Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучить, что же такое стратегия и тактика антикризисного управления.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
- дать определение понятия «антикризисное управления»;
- определить, что такое стратегия и тактика;
Введение
Глава 1. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой………………………………………25
1.1. Определение и применение на практике «антикризисного управления»..25
2.2. Динамика основных финансовых показателей развития фирмы.27
2.3. Выбор стратегии развития предприятия…………………………………31
Глава 2. Основные направления в стратегии развития…………………………………………………….…..41
2.1. Подход к стратегии развития предприятия………………………….…..41
2.2. Oсновныe методы и подходы, используемые при разработке стратегии развития предприятия…………………………………………………………...42
2.3.Формулирование стратегий и выбор альтернатив………………………..47
Заключение………………………………………………………………….54
Список используемой литературы…………
· какой бизнес прекратить;
· какой бизнес продолжить;
· в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
· что организация делает и чего не делает;
· более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления Портер, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией производстве продукции
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре разных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Вторую группу эталонных
стратегий составляют такие стратегии
бизнеса, которые предполагают расширение
фирмы путем добавления новых
структур. Эти стратегии называются
стратегиями интегрированного роста.
Обычно фирма может прибегать
к осуществлению таких
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на одном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Четвертым типом эталонных
стратегий развития бизнеса являются
стратегии сокращения. Данные стратегии
реализуются тогда, когда фирма
нуждается в перегруппировке
сил после длительного периода
роста или в связи с
В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. Может производиться фирмой и определенная последовательность реализации стратегий. По поводу первого и второго случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.
Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги: уяснение текущей стратегии; проведение анализа портфеля продукции; выбор стратегии фирмы и оценку выбранной стратегии.
Уяснение текущей стратегии очень важно потому, что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация, и какие стратегии она реализует. Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратегии. А. Томпсон и А. Стрикленд считают, что необходимо оценить по пять внешних и внутренних факторов, чтобы разобраться с реализуемой стратегией.
Внешние факторы: размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции, диверсифицированность фирмы; общий характер и природа недавних приобретений фирмы и продаж ею части своей собственности; структура и направленность деятельности фирмы за последний период; возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее время; отношение к внешним угрозам.
Внутренние факторы: цели
фирмы; критерии распределения ресурсов
и сложившаяся структура
Анализ портфеля продукции
представляет собой один из важнейших
инструментов стратегического управления.
Анализ портфеля продукции дает наглядное
представление о том, что отдельные
части бизнеса очень
Разработка динамики изменения
матриц проводится для того, чтобы
уяснить, приведет ли переход портфеля
продукции в новое состояние
к достижению фирмой стоящих перед
ней целей. Для этого должны быть
выяснены следующие характеристики
прогнозируемого состояния
В зависимости от ответов, на данные вопросы руководство может прийти к выводу о необходимости формирования нового портфеля продукции.
Определение желаемого портфеля продукции в соответствии с тем, какой из вариантов может лучшим образом способствовать достижению фирмой своих целей.
Глава 2. Основные
направления в стратегии
2.1. Подход к стратегии развития предприятия
Опыт профессиональной консультационной
работы показывает, что большинство
руководителей отечественных
2.2. Oсновныe методы и подходы, используемые при разработке стратегии развития предприятия
Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки (этапы):
- анализ инвестиционной привлекательности отрасли;
- разработка сценарного прогноза развития отрасли;
- прогноз изменения конъюнктуры
спроса и предложения на
- финансовая оценка
Анализ уровня инвестиционной
привлекательности отрасли. Алгоритм
проведения анализа инвестиционной
привлекательности отрасли
Следующий этап анализа инвестиционной
привлекательности отрасли - определение
стадии ее развития. К числу основных
критериев при этом относятся
показатели, характеризующие темпы
роста, потенциал отрасли и эволюцию
продуктов и технологии. И наконец,
на базе сопоставления результатов,
полученных на первом и втором этапах
анализа, оценивается уровень
Анализ конкурентной позиции компании в отрасли. Инвестиционная привлекательность отрасли - это первая контрольная точка для стратега. На следующем этапе оценивается конкурентная позиция компании в анализируемой отрасли. Часто для этих целей используется инструментарий SWOT-анализа. Не вдаваясь в детали, отметим, что результатом проведения SWOT-анализа является развернутая классификация факторов внешней и внутренней среды, представленная в следующем формате:
- <возможности - сильные стороны> (определение ориентиров стратегического развития);
- <возможности - слабые стороны> (определение ориентиров внутренних преобразований);
- <угрозы - слабые стороны>
(выделение существенных
- <угрозы - сильные стороны>
(выделение потенциальных
SWOT-анализ позволяет
- рыночная доля;
- качество продукции;
- цена продукции;
- технология производства;
- себестоимость выпускаемой продукции;
- рентабельность выпускаемой продукции;
- уровень производительности труда;
- объем продаж;
- каналы сбыта продукции;
- близость к источникам сырья;
- качество менеджерской команды;
- новые продукты;
- соотношение внутренних и мировых цен;
- репутация фирмы.
Финансовая оценка стратегических альтернатив. Важным этапом комплекса работ по разработке стратегии развития компании является оценка стратегических альтернатив ее развития. Крайне важно, находясь еще <на берегу>, хотя бы укрупненно оценить последствия, в том числе финансовые, наиболее вероятных направлений своего развития.
Обычно финансовая оценка стратегических альтернатив проводится на основе специально разработанной компьютерной модели, построенной с учетом специфики бизнеса компании, сложившихся тенденций развития отрасли, существующих угроз, возможностей и ограничений.
Финансовая модель позволяет
проводить многовариантные
Формирование образа будущего компании разработки стратегических целей и задач. Стержнем системы стратегического планирования является комплекс работ по разработке стратегии развития компании с использованием большой гаммы формализованных процедур. Эти процедуры направлены на построение как образа будущего компании (<как хочется>), так и программы перехода от текущего состояния к этому образу. Образ будущего должен быть реалистичным.