Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:08, контрольная работа
Роль воды и солей в организме играет большую роль, особенно у детей. Все превращения веществ в организме совершаются в водной среде. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм. Вместе с минеральными веществами она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена. Вода участвует в регуляции температуры тела; испаряясь, охлаждает тело, предохраняя его от перегрева; транспортирует растворенные вещества.Вода и минеральные соли создают в основном внутреннюю среду организма, являясь основной составной частью плазмы крови, лимфы и тканевой жидкости.
Обмен воды и солей.
Витамин «Д».Его значение. Рахитизм. Предупреждение рахита.
Гигиена питания. Воспитание у детей гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. Гигиена персонала пищевого блока. Гигиенические требования к пищевому блоку и его оборудованию. Гигиеническая оценка посуды и уход за ней. Правила хранения и транспортировка пищевых продуктов.
Пересчитать калорийность завтрака: каша гречневая 50г., молоко 200г., чай.
1. Роль воды и солей в
организме играет большую роль, особенно
у детей. Все превращения веществ в организме
совершаются в водной среде. Вода растворяет
пищевые вещества, поступившие в организм.
Вместе с минеральными веществами она
принимает участие в построении клеток
и во многих реакциях обмена. Вода участвует
в регуляции температуры тела; испаряясь,
охлаждает тело, предохраняя его от перегрева;
транспортирует растворенные вещества.Вода
и минеральные соли создают в основном
внутреннюю среду организма, являясь основной
составной частью плазмы крови, лимфы
и тканевой жидкости. Они участвуют в поддержании
осмотического давления и реакции плазмы
крови и тканевой жидкости. Некоторые
соли, растворенные в жидкой части крови,
участвуют в переносе газов кровью. Вода
и минеральные соли входят в состав пищеварительных
соков, что во многом определяет их значение
для процессов пищеварения. И хотя ни вода,
ни минеральные соли не являются источниками
энергии в организме, поступление их в
организм и выведение оттуда являются
обязательным условием его нормальной
деятельности. Потеря организмом воды
приводит к очень тяжелым нарушениям.
Например, при расстройстве пищеварения
у грудных детей самым опасным является
обезвоживание организма, что влечет за
собой судороги, потерю сознания и т. д.
Именно резкое обезвоживание организма
вследствие потери жидкости служит причиной
столь тяжелого течения такого инфекционного
заболевания, как холера. Лишение воды
на несколько дней смертельно для человека.
Минеральные вещества выполняют пластические функции, а также играют роль катализаторов обменных процессов.Наибольшее значение для детского организма имеют такие минеральные вещества, как кальций, фосфор, магний, железо, йод.
Кальций. Около 99 % кальция находится в костной ткани. Кальций относится к трудноусвоясмым пищевым веществам. Отрицательное влияние на всасывание кальция оказывает избыток в пище жира, фосфора и магния. Наличие в рационе полноценного белка, молочного сахара и витамина D улучшает усвоение кальция. Легче усваивается кальций из молочных продуктов. Из злаковых продуктов кальций усваивается плохо, так как в них имеет место неблагоприятное соотношение кшшция и фосфора.Овощи и фрукты характеризуются невысоким содержанием кальция, но благоприятным соотношением его с фосфором и магнием.
Железо.
Играет значительную роль в питании ребенка:
участвует в окислительно-восстановительных
процессах, которые у детей идут более
интенсивно, чем у взрослых; участвует
в процессах кроветворения, находясь в
составе гемоглобина, и переносит кислород
крови во все ткани и клетки. У детей потребность
в железе высокая. Дефицит железа ведет
к заболеванию анемия (малокровие), которым
страдают в основном дети первых лет жизни.Развитию
дефицита железа способствует неправильное
питание детей, частые заболевания желудочно-кишечного
тракта и наличие гельминтов (глистов).Недостаточное
обеспечение кислородом клеток головного
мозга может привести к снижению умственных
способностей, ослаблению памяти, затруднению
обучаемости детей.Хорошими источниками
железа являются: мясо (телятина), печень,
яичный желток, а также продукты растительного
происхождения при наличии в них витамина
С, который облегчает усвоение железа.
2.Витамин D - незаменимый
элемент в питании дошкольника. Витамин
D играет немаловажную роль как в психическом,
так и в физическом развитии дошкольника.
Он необходим ребенку для усвоения и обмена
кальция и фосфора. При недостатке данного
витамина происходит размягчение костной
ткани, что может быть пагубным для развития
всего организм
Дефицит витамина Д в организме может возникать в холодное время года, когда недостаточно солнечного ультрафиолетового облучения, а также при неусвоении витамина Д из кишечника (это нередко бывает при дисбактериозе и различных ферментопатиях).
Часто рахит возникает у детей младшего возраста, т.е. в первые три года жизни. Бывает рахит и у более старших детей и даже у взрослых. В течении рахита различают несколько стадий. На начальной стадии дефицита витамина Д у детей до года отмечаются снижение аппетита, повышенная потливость (особенно ладошек, стоп и волосистой части головы), беспокойство, повышенная возбудимость, ухудшение сна, облысение затылка. Эти признаки могут заметить родители, а врач при осмотре ребенка также обратит внимание на податливость краев большого родничка, снижение мышечного тонуса.
Если во время появления начальных признаков рахита не предпринять меры по профилактике и лечению, через несколько недель развивается следующая стадия - период разгара. На этой стадии заболевания начинаются костные деформации: изменение формы черепа (уплощение затылка, удлинение черепа в верхнем направлении, появление лобных бугров); деформация грудной клетки (вдавление - “грудь сапожника” или выбухание - “куриная грудь”); искривление костей ног, особенно, если малыш уже ходит - появляются Х - или О - образные искривления; также происходит сужение таза, появление костных наростов в виде “браслеток”, “нитей жемчуга”, “рахитических четок”, которые хорошо видно на рентгенограммах.
Кроме костных деформаций замедляется рост зубов, происходят серьезные нарушения работы самых разных органов: нарушается работа сердца и легких, возникает дисфункция желудочно-кишечного тракта (часто - запоры), вегето-сосудистые изменения (очень сильная потливость, мраморность кожи). Дети с рахитом в стадии разгара начинают отставать в развитии.
В анализах мочи при рахите будет повышенное содержание фосфора, в анализах крови - сниженное количество фосфора, кальций - в норме или повышен. Диагноз, в основном, ставится по совокупности клинических проявлений.
В какой-то момент признаки разгара рахита проходят, ребенок начинает чувствовать себя лучше, но последствия перенесенного рахита могут остаться на всю жизнь в виде деформированных костей: кривые ноги, уродливая форма черепа, узкий неправильной формы таз, что для девочек - будующих мам чревато осложнениями во время беременности и родов. Кроме того, дети, перенесшие рахит в стадии разгара, очень долго восстанавливаются и находятся в группе риска по развитию хронических заболеваний или становятся часто болеющими.
Именно поэтому не нужно доводить ситуацию до разгара рахита, а заниматься профилактикой до появления клинических проявлений в осенне - зимне - весенний период или при появлении начальных признаков рахита. Среди мероприятий, предотвращающих развитие рахита - налаживание правильного питания, коррекция дисбактериоза кишечника, введение лекарственных форм витамина Д.
Правильное питание
Один из современных подходов к лечению и профилактике рахита - назначение курсовой дозы (200 тыс.ЕД) разово с повторением через полгода. Таким образом создается депо витамина Д в печени, и организм по мере своих надобностей использует его, в результате поддерживается нормальный баланс витамина Д. В России зарегистрирован препарат для такой схемы - французский препарат “Витамин Д3 - Б.О.Н.).Можно без консультации с врачом начать давать ребенку профилактически препарат витамина Д, когда осенью устанавливается пасмурная погода. Профилактику рахита нужно проводить всем детям до 3 лет, особенно недоношенным, ослабленным, детям первых месяцев жизни, рожденных в осенне-зимне-весенний период. Но если появляются признаки начинающегося рахита, нужно обязательно обратиться к врачу для корректировки лечения.В летнее время, при условии, что на улице тепло и солнечно, использование препаратов витамина Д не рекомендуется. Под действием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается собственный витамин Д. При этом необязательно, чтобы ребенок находился под прямыми солнечными лучами, достаточно, чтобы он был максимально открыт (рубашка с коротким рукавом, панама, короткие штанишки; в теплую погоду можно быть совсем голышом, но с головным убором).
Витамин D поступает в организм не только с продуктами питания, часть его образуется в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей. Пребывание дошкольника на свежем воздухе по мере возможности очень благотворно отразится на его дальнейшем развитии.
При недостатке витамина D у ребенка происходит нарушение нормального формирования костей, и, вследствие недостаточной их минерализации, кости становятся мягкими и искривляются. Данное заболевание именуют «болезнью растущего организма», а именно - рахитом. У детей, страдающих рахитом, наблюдается слабость мышц, снижается мышечный тонус, запаздывает развитие двигательных навыков.
К специальным мерам по профилактике рахита относится применение препаратов витамина D. Но при этом очень важно точно соблюдать дозировку, прописанную врачом. Согласно рекомендациям Совета по питанию и пищевым продуктам при Медицинском институте Национальной Академии (Food Nutrition Board at the Institute of Medicine of The National Academies), дошкольники должны получать 5 мкг (200 МЕ) витамина D в сутки. Витамин D содержится не во всех продуктах. Одними из лучших естественных источников витамина D являются некоторые сорта рыбы, такие как лосось, тунец и макрель, а также печень трески, некоторое количество витамина D содержится в говяжьей печени, сыре и желтках яиц.
С дефицитом витамина D борются
путем добавления в пищу витаминов
D2 и D3 — витамином D обогащают сухие
завтраки, хлеб, макаронные изделия, спреды,
молоко и молочные продукты.
3. Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Первая
младшая группа (от 2 до 3 лет)
- Закреплять умение самостоятельно мыть
руки перед едой, насухо вытирать лицо
и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно
пережевывать пищу, держать ложку в правой
руке, пользоваться салфеткой, полоскать
рот по напоминанию взрослого.
- Сформировать умение выполнять элементарные
правила культурного поведения: не выходить
из-за стола не закончив еду, говорить
"спасибо"
- На картинках и в жизни узнавать и правильно
называть процессы еды, знать предметы
необходимые для еды их свойства и качества;
-Переживать положительные чувства в связи
с выполнением гигиенических действий;
-Знать короткие стихи или потешки о еде,
повторять их за взрослым или самостоятельно
Вторая младшая
группа (от 3 до 4 лет)
- Научить самостоятельно и аккуратно
мыть руки, лицо, правильно пользоваться
мылом, расческой, насухо вытираться после
умывания, вешать полотенце на свое место.
-Сформировать навыки приема пищи: не крошить
хлеб, правильно пользоваться столовыми
приборами, салфеткой, пережевывать пищу
с закрытым ртом.
-В жизни и на картинках уверенно узнавать
и называть процессы еды;
-Знать многие предметы и действия связанные
с выполнением гигиенических процессов
при приеме пищи;
-Знать отдельные правила поведения за
столом (не разговаривать пока не прожевал
и не проглотил пищу, вести себя спокойно,
не крошить хлеб, благодарить старших);
-Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием
слушать чтение детских книжек и рассматривать
картинки с соответствующим содержанием.
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
-Совершенствовать приобретенные умения:
пищу брать понемногу, хорошо пережевывать,
есть бесшумно, правильно пользоваться
столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом),
салфеткой, полоскать рот после еды;
Знать наизусть стихи, потешки связанные
с выполнением культурно - гигиенических
правил. Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
- Закрепить умение правильно пользоваться
столовыми приборами (вилкой, ножом); есть
аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную
осанку за столом.
-Продолжать прививать навыки культуры
поведения: выходя из-за стола тихо задвигать
стул, благодарить взрослых.
Подготовительная
к школе группа (от до 7 лет)
Информация о работе Обмен веществ. Обмен воды и соли. Витамин Д