Опорно-двигательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 20:29, контрольная работа

Описание

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело с уже заболевшими.

Содержание

Введение
1.Причина повышения утомляемости мышц у детей.Выносливость мышц.
2.Череп.Два отдела черепа.Развитие черепа.
3.Развитие скелетных мышц.
4.Практическая работа.
Заключение
Литература.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по анатомии.docx

— 47.75 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорно-двигательная система.1 вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

Введение

1.Причина повышения утомляемости  мышц у детей.Выносливость мышц.

2.Череп.Два отдела черепа.Развитие черепа.

3.Развитие скелетных мышц.

4.Практическая работа.

Заключение

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению  здоровья детей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину, невозможно, так как в большинстве  случаев врачи имеют дело с  уже заболевшими. Для того чтобы не заболеть, человеку необходимо научиться оставаться здоровым. Достигнуть высокого уровня всех видов здоровья (психического, физического и других) значительно легче, если оно заложено в детстве.  
Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье. Вот почему в дошкольном учреждении и дома следует воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.  
. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей .  
Занятия физическими упражнениями способствуют улучшению здоровья. Скелетная мускулатура - главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.  
Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и сводчатости стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.  
Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

 

1.Причины повышенной утомляемости мышц у детей.Выносливость мышц.

  Мышцы детей младшего школьного  возраста, как и скелет, находятся  в процессе непрерывного роста  и развития. К этому периоду  они достигают определенной «функциональной  зрелости. И тем не менее работоспособность мышц у детей гораздо ниже, чем у взрослых, и утомление у них развивается тем быстрее, чем моложе по возрасту ребенок.

Для изучения мышечного утомления пользуются прибором — эргографом, при помощи которого записывается амплитуда движений, ритмически выполняемых группой мышц. Признаком утомления является постепенное убывание амплитуды сокращений. Сроки наступления утомления определяются различными причинами, в том числе возрастными и половыми. При динамической работе выносливость у мальчиков и девочек 8—10 лет почти одинакова. Только после 12 лет у мальчиков наблюдается резкое повышение выносливости. Наибольшая величина выносливости достигается к 25—30 годам. Сила и выносливость у девочек ниже, чем у мальчиков, поэтому следует

строго  регламентировать их физическую работу. Вследствие несовершенства координационного аппарата, недоразвитости некоторых скелетных мышц, статические усилия детям младшего школьного возраста противопоказаны. Даже в возрасте 12 лет утомляемость у ребенка в три раза выше, чем у взрослых людей. Утомление у детей развивается быстрее также и потому, что у них еще не сформированы навыки трудовой деятельности.

Как известно, правильно подобранный  ритм и достаточная, но не чрезмерная нагрузка предотвращают быстрое  наступление мышечного утомления. Столь же важно подбирать оптимальный  ритм гимнастических упражнений на уроках физкультуры (учителю полезно слушать  уроки утренней гимнастики для детей  по радио, которая проводится в наиболее благоприятном для детского организма  ритме).

Работающая  мышца нуждается в постоянном источнике энергии, которая освобождается  благодаря окислительным процессам. Необходимые для работы мышц питательные  вещества и кислород доставляются кровью. Установлено также, что утомление  в первую очередь развивается  не в мышце, а в соответствующих  участках центральной нервной системы.

После прекращения работы наступает восстановительный  период. Продолжительность восстановительного периода зависит от возраста, пола и тренированности организма.

По  мере роста и развития у детей  увеличиваются объем и масса  мышц, повышаются их сила и выносливость.

 

 

. Выносливость — это устойчивость  организма, его способность сопротивляться  как утомлению при длительной  работе, так и различным неблагоприятным  условиям. Можно говорить о выносливости  к ходьбе, бегу, статическому усилию, физическому или умственному  труду, а также о выносливости  по отношению к холоду, низкому  атмосферному давлению, микробам  заразных болезней и другим  воздействиям. Выносливость двигательного  аппарата определяется работоспособностью  мышц, т. е. их способностью  длительное время выполнять динамическую  и статическую работу. 
 
Если скорость выполнения двигательных актов становится такой же, какая характерна для взрослых, примерно к 15—16'годам, а их координация — даже к 6—8 годам, то выносливость двигательного аппарата увеличивается очень медленно и постепенно в тече-  ние многих-лет. Она продолжает повышаться до 30—40 лет, а иногда и до 50—60. Основное условие повышения с возрастом выносливости — соответствующая двигательная тренировка. 

Выносливость  как качество проявляется в двух основных формах:

~ в продолжительности работы без  признаков утомления на данном  уровне мощности;

~ в скорости снижения работоспособности  при наступлении утомления. 

На  практике различают несколько видов  выносливости: общую и специальную. Необходимо отметить, что большое  количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма  к статической работе и не оказывает  положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления.

Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к  продолжительному выполнению с высокой  эффективностью работы умеренной интенсивности. С точит зрения теории спорта общая выносливость - это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

~ аэробными возможностями организма  (физиологическая основа общей  выносливости);

~ степенью экономизации техники движений;

~ уровнем развития волевых качеств.

Функциональные  возможности вегетативных систем организма  будут высокими при полнении, всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе кой направленности имеет общий  характер и её называют общей выносливостью.

Общая выносливость является основой высокой  физической работоспособности.

Основным  показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. С возрастом и повышением квалификации МПК повышается. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время.

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость paзличают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза.) Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.

Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Эти действия специфичны для многих профессий в том числе и для спорта. Поэтому методика совершенствования скоростной выносливости все будет иметь сходные черты при профессиональной и спортивной подготовке.

 
Дети дошкольного возраста, как  правило, очень подвижны. Приблизительный  подсчет показывает, что за день, особенно в летнее время, ребенок, двигаясь, покрывает до 15—20 км. Иными словами, происходит значительная естественная тренировка двигательного аппарата. Однако в младшем школьном возрасте результаты этой тренировки еще так  мало сказываются, что говорить о  заметной выносливости не приходится. Дети не могут долю выполнять одни и те же одинаковые движения. Даже дыхательные  мышцы, естественная тренировка которых  начинается с момента рождения, не могут сокращаться длительное время  с одной и той же частотой и  силой не только при ходьбе, но и  при лежании. Ребенок 3—4 лет обычно не в состоянии долго идти спокойным, равномерным шагом. Его движения непрерывно меняются. Статическое напряжение его мышц может быть неизменным только в течение короткого времени. 
 
Вот почему ребенок младшего дошкольного возраста не может неподвижно стоять или сидеть — он почти непрерывно меняет позу, производит те или иные движения.

 

2.Череп.Два отдела черепа.Развитие черепа.

 

 

 

Скелет головы (череп) имеет  полость, в которой располагается  головной мозг. Кроме того имеются  полости рта, носа и вместилища для  органов зрения и слуха. Обычно выделяют мозговой и лицевой отделы черепа. Все кости черепа, за исключением  нижней челюсти, соединены швами.  
Мозговой отдел черепа составлют две парные кости - височная и теменная и четыре непарные - лобная, решетчатая, клиновидная и затылочная. Лицевой отдел представлен шестью парными костями - верхняя челюсть, носовая, слезная, скуловая, небная и нижняя носовая раковина и двумя непарными - нижняя челюсть и сошник. К костям лица относят и подъязычную кость.  
Многие кости черепа имеют отверстия и каналы для прохождения нервов и кровеносных сосудов, некоторые из них имеют полости или ячейки, заполненные воздухом (синусы). У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

Швы, с помощью которых  соединяются кости черепа, различны: плоские швы (кости лицевого отдела прилегают друг к другу ровными  краями), чешуйчатые швы (соединения чешуи  височной кости с теменной), зубчатые швы (характерны для большей части  соединенных костей черепа, они самые  прочные). У взрослых и особенно у стариков большинство швов окостеневает. Нижняя челюсть соединяется с височными костями посредством комбинированного височно-челюстного сустава, в котором имеется хрящ, суставная капсула укреплена связками. Верхнюю часть мозгового отдела черепа называют крышей, нижнюю - основанием, в котором имеется большое затылочное отверстие.

 
Кости крыши черепа и все кости  лицевого отдела, кроме нижней раковины, проходят в своем развитии две  стадии: перепончатую и костную. Остальные  кости черепа проходят три стадии развития: перепончатую, хрящевую и  костную. В крыше черепа новорожденного имеются остатки перепончатого  черепа - роднички. Их всего 6: передний, задний, два клиновидных и два  сосцевидных. Самые большие - передний и задний. Передний расположен на стыке лобной и теменной костей (на макушке), окостеневает к 1,5 годам. Задний (затылочный) родничок зарастает через два месяца после рождения ребенка. Боковые роднички у доношенных новорожденных детей чаще отсутствуют, а если присутствуют, то тоже быстро зарастают (ко второму - третьему месяцу жизни).  
 
Лицевой отдел новорожденного по сравнению с мозговым развит меньше, чем у взрослого: отсутствуют зубы, не развиты воздухоносные пазухи костей черепа. К старости швы окостеневают и уменьшается слой губчатого вещества в самих костях - череп становится легким и хрупким. Рост черепа заканчивается к 25-30 годам. Мужской череп в связи с общими размерами тела относительно больше женского. Бугры и другие выступы на костях черепа у женщины выражены меньше, чем у мужчин. Женский череп сохраняет некоторые черты детского черепа, а на черепе мужчин легче обнаружить черты, свойственные черепам наших далеких предков.  
Размер и форма нижней челюсти современного человека значительно отличаются от размеров и формы челюсти его предков. Для нижней челюсти человека характерен выступ, образующий подбородок, развитие которого объясняют совершенствованием мышц языка, связанным с речью.


 

  
 

 

 

У человека кости черепа по своему развитию могут быть разделены на 3 группы. 
 
1. Кости, образующие мозговую капсулу: 
а) развивающиеся на основе соединительной ткани - кости свода: теменные, лобная, верхняя часть чешуи затылочной кости, чешуя и барабанная часть височной кости; 
б) развивающиеся на основе хряща - кости основания: клиновидная (за исключением медиальной пластинки крыловидного отростка), нижняя часть чешуи, базилярная и латеральные части затылочной кости, каменистая часть височной кости. 
 
2. Кости, развивающиеся в связи с носовой капсулой: 
а) на основе соединительной ткани - слезная, носовая, сошник; 
б) на основе хряща - решетчатая и нижняя носовая раковина. 
 
3. Кости, развивающиеся из жаберных дуг: 
а) неподвижные - верхняя челюсть, небная кость, скуловая кость; 
б) подвижные - нижняя челюсть, подъязычная кость и слуховые косточки. 
 
Кости, развившиеся из мозговой капсулы, составляют мозговой череп, а кости других двух отделов, за исключением решетчатой, образуют кости лица. 
 
В связи с сильным развитием мозга свод черепа, возвышающийся над остальной частью, у человека очень выпуклый и закругленный. Этим признаком человеческий череп резко отличается от черепов не только низших млекопитающих, но и человекообразных обезьян, наглядным доказательством чего может служить вместимость черепной полости. Объем ее у человека около 1500 см3, у человекообразных обезьян она достигает только 400-500 см3. У ископаемого обезьяночеловека (Pithecanthropus) вместимость черепа равна около 900 см3.

 

 

 

 

 

3.Развитие скелетных  мышц.

Еще в первой половине внутриутробного  периода развития мышцы приобретают присущую им форму и структуру В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с рос том костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особенно сухожилии, при помощи которых"мышцы прикрепляются к костям"Рост в толщину в небольшой степени происходит за счет образования волокон из находящихся в мышцах остатков 'первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра волокон У новорожденных он не превышает 10—15 тысячных долей "миллиметра, а к 3—4 годам увеличивается в 2—2,5 раза. В последующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных особенностёй организма, и главным образом от двигательной активности. 
 
У новорожденного на долю мышц приходится 20—22% веса .всего тела, т. е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого человека, мускулатура которого чаще всего составляет 35—45% веса тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение веса мускулатуры должно быть вдвое более" интенсивным, чем увеличение общего веса тела. Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут медленнее, Так, за первые 4 месяца жизни общий вес тела увеличивается вдвое, а вес мышц возрастает только на 60% и составляет 16% веса тела. С конца первого года жизни', под влиянием тренировки, рост мышц постепенно становится более интенсивным и к 6 годам на долю мышц снова приходится около 22% общего веса тела, а к 8 годам—27°/о. Особенно интенсивно "растут мышцы в период от 14—15 до 17—18 лет. Так, на долю мышц приходится в среднем ,30 %,веса тела, а в 18— 20 лет—40%.

Информация о работе Опорно-двигательная система