Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:53, реферат
Переоценить значение хорошей осанки трудно: это не только основа стройной и красивой фигуры, но и здоровый позвоночник, от которого во многом зависит состояние всего организма.
Как воспитать у ребенка хорошую осанку, как исправить уже имеющиеся нарушения, как правильно подобрать упражнения в зависимости от возраста и физических возможностей ребенка — об этом будет подробно рассказано в этой главе. Для начала же необходимо определить: что же такое осанка?
Переоценить значение хорошей осанки трудно: это не только основа стройной и красивой фигуры, но и здоровый позвоночник, от которого во многом зависит состояние всего организма.
Как воспитать у ребенка хорошую осанку, как исправить уже имеющиеся нарушения, как правильно подобрать упражнения в зависимости от возраста и физических возможностей ребенка — об этом будет подробно рассказано в этой главе. Для начала же необходимо определить: что же такое осанка?
На этот вопрос наиболее полно ответил автор толкового словаря русского языка В. И. Даль; он определил осанку как внешность, манеру держать свою фигуру, стройность и представительность в складе фигуры; осанка — это стан, строй, склад тела, общность приемов и всех движений его.
Из других определений следует, что осанка — это привычная поза спокойно, без мышечного напряжения стоящего (или сидящего) человека. И это очень важно: привычная поза! Значит, хорошую осанку, как привычку, необходимо воспитывать. Значит, сам, без посторонней помощи, без положительного примера, без постоянного контроля со стороны взрослых ребенок не сможет выработать правильную манеру держать свое тело.
Родители! Хочется сразу предупредить: большая часть ответственности (а значит, и работы) за воспитание правильной осанки ляжет на вас. Врачи, учителя, тренеры могут помочь вам советом, дать рекомендации, но только ваше терпение, внимательность и настойчивость помогут ребенку приобрести необходимые полезные привычки.
Правильная осанка
Понятие об осанке складывается из учета положения головы, состояния плечевого пояса, выраженности изгибов позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей. Большое значение имеет вертикальная ось всего тела.
Оценка осанки
Поставьте раздетого ребенка
перед собой и оцените
Оценивается также симметричность надколенников и лодыжек и вертикальность осей нижних конечностей.
Затем оцените осанку сбоку .
Вертикальная ось тела — это условная линия, которая в норме проходит от макушки через наружное отверстие слухового прохода, по заднему краю нижней челюсти, через тазобедренный сустав, по переднему краю коленного сустава и спереди от наружной лодыжки. Важно, чтобы ребенок держался прямо, не наклоняясь вперед и не откидываясь назад.
Особое внимание следует обратить на конфигурацию позвоночника, оценить его физиологические изгибы. Позвоночник должен иметь «равномерно волнообразный вид, что является основным моментом, т. к. кривизны по законам биомеханики придают позвоночнику большую устойчивость, сопротивляемость, увеличивают его рессорные свойства и облегчают возможность сохранения равновесия».
В норме позвоночник имеет умеренно выраженные изгибы позвоночника (шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовый кифоз), которые формируются к 6-7 годам.
Затем оцените состояние мышц брюшного пресса: у детей дошкольного возраста допустима некоторая «выпуклость» живота.
Ноги должны быть выпрямлены в коленных суставах, но недопустимо их переразгибание.
В последнюю очередь осанка оценивается сзади: голова должна располагаться посередине, надплечья, подмышечные впадины, гребни подвздошных костей должны быть симметричны,
лопатки должны располагаться на одном уровне и на одинаковом расстоянии от позвоночника,
треуголъшки талии одинаковы,
положение позвоночника определяется по остистым отросткам позвонков, они должны располагаться строго по средней линии.
Для того чтобы остистые отростки были видны лучше, попросите ребенка наклониться вперед и проведите сильно, с нажимом, пальцами по выступающим косточкам, красный след сохранится некоторое время и поможет вам оценить позвоночник.
Есть еще один способ: отвес (то есть веревочка с грузиком) устанавливается у седьмого шейного позвонка и должен совпасть с линией остистых отростков (рис. 14).
Обратите внимание на подъягодичные складки, подколенные складки, лодыжки и пятки. Все эти ориентиры помогут вам выявить (если она есть) разницу в длине ног.
Рис.16 Оценка осанки с помощью отвеса
Правильные позы.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста растут и развиваются так быстро, что со стороны родителей требуется постоянный контроль. Надо очень внимательно следить: как ребенок стоит, как ходит, как сидит, в какой позе предпочитает спать, так как неправильные позы — основная причина нарушений осанки.
Необходимо воспитать стойкую привычку правильно держать свое тело в различных положениях. Перевоспитывать, бороться с плохими привычками будет значительно сложнее.
Стоять следует прямо, но свободно; тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги (рис. 17). При привычной манере отставлять ногу в сторону формируется косое положение таза и асимметрия позвоночника (рис. 18).
При ходьбе учите ребенка ставить стопы параллельно и удерживать вертикальную ось тела. Разворот стоп носками внутри или кнаружи нарушает походку и способствует плоскостопию. Наклон головы вперед или запрокидывание ее назад приводит к изменениям изгибов позвоночника, нарушению устойчивости тела.
Поза сидя имеет особенно большое значение для будущих школьников. Если вы сейчас воспитаете устойчивую привычку, то и в школе ваш ребенок будет сидеть правильно и, значит, избежит большей части проблем со здоровьем.
Однако и дошкольник проводит сидя довольно много времени: рисует, играет в настольные игры, читает или смотрит передачи по телевизору. Важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед. Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра лежать на двух третях сиденья (рис. 15). Нельзя допускать, чтобы ребенок сидел, положив одну ногу на другую в подражание взрослым (рис. 16), или убирал ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются. Кроме того, нарушается положение позвоночника — развивается асимметрия осанки.
Особенно следите за надплечьями, они должны быть на одном уровне. Нельзя позволять ребенку опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме или рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и, как следствие, нарушение осанки и, часто, сколиоз. Объясните ребенку, как правильно сидеть при письме или чтении — этот навык надо постепенно довести до автоматизма.
Поза, сидя за столом должна обеспечить максимально возможную опору для мышц спины и симметричное положение туловища, плечевого пояса и рук. Руки при чтении можно удерживать тремя способами:
• локти и предплечья равномерно положены на стол, кисти поддерживают книгу в наклонном положении (рис. 19);
• локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок (рис. 20);
• локти лежат на столе, предплечья сложены перед грудью (рис. 21). При письме тетрадь лежит под углом 30-40°, нижний левый угол тетради соответствует середине груди. Левая рука поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх. Правая рука все время находится на столе (рис. 22). Передвижение тетради производится по мере заполнения половины страницы.
|
|
Рис. 15. Правильная поза сидя |
Рис. 16. Неправильная поза сидя |
|
|
Рис. 17. Правильная поза стоя |
Рис. 18. Неправильная поза стоя |
|
|
Рис. 19. Правильная поза при чтении. I вариант. |
Рис. 20. Правильная поза при чтении. II вариант |
|
|
Рис. 21. Правильная поза за столом |
Рис. 22. Правильная поза при письме |
Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку (рис. 23), или сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине.
|
Рис. 23. Правильная поза во время сна |
|
Рис. 24. Неправильная поза во время сна |
Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матраце. Причем надо учитывать соответствие полноты ребенка, его массы тела, и толщины постели. Полному, тяжелому ребенку подходит относительно жесткий матрац, худенькому — помягче.
Очень важный элемент постели — подушка. Она должна быть — во-первых, и быть небольшой и упругой — во-вторых. В положении лежа на спине для большего расслабления (а значит, и отдыха) шейного отдела позвоночника следует уголки подушки поместить над плечами с обеих сторон (рис. 25). Во время сна на боку положите подушку так, чтобы ее нижний край заполнял пространство между подбородком и плечом (рис. 26).
|
|
Рис. 25. Правильное положение подушки. I вариант |
Рис. 26. Правильное положение подушки. II вариант |
Итак, покоя нет ни днем, ни ночью: постоянный контроль! Но не надо пугать ребенка строгими окриками: «Встань ровно! Выпрями спину!» Еще хуже, если родители угрожают привязать доску к спине или еще чем-нибудь. Надо привить любовь к правильным позам, убедить ребенка, что они удобнее и менее утомительны, — тогда навык будет устойчивым и останется на всю жизнь.
Мебель для дошкольника.
Условия, в которых растет ребенок, оказывают решающее влияние на формирование его здоровья. Свет, свежий воздух, рациональная мебель — все это очень важно для растущего организма. Особенно важно, как организовано место, где ребенок проводит большую часть своего времени.
К организации «рабочего» места дошкольника, особенно к мебели, предъявляются довольно большие требования. Впереди — школа, и, значит, ребенок будет проводить много времени за чтением, письмом и т. д.
Самое главное, чтобы мебель соответствовала росту ребенка. Высота стула должна быть равной длине его голени, то есть сидя ребенок свободно ставит ноги на пол полной стопой, и ноги при этом согнуты во всех суставах под прямым углом. Если мебель куплена «на вырост», и стул слишком высокий, то под стопы следует ставить скамеечку. Лучше, чтобы не менять стулья каждый год, приобрести один, но с возможностью устанавливать нужную высоту.
Как вы уже знаете, ребенок должен сидеть, опираясь на спинку стула, уменьшая, таким образом, нагрузку на позвоночник. Хорошо, если спинка стула имеет выпуклость на уровне поясницы. Еще П. Ф. Лесгафт отмечал, что без этого условия невозможно снять нагрузку с поясницы. При отсутствии такого изгиба можно к спинке стула прикрепить на уровне поясницы небольшой (диаметром 5-10 см) валик.
Глубина сиденья не должна превышать 3/4 длины бедер. Если край стула упирается в подколенные ямки, то это крайне неблагоприятно отражается на кровообращении ног, мышцы не получают должного питания, а кровь застаивается, что приводит к варикозному расширению вен.
Сиденье не должно быть слишком мягким, чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, и опора была на седалищные бугры, а это возможно только на жестком сиденье.
Передний край стула при работе за столом следует задвигать под стол на несколько сантиметров. Под столом должно быть достаточно свободного места, чтобы поставить ноги.
Край стола должен находиться на уровне нижней части груди так, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было 30 см, между грудью и столом расстояние 2 см (ладонь проходит ребром). Если стол высокий, то голова и левое плечо при письме сильно наклоняются влево, а если слишком низкий, то, наоборот, левое плечо поднято, а правое опущено.
Полезное приспособление — пюпитр. Он поддерживает книгу на достаточной высоте и наклонно к столу и позволяет держать голову на одной линии с туловищем.
Воспитание навыка правильной осанки.
«Выработка правильной осанки
происходит путем образования
Начинать эту ответственную работу следует с объяснения ребенку, зачем ему это нужно. Необходимо полное понимание со стороны ребенка, его заинтересованность в результате. Для маленьких детей очень важен положительный пример: пусть это будет отец, мать, старшие братья и сестры (хотя чаще всего они могут служить лишь отрицательным примером),можно взять за образец героя мультфильма или сказки. Девочки хотят стать балеринами, а мальчики — суперменами? Отлично — используйте детские представления о красоте.