Типы высшей нервной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:20, контрольная работа

Описание

Еще Гиппократом (V в. до н.э.) были выделены четыре типа людей. Греческая (или Греко-арабско-персидско-таджикская) медицина основана на признании четырёх элементов (стихий) природы: воздуха, огня, земли и воды. В человеческом организме также выделили четыре основные материи: кровь, лимфа, желчь и чёрная желчь. Именно их соотношение, по мнению Гиппократа, и определяет уровень жизнедеятельности организма.

Работа состоит из  1 файл

ВНД.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

Четыре основных типа темперамента — это четы­ре типа поведения. Следовательно, темперамент — категория поведенческая. При этом темперамент ни в какой мере не характеризует содержательную сто­рону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы). Содержательная сторона личности связа­на с характером. Темперамент — это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду прежде всего энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, а также эмоциональные особенности поведения. Исследователи выделяют большое число самых различ­ных свойств темперамента, среди которых импульсив­ность, тревожность, пластичность, эмоциональная воз­будимость, сила эмоций, реактивность и многие другие. Расходясь во взглядах на количество и значимость этих свойств, большинство ученых признают существова­ние двух основных свойств темперамента или двух базальных формально-динамических характеристик поведения. Это общая активность и эмоциональ­ность.

Активность в концепции темперамента Я. Стреляу рассматривается как проявление энергетического уровня поведения, и для ее измерения создан специ­альный опросник (показатель «В», по Я. Стреляу). С активностью как свойством темперамента наиболее ча­сто положительно коррелируют свойства нервной си­стемы: сила и активированность, измеряемые с помо­щью ЭЭГ-методик. Для оценки эмоциональности как свойства темперамента также могут использоваться различные тесты-опросники, измеряющие тревож­ность  и нейротизм. На физиологическом уровне эмоциональность измеряется вегетативными и ЭЭГ-показателями.

Отличительной особенностью темперамента явля­ется его устойчивость. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Также мала вероятность изменения темперамента в процессе жизни, например, превра­щение человека из флегматика в сангвиника или меланхолика, хотя долговременные и направленные воздействия окружающей среды в сенситивный пе­риод могут привести к радикальным изменениям фор­мально-динамических особенностей поведения.

Темперамент является результатом взаимодей­ствия двух факторов: наследственного и средового (фенотип). Влияние наследственного фактора на осо­бенности поведения хорошо изучено на животных. Так, в результате отбора и разделения наиболее ак­тивных и пассивных крыс по двигательному поведе­нию и селективного их скрещивания в пределах каж­дой группы через несколько поколений удалось вы­вести две чистые линии: «активных» и «пассивных» крыс, поведение которых различается уровнем двигательной активности. В основе такого деления — различие животных по генотипу.

Наследственная природа свойства подвижности нервной системы исследовалась В.К. Федоровым, ко­торый также составлял отдельные группы крыс: с высокой, средней и низкой подвижностью. Затем у потомства каждой из групп животных было исследо­вано свойство подвижности. Оказалось, что потомство «подвижной» группы более часто обнаруживало это качество (50%), чем потомство других групп. В этих опытах показателем подвижности была переделка сигнального значения пары стимулов.

Изменение свойств нервной системы, которые мо­гут наблюдаться в раннем возрасте, является не резуль­татом воспитания, а созревания, развития нервной си­стемы у молодого организма. Я. Стреляу описывает сле­дующие особенности изменения основных свойств нервных процессов в онтогенезе. Ранний период раз­вития (до 6 лет) характеризуется слабым процессом воз­буждения. Этому соответствует большая впечатлитель­ность ребенка. При этом отмечается неуравновешен­ность нервных процессов с преобладанием возбуждения над торможением и низкая лабильность. Затем насту­пает стабилизация, когда процессы возбуждения и тор­можения становятся более сильными и уравновешен­ными, увеличивается лабильность.

Таким образом, индивидуальные различия челове­ка, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, природой его организации, так и его жизненным опытом, приобретаемым в результате обучения и воспи­тания. Т. е. индивидуальность, личность человека представляют единство природного и социального. Природной основой различных способностей мо­гут быть разнообразные сочетания общих и специ­альных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособ­ность, активность, саморегуляцию и др. По данным Э.А. Голубевой с сотрудниками, природные предпо­сылки специальных способностей образуют сложные

системокомплексы. Ими показано, что для лингви­стических способностей это не только инертность, но и преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковых способностей это не только лабильность, но и слухо­вая память, и преобладание первосигнальных фун­кций. Для музыкальных способностей это лабиль­ность в разных возрастах, высокая чувствительность и доминирование непроизвольного уровня регуляции у подростков.

Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П. Павлова, наиболее предпочтитель­ными являются темперамент сангвиника и флегма­тика. Менее приспособлен к жизни темперамент хо­лерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы ха­рактеризует меланхолика. Однако Б.М. Теплое и В.Д. Небылицын выступали против оценочной ха­рактеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой дея­тельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества че­ловека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс»,1999. – 480 с.

Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачёв и др.; под ред. А.С. Батуева. – 6-е изд. – М.: Дрофа, 2000 г. – 240 с.



Информация о работе Типы высшей нервной деятельности