ориентация на выявление и предотвращение причин кризиса. Правильно сформированная стратегия позволяет избежать многих кризисных ситуаций, а также представляет собой план действий на определенный период времени, который позволяет избежать опасных ситуаций и направить организацию по пути роста и укрепления позиций на рынке.
Целью данной работы является изучить, что же такое стратегия и тактика антикризисного управления.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
- дать определение понятия «антикризисное управления»;
- определить, что такое стратегия и тактика;
- изучить классификацию стратегий.
Актуальность данной темы заключается в том, что в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.
Глава 1. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой
1.1. Определение и применение на практике «антикризисного управления»
Антикризисное управление - это система мер, предотвращающих банкротство или управление в условиях риска. Поэтому антикризисное управление необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.
Таким образом, антикризисное управление - это:
Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от своевременного обнаружения руководством возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному состоянию фирмы. Важно, чтобы аналитические службы фирмы вели постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме, только тогда возможно ранее обнаружение негативных событий. Существуют внешние и внутренние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы.
1.2. Динамика основных финансовых показателей развития предприятия
В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления.
Формирование экономических стратегий антикризисного управления производится в несколько этапов:
- анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса;
- анализ состояния предприятия,
находящегося в кризисной
- пересмотр миссии и системы целей предприятия.
Антикризисное управление в
первую очередь связано с
1. Обеспечение достаточности денежных средств.
Существуют различные методы определения суммы средств, поступающих на предприятие в плановом периоде: уточненный (аналитический); укрупненный; экспресс-метод.
Уточненный метод требует значительных экономических расчетов. Он позволяет учитывать объем реализации в плановом периоде и динамику остатков отгруженной, но неоплаченной продукции (дебиторской задолженности).
Реализация продукции при этом определяется по отгрузке.
Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубый результат, поскольку основан на использовании статистики оплаты отгруженной продукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность оценки поступления денежных средств за более короткие периоды.
Экспресс-метод наименее трудоемкий. Он основан на использовании отчетных данных. Оцениваются только денежные средства, поступающие в виде выручки за реализованную продукцию.
Дпл = (ОПпл : ОПср) * Дср - Апол + Апол.ср,
где Дпл - денежные средства, поступающие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
Дср - денежные средства (среднее значение), поступавшие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
ОПпл - объем продукции, отгружаемой покупателям в плановом периоде, руб.;
ОПср - средний объем продукции, отгружаемой покупателям в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;
Апол - авансы, полученные от покупателей и заказчиков в предыдущем периоде, руб.;
Апол.ср - средняя величина авансов, получаемых в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.
Динамика потоков на счетах текущих обязательств кризисных предприятий свидетельствуют об их значительном нарастании в течение года. Для таких предприятий характерен постоянный рост непогашенной задолженности, поскольку поступления денежных средств по сравнению с возникающими обязательствами невелики.
Наибольшие обязательства предприятие имеет по расчетам с разными дебиторами и кредиторами.
Важнейшей задачей финансового оздоровления является минимизация текущих затрат. Данные меры направлены на сокращение потоков обязательств и дефицита денежных средств.
Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том числе и просроченной, могут предусматривать следующие процедуры:
- отсрочки и рассрочки платежей;
- зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);
- переоформление задолженности в виде займа; продажа долговых обязательств;
- перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные;
- погашение задолженности
посредством передачи
- списание задолженности;
- погашение задолженности посредством отчуждения имущества должника.
Регулирование кредитных отношений. Различается три формы кредита: денежный, товарный и коммерческий.
Основным документом, регулирующим кредитную сделку, является кредитный договор, который по мере развития общественных отношений и требований рынка постоянно модифицируется. Однако принципы кредитования остаются неизменными: возвратность, возмездность, срочность, целевое назначение и обеспечение.
Согласно ст. 819 ГК РФ банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются по кредитному договору предоставить денежные средства (кредит), а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 820 ГК РФ), иначе он недействителен.
Управление дебиторской задолженностью. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом для кризисных предприятий важна не столько сама предположительность оборота дебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности.
Управление дебиторской задолженностью предполагает отбор покупателей, если у кризисного предприятия есть возможность выбора. Критерии отбора - платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины. Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплаты продукции (работ, услуг).
Управление дебиторской
задолженностью включает группировку
долгов по «возрасту» и степени уверенности
в их погашении. Балансовая группировка
предполагает выделение двух групп:
долги, которые могут быть погашены
в течение 12 месяцев, и долги, которые
будут погашены в срок более 12 месяцев.
По степени надежности дебиторскую
задолженность следует
Для управления дебиторской задолженностью финансовая служба должна рассчитывать значения так называемых дебиторских коэффициентов и сравнивать их с нормативными или оптимальными для данного предприятия величинами (коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, коэффициент оборота счетов к получению, коэффициент длительности периода обращения дебиторской задолженности).
Реструктуризация предприятия. Реструктуризация - глубокое преобразование структуры производства и организации управления в масштабах предприятия, компании, фирмы или целой отрасли, экономики страны; структурная перестройка.
Цель полного технического,
экономического и финансового
1.3. Выбор стратегии развития предприятия
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. "Стратегия" - от греческого "strategia" - "веду войско". [Словарь иностранных слов]. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает определенность в поведении организации, так как стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации[6, с.68].
Наряду со стратегиями в стратегическом управлении организацией большую роль играют правила (policy), которые так же, как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность.
В самом общем виде стратегия -- это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок. Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий, далее в данной главе будут рассматриваться только стратегии организации в целом, а не ее отдельных подразделений. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: