Анализ картины Айвазовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание

В мире нас окружают огромное количество прекрасного. Утренняя заря, радуга после дождя, море…Как же оно прекрасно в любых ипостасях! Штиль или буря, отражение заходящего солнца на водной глади или мерцание в летнюю ночь. Многие художники посвятили свое творчество именно изображению морей и океанов.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………….3
Глава 1: Художник и его творчество...………..…………………………..3-10
Биография И. К. Айвазовского………………………….…………………..3-6
Рождение замысла, история создания…………………………………….6-10
Передвижники ……………………………………………….……………….10
Глава 2:Анализ картины………………….………………….……………10-11
2.1 Сюжет картины ...…………………………………………………......10-11
2.2 Средства художественной выразительности..………………….............11
Заключение………………………………………………………………...11-12
Список источников и литературы…………………………………...............13

Работа состоит из  1 файл

Plan.docx

— 41.32 Кб (Скачать документ)

Но к середине XIX века, вместе с ростом реализма во всем русском искусстве, И. Айвазовский  тоже расширил круг своих творческих интересов и тем. Словами поэта  А. И. Полежаева художник мог бы сказать  и о себе:

 

Я видел море, я  измерил

Очами жадными его;

Я силы духа моего

Перед лицом его  поверил.

 

Он стал изображать волнение на море, приближение бури, шторм. Одновременно росло и его  творческое мастерство, в основе которого лежало внимательное изучение натуры, накапливание в памяти «впечатлений живой природы».

 

Своим названием  картина обязана распространенному  мнению, будто бы каждый девятый  вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим  все другие.

На своем полотне  И. Айвазовский изобразил рассвет  после бурной ночи. За обломок мачты  погибшего корабля цепляются  четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего  с нее своего товарища.

Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них  валов, но они не теряют надежды на спасение.

 

И. Айвазовский во многих своих картинах изображал  кораблекрушения и людей, борющихся  с морской стихией. В «Девятом вале» он особенно резко противопоставляет  бушующее море и упорство нескольких человек. Золотой свет солнца, разгорающийся  над людьми и пронизывающий картину, усиливает ее общий оптимистический  характер.

 

Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает  водяную пыль, повисающую в воздухе, валы и пену, срываемую ветром с  их гребней.

Красочное великолепие  раннего солнечного утра над волнующимся  еще морем передано И. Айвазовским  с замечательной смелостью и  силой. Он соединил в одно целое золотистые, сиреневые, зеленые и синие тона. В картине все находится в  движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися  и рушащимися волнами. В смене  тонов перед ним то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.

 

Редкий и необычный  в живописи мотив, переданный к тому же романтически-воодушевленно, является, однако, вполне реальным. Писатель И.А. Гончаров, мастер изображения моря в русской литературе (вспоминавший в своем романе «Фрегат «Паллада»  И. К. Айвазовского), писал о подобных же явлениях:

«Бледно-зеленый, чудесный, фантастический колорит... Через минуту зеленый цвет перешел в фиолетовый; в вышине несутся клочки бурых  и палевых облаков, и, наконец, весь горизонт облит пурпуром и золотом».

Изображением только нескольких волн и солнечного сияния И. Айвазовский позволяет зрителю  почувствовать мощь и красоту  бушующего после урагана моря. Это было возможно только при действительно  хорошем знании натуры. Сам художник говорил: «Движения живых струй  неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны —  немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их».

 

Верхняя часть картины  вся наполнена фиолетово-розовой  мглой, пронизанной золотом низко  стоящего солнца и расплывающихся, клубящихся, похожих на горящий туман  облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее  море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами  радуги.

 

Свою картину  художник выставил в Москве, и она  с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и  на «Девятый вал» приходили смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории русской  живописи это полотно блестит, как  светлый луч, может быть, еще и  потому, что И. Айвазовский выступил со своей «живой» любовью к  природе в то время, когда мало кто из русских художников интересовался  тем, что мы называем «душой» природы.

Пейзажисты до И. Айвазовского писали главным образом  «красивые виды», чтобы поразить зрителя чудесами и великолепием знаменитых живописных местностей. Об искренней любви к природе  не было и речи, живой красоты  ее не замечали, пейзажи писали порой  без всякого вдохновения. Существовал  даже особый шаблон пейзажной живописи, по которому и писали художники так  называемой Воробьевской школы.

И. Айвазовский тоже был в Академии учеником М.Н. Воробьева, но стоял несколько в стороне  от всех остальных. Его отношение  к природе (в частности, к морю) может быть выражено словами поэта:

 

Не то, что мните  вы. Природа —

Не слепок, не бездушный  лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

 

Александр Бенуа  впоследствии говорил: «...лишь один Айвазовский, идя по пятам Тернера и Мартина, зажигался на время их вдохновенным восторгом от великолепия космоса, являвшегося для них живым, органическим и даже разумным существом».

 

1.3 Передвижники.

  Айвазовский  был близок со многими передвижниками. Гуманистическое содержание его  искусства и блестящее мастерство  высоко ценили Крамской, Репин,  Стасов и Третьяков. Во взглядах  на общественное значение искусства  у Айвазовского и передвижников  было много общего. Задолго до  организации передвижных выставок  Айвазовский стал устраивать  выставки своих картин в Петербурге, Москве, а также во многих больших  городах дореволюционной России. В 1800 году Айвазовский открыл  в Феодосии первую в России  периферийную картинную галерею.

     Под  воздействием передового русского  искусства передвижников в творчестве  Айвазовского с особой силой  проявились реалистические черты,  сделавшие его произведения еще  более выразительными и содержательными.  Видимо, поэтому картины Айвазовского 70-х годов принято считать высшим  достижением в его творчестве. Сейчас для нас совершенно  ясен процесс непрерывного роста  мастерства художника и углубления  содержания живописных образов  его произведений.

Глава 2.

Сюжет картины.

Живя в приморском городе, Айвазовскому постоянно приходилось  слышать о различных предзнаменованиях  и суевериях моряков, населявших Феодосию. В создании картины художник использовал народное поверье о  смертоносном морском девятом вале. Это поверье имеет свою историю, и у различных мореходов были свои предсказания: древние греки  считали самой гибельной волной третью, римляне — десятую, а в  представлениях других мореплавателей самым сокрушительным оказывался девятый  вал. Эту легенду выбрал художник в качестве основы для сюжета своей  картины.

Противостояние людей  и стихии — вот основная тема произведения.

Айвазовский выбрал самый  страшный момент разбушевавшейся стихии: сияющее чудовищными всполохами небо, огромные морские волны —  и посреди этого люди, уже потерпевшие  кораблекрушение и спасающиеся  в обломках мачт и бревен, которых  вот-вот накроет высоченная пенистая волна. Люди в отчаянной борьбе с  мощной стихией — но как им противостоять  ей, справятся ли они… Художник не дает ответа. Он показал лишь эту отчаянную человеческую борьбу и мощь природы.

 

Вместе с тем, несмотря на драматизм сюжета, картина полна  света и воздуха и вся пронизана  лучами солнца — и это придает  мажорность и надежду на спасение.

 

Есть мнение, что художник, рисуя бушующее море, запечатлел собственное  путешествие в бурю, когда он попал  в шторм в Бискайском заливе в 1844 году — тогда судно, на котором  плыл Айвазовский, сочли утонувшим, и в европейских и петербургских  газетах появилось сообщение  о гибели молодого живописца, имя  которого уже было достаточно хорошо известно. Однако ко всеобщей радости, бурю удалось пережить, и выживший художник таким образом запечатлел то страшное приключение. Эта версия подчеркивается тем, что Айвазовский никогда не рисовал с натуры, всегда используя воображение и память и соединяя их в своих полотнах.

Средства художественной выразительности.

«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин Ивана  Айвазовского, всемирно известного российского (армянского) художника-мариниста.

 

Изображает море после  сильнейшего ночного шторма и  людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый  вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

 

Всё говорит о величии  и мощи морской стихии и беспомощности  перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым  и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

 

Размер картины — 221 × 332 см. Написана картина на холсте маслом в 1850 году.

 

              Заключение.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши.

Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком  пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, разбивающихся о прибрежные скалы. Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение.

  Как певец моря, И  Айвазовский всегда был одним  из самых известных русских  художников. Все ему было доступно, все готово было служить его  искусству. 

Свою картину художник выставил в Москве, и она с самого начала стала шедевром. О ней складывались легенды, и на «Девятый вал» приходили  смотреть по многу раз, как когда-то на «Последний день Помпеи». В истории  русской живописи это полотно  блестит, как светлый луч, может  быть, еще и потому, что И. Айвазовский  выступил со своей «живой» любовью  к природе в то время, когда  мало кто из русских художников интересовался  тем, что мы называем «душой» природы.

Благодаря огромной любви  художника к морю, вот уже второе столетие люди могут восхищаться  его произведением. Для того, чтобы понять и осознать весь смысл и глубину произведения не достаточно одного взгляда. На картину «Девятый вал» можно смотреть бесконечно и всегда открывать что-то новое.

            

           

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ картины Айвазовского