Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:40, реферат
До недавнего времени самым большим белым пятном в ископаемой летописи эволюции человека оставался плиоцен – эпоха длительностью ок. 6 млн. лет, завершившаяся ок. 2 млн. лет назад. Для изучающих эволюцию человека плиоцен особенно важен, поскольку он предшествует непосредственно эпохе плейстоцена, в котором были впервые обнаружены ясные и неоспоримые ископаемые остатки гоминид, известных как австралопитековые (Australopithecinae).
Введение……………………………………………………………….
1. Морфологическая структура австралопитековых……………….
2. Образ жизни южноафриканских автралопитековых…………….
3. Восточноафриканские австралопитековые………………………
4. Возраст и ареал австралопитековых……………………………...
5. Творцы олдувайской культуры……………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………...
Таким образом, творцами олдувайской культуры скорее всего были не австралопитековые, а "человек умелый", который уже был человеком древнейшего типа, оставившим после себя памятники палеолитической культуры — олдувайской. Так как самый древний абсолютный возраст этой культуры -2,6 млн. лет (Кооби Фора), можно предположить, что в это время в Восточной Африке уже существовали древнейшие люди. Это тем более вероятно, что в горизонте еще более древнем (2,8 млн. лет) в том же местонахождении был обнаружен череп N°1470 с емкостью мозговой коробки в 800 см3. Не исключено, что обладатель этого черепа был одним из древнейших творцов олдувайской культуры, а следовательно, и древнейшим человеком, жившим около 3 млн. лет тому назад.
С изложенными здесь взглядами об олдувайской культуре и ее творцах согласны далеко не все антропологи. Так, многие советские антропологи утверждали, что существо, называемое "человек умелый", ничем особенным не выделяется среди прочих австралопитековых и должно занять свое место внутри этой группы высших приматов [Кочеткова, 1973; Якимов, 1974; Зубов, 1972]. Следовательно, названные авторы не относят этих существ к роду "человек" и не считают их древнейшими людьми. Что же касается галечных орудий, то они не признаются за истинные орудия, на основании которых можно говорить о культуре. Однако все же подавляющее большинство археологов, в том числе и советские специалисты по палеолиту, включают олдувайскую культуру наряду с ашельской, мустьерской и позднепалеолитической в последовательность культур древнекаменного века [Борисковский, 1977; Григорьев, 1977]. Творцами олдувайской культуры были люди, т.к. животные культуры не создают. Пусть они еще очень примитивны по своей морфологической организации и еще очень сходны с высокоорганизованными двуногими обезьянами — австралопитековыми. Иного наименования этим существам дать нельзя, ибо единственный безусловный критерий отличия человека от животного — способность изготовлять искусственные орудия.
Итак, творцы олдувайской культуры, бесспорно, были людьми. Однако по своим морфологическим особенностям "человек умелый" существенно не отличался от некоторых грацильных австралопитековых. Поэтому сомнения многих исследователей в возможности таксономического разграничения "человека умелого" от австралопитековых можно понять. Но факт остается фактом. Австралопитековые в качестве орудий применяли лишь естественные предметы, а "человек умелый" изготовлял их искусственно. Следовательно, между первыми и вторыми пролегал глубокий качественный рубеж: первые были еще животными, вторые — уже людьми.
Но в морфологическом отношении такой резкой грани между ними не было. Другими словами, переход к трудовой деятельности мог иметь место, с нашей точки зрения, в рамках морфологической структуры, свойственной наиболее прогрессивным представителям грацильных австралопитековых. Каким бы грандиозным событием ни было появление человека в истории органического мира и к каким бы величайшим последствиям оно ни привело, в морфологии этот переход произошел довольно незаметно и не ознаменовался подъемом ближайших предшественников человека на более высокую ступень своей морфологической организации [Урысон,1970].
Однако
проблема грани между австралопитековыми
и древнейшими людьми остается остродискуссионной.
Изложенные взгляды многими советскими
антропологами не только не разделяются,
но и решительно оспариваются (Якимов,
Зубов, Кочеткова и др.). Эти авторы
утверждают, что между австралопитековыми
и древнейшими людьми морфологическая
грань была достаточно резкой. Причем
они проводят данную грань не между австралопитековыми
и существами типа "гомо хабилис"
(которого они не рассматривают как древнейшего
человека), а между австралопитековыми
и питекантропами. Именно питекантропов
они считают первыми истинными людьми.
Но ведь питекантропы, жившие почти на
2 млн. лет позже создателей олдувайской
культуры, ушли далеко вперед по пути гоминизации
и, конечно же, достаточно резко отличались
от австралопитековых.
Заключение
Между
австралопитековыми и древнейшими
людьми типа "гомо хабилис" не наблюдается
сколько-нибудь крупных морфологических
различий. Поэтому нет оснований
рассматривать появление
Список
литературы
Информация о работе Тип австралопитековых: хронология и ареал