Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:35, доклад
МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА (Mantegna, Andrea) (ок. 1431–1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и
Даже
после десятилетий поисков
Однако издавна считается, что "Встреча"
воспроизводит свидание Лудовико Гонзага
с его сыном Франческо, избранным кардиналом.
Но идет ли речь о событии, случившемся
тотчас после получения пурпура, первого
января 1462 года, или об эпизоде августа
1472 года, когда Его Преосвященство приезжал
в Мантую, чтобы принять титул "Сант'Андреа"
(то есть принять должность настоятеля
собора Сант'Андреа в Мантуе)? В первом
случае прелат приезжал из Милана, во втором
- из Болоньи; чтобы усложнить наш выбор,
художник на фоне сцены изобразил Рим.
Рим очень идеализированный, с Колизеем
и пирамидой Цестия, театром Марцелла,
Номентанским мостом, возможно, Рим, предсказанный
кардиналу как наивысшая цель. Сторонники
1472 года относят к этому времени или немного
ранее начало украшения Камеры, полагая,
что документы, заставляющие думать о
более отдаленной дате, относятся к другим,
неизвестным нам, аналогичным
Недавняя реставрация раскрыла в левом
компартименте западной стены караван
волхвов. Изображение дошло до состояния
призрачного видения (его скрывала грязь)
из-за непрочности живописи, выполненной
темперой по сухой штукатурке. Как полагают,
это добавление было сделано, чтобы подтвердить,
что, несмотря на пышное цветение растений,
действие во "Встрече" происходит
зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества.
В самом деле, бурно разросшиеся растения,
которые изображены на западной стене,
- это апельсиновые деревья, а они созревают
в конце года. Волхвы таким образом устраняют
все сомнения, и теперь становится затруднительным
отрицать связь между началом работы над
мантуанским циклом и надписью "16 день
июня" на откосе окна на северной стене,
тем более что сама надпись, так рельефно
выделяющаяся, не вырезана, как казалось
ранее, но искусно выполнена в технике
живописного сграффито полностью в мантеньевской
манере.
Помимо обнаружения волхвов, Р. Синьорини
принадлежит также открытие портрета
художника в одной из орнаментальных масок
на западной стене. Изображение не лишено
сходства с автопортретом в медальоне
капеллы Оветари. Это открытие восполняет
вызывавшее недоумение отсутствие автопортрета
художника в Камера дельи Спози. После
этого открытия персонаж "Встречи (второй
справа, в фиолетовом головном уборе),
не одно столетие считавшийся изображением
Мантеньи, теперь, возможно, должен рассматриваться
как Кристиан I Датский. В черноволосом
человеке с непокрытой головой, стоящем
рядом с ним, в котором столь же продолжительное
время упорно предполагался Леон Баттиста
Альберта, следует признать императора
Фридриха III Габсбурга.
Записка в правой руке кардинала Франческо,
хотя в ней и распознается подпись Андреа,
даже после последней тщательной расчистки
"Встречи", остается нечитаемой. А
жаль. Она могла бы послужить для нас ключом
к расшифровке композиции "Двор",
которая не являет собой просто портрет
семьи маркиза (в отсутствие облеченного
пурпуром сына), что ясно видно из оживленной
суеты в правой части росписи. Согласно
распространенному убеждению, в руке Его
Высокопреосвященства на западной стене
зажато то же самое письмо, которое в другой
композиции изображено в развернутом
виде в руках маркиза, восседающего на троне.
Между тем разрешились спорные вопросы,
касающиеся хронологии и техники. Согласно
логике, работы должны были начаться с
потолка, выполненного фреской с небольшими
кусками, написанными по сухому (части
"окулуса" и окружающей его гирлянды).
Затем последовал "Двор", где Мантенья
применил загадочную жирную темперу, нанесенную
по сырой штукатурке, и способ работы "лесами",
при котором за один раз покрывается живописью
участок поверхности, определяемый размером
лесов (досок настила, на котором стоит
мастер). Далее наступила очередь восточной
и южной стен с опущенными занавесами:
здесь снова был использован традиционный
способ работы фреской. Его же мы находим
и в декорации последней стены с изображением
"Встречи", выполнявшейся методом
"светового дня", когда художник смачивал
только такой участок поверхности, какой
можно успеть расписать при естественном
освещении. Декорирование западной стены
происходило в течение очень небольших
по длительности "световых дней",
что свидетельствует о медленном темпе
работ, который сам собой подтверждает
десятилетнюю продолжительность всего
предприятия, исключая необходимость
мотивировать это участием мастера в выполнении
других заказов в это же время.
Табличка над входной дверью на западной
стене объявляет, что цикл был завершен
в 1474 году. Это представляется бесспорным,
несмотря на подозрения, вызываемые поновлением
цифр из-за почернения первоначального
серебряного покрытия. Последняя реставрация
открыла на южной стене герб Гонзага в
окружении путти, вероятно, собственноручно
изображенный Мантеньей.
Из числа дошедших до нас произведений
лишь одно представляется современным
работам в Камере - "Портрет протонотария
Карло деи Медичи". Некоторые относят
его к годам Мантуанского собора (1459-1460),
однако он более убедительно связывается
с периодом пребывания мастера во Флоренции
(1466).
Украшение стен резиденции маркизов в
Бонданедло близ Гонзага предполагалось
осуществить вслед за мантуанским свершением
(около 1478 года?). По архивным данным можно
предположить, что в одном из ее залов
мастер выполнил живописный фриз. Критика
не раз связывала его с парными гравюрами,
образующими Битву морских божеств, уже
упоминавшуюся среди лучших в графическом наследии
Первые недуги зрелого возраста, семейные
неурядицы, надзор за работами в резиденциях
хозяев, наконец-то захваченных характерной
для Ренессанса строительной горячкой,
другие нагрузки, вытекавшие из придворных
обязанностей, - миниатюры, ковры, ювелирные
изделия, расписные лари-сундуки (однако
те, что приписываются Мантенье, по большей
части лишь восходят к его замыслам), скульптуры,
из которых только атрибуция бронзового
"Автопортрета" устояла перед атакой
критиков, - все это и в особенности "Триумф
Цезаря", в 1486 году уже находившийся
в процессе живописного воплощения, вряд
ли могло позволить художнику создать
много других произведении в годы, непосредственно
предшествовавшие его пребыванию в Риме.
По мнению некоторых исследователей, к
немногим образцам станковой живописи
этого времени относится "Мертвый Христос"
из Милана, предполагаемые датировки которого
колеблются между концом падуанского
периода (около 1475) и 1501 годом или позже.
Нет необходимости напоминать об известности,
какую картина приобрела благодаря своему
перспективному решению. Благодаря воздействию
достигнутого в нем оптически-иллюзорного
эффекта, близкого к "окулусу" мантуанской
Камеры, но настолько более виртуозного
и поразительного, что он затмевает, как
считалось, все другие выразительные достоинства
картины, образ Спасителя "следует"
за наблюдателем при любом его
Есть и такие, кто рассматривает фигуры
двух оплакивающих Христа как позднее
включение, поддерживая, в сущности, тем
самым основательность упрека в их неуместности
в пределах тесно сомкнутой композиции
(М. Марангони, 1933). С другой стороны, среди
произведений, оставшихся в мастерской
после смерти мастера в 1506 году, оказался
"Христос в сумерках". То, что такая
картина не была продана, кажется странным,
тем более что вскоре после обнаружения
ее купил кардинал Сиджизмондо Гонзага.
Но являлась ли она подлинным произведением
художника? И следует ли ее отождествлять
с картиной из Бреры? По поводу подлинности
миланской картины никогда не возникало
сомнении. Однако судя но разным косвенным
признакам, существовало, по-видимому,
две версии "Мертвого Христа". Маловероятно,
что картина из Глен Хед (частное собрание)
могла бы решить проблему: несмотря на
ручательства знаменитых специалистов
по творчеству Мантеньи, речь идет о скромной копии позднего
Десятого июня 1488 года Франческо II Гонзага
- уже четыре года как унаследовавший мантуанский
трон от отца, Федерико I, который взошел
на него в 1478 году после смерти Лудовико
Ш, - написал папе Иннокентию VIII письмо
с тем, чтобы рекомендовать ему Мантенью,
готовившегося отправиться в Рим.
Перед отъездом мастер закончил подготовительную
работу для четырех тондо - "Вознесение",
"Святые Андрей и Лонгин" (датировано
1488 годом), "Снятие с креста" и "Святое
Семейство"- во внутреннем дворе мантуанской
церкви Сант'Андреа. В 1915 году они были
обнаружены и плачевном состоянии под
повторявшими их неоклассическими записями.
После реставрации 1961 года первое из них
породило ссылки на Мантенью, остальные
- на Корреджо и на круг Мантеньи. Скорее
всего, кисти Мантеньи принадлежит только
"Вознесение".
В письме из Рима от 31 января 1484 года Мантенья
обратился к Франческо Гонзага с напоминанием
о необходимости проследить за сохранностью
выполненных им частей "Триумфа Цезаря".
В другом письме к тому же адресату мастер
рассказывал о текущих работах, об украшении
одной из капелл в Ватикане, которая ввела
его в большие расходы.
О капелле известно, что в XVIII веке ее разрушили,
чтобы освободить место для папских археологических
музеев. Старые описания единодушно указывают
на ее скромные размеры, обращают внимание
на "приятнейшие" виды городов и селений,
на "имитации мраморов", "ложные
членения... пересекающиеся между собой,
сплетающиеся вместе на манер решетки"
в "маленьком куполочке". Потолок
примыкающей "небольшой сакристии"
был украшен "компартиментами с изящными
перспективными мотивами в маленьких
квадратах, тондо и восьмиугольниках",
"фруктовыми гирляндами", "гризайлями
на золотом фоне", "головками херувимов,
разбросанными тут и там", аллегориями
"героических доблестей", а также
изображением "путти, держащих овал"
с посвятительной надписью и датой: 1490.
Короче, здесь было все необходимое для
того, чтобы объединить общей оправой
взволнованные эпизоды из жизни Иоанна
Крестителя и другие "истории" (Рождество,
Крещение и т. д.), отдельные фигуры святых
и евангелистов, портрет папы-заказчика.
В целом, это был репертуар мантуанской
Камеры, приспособленный к духовным задачам
и претворенный с усердной тщательностью
(в связи с которой Вазари пишет о стенах,
которые "скорее кажутся миниатюрой",
чем фреской) и с обычным у Мантеньи мастерством
в передаче оптической иллюзии.
Тот же Вазари связывает с пребыванием
в Риме "Мадонну делле каве" ("Мадонну
каменоломен") из Уффици, в которой просматривается
аллегория Спасения. Пейзаж справа от
Младенца погружен в тень - там каменотесы
изготавливают саркофаг и колонну, атрибуты
Страстей. В то же время с противоположной
стороны, с очевидными намеками на христианскую
символику, золотятся пшеницей поля, пастухи
гонят овец, город сверкает на солнце.
Кисть художника целиком поглощена упорным
обтачиванием, заострением скал и отвесных
глыб, воспроизведением шероховатой твердости
материи, открытием
В ожидании пока трудности разрешатся,
вспомним группу произведений, созданных
около 1490 года, чуть раньше или немногим
позже двухлетнего пребывания в Риме.
Начнем обзор с некоторых темперных произведений
такого тонкого письма, что сквозь него
просвечивает зерно холста. Самая ранняя
из них, возможно, "Мадонна с Младенцем"
из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная
живопись которой тесно вжимает Мать и
Сына в пределы массы без проемов и просветов.
Ей близка "Мадонна Батлер" (Нью-Йорк,
музей Метрополитен), возможно, копия с
неизвестного оригинала. Здесь вновь появляется
стоящий на парапете Младенец из берлинского
"Принесения во храм", фигура которого,
выполняя объемно-пространственные задачи,
осуществляет связь с миром верующих.
В "Мадонне с Младенцем" из Бергамо
перспективная функция также доверена
маленькому Иисусу, даже его вытянутой
ножке - вместе с другой они образуют циркуль.
В двух вариантах - в Берлине и в Филбрук
Сентер в Тульсе - Младенец снова дан в
полный рост, сидящим на подоконнике: удивительное
изобретение, которым хотелось бы насладиться,
созерцая неизвестный нам
Перед таким сплетением различных импульсов
становятся очевидными хронологические
трудности, даже если не принимать во внимание
проволочек, в которых заказчики часто
упрекали Мантенью, и состояния сохранности
произведений. Картина из музея Польди-Пеццоли,
например, покрыта толстым слоем пожелтевшего
лака, который отчасти может быть причиной
восхитительной сочности живописи... Такие
же неясности существуют и вокруг "Спасителя-Мальчика"
(Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые
датировки которого как
"Триумф Цезаря" - это девять больших
(средние размеры 267 х 278 см) полотен, написанных
темперой, описание которых с указанием
состояния сохранности приводится ниже:
1. "Несущие инсигнии" (эмблемы,
знаки, штандарты, знамена) - в плохом состоянии
(голова мавра восстановлена при современной
реставрации);
2. "Статуя на колеснице и несущие
осадные машины, идолов, надписи и трофеи" - в относительно
3. "Несущие трофеи и изделия из серебра"
- частично переписана в XVIII веке;
4. "Несущие ювелирные изделия и
драгоценные сосуды; жертвенные быки и
трубачи" - в хорошем состоянии, за исключением
неба;
5. "Трубачи, быки и слоны" - несколько
поновлений, вероятно, старых;
6. "Несущие ювелирные изделия, трофеи
и короны - состояние такое же, как и у №
4;
7. "Пленники, шуты и знаменосец"
- полностью переписана в XVIII веке;
8. "Музыканты и знаменосцы" - почти
как у предыдущей;
9. "Юлий Цезарь, ни триумфальной
колеснице" - в плохом состоянии.
Несмотря на многочисленные латинские
надписи, по большей части поддающиеся
прочтению, мы не знаем, какой именно из
триумфов Цезаря празднуется: возможно,
никакой конкретно. Среди литературных
источников, которые мало-помалу определились,
присутствуют истории Тита Ливия, Анниана,
Иосифа Флавия, Светония, Плутарха - все
имевшие хождение в Венеции в 1450-1475 годах;
из новых текстов, появившихся в это же
время, - утраченный труд Д. Марканова,
друга Мантеньи, "Рим торжествующий"
Флавио Бьондо, "О военным деле" Валтурия.
Иконографические источники, кажется,
ограничиваются древностями, имевшимися
тогда в Падуе, Венеции, Вероне, Мантуе,
что подтверждает слабое воздействие
римских впечатлений на классическую эрудицию
С 1690 года "Триумф Цезаря" многократно
реставрировался. Наибольшие искажения
принесли с собой реставрации начала XVIII
века; Р. Фрей (1910) не помог делу, в то время
как К. Норт (1931-1934) положил конец осыпанию
красок, усугубив, однако, перегрев, уже
и без того спровоцированный утратой первоначальных
лаков. В результате самых последних работ
сложилась ситуация, обрисованная выше.
Историческую документацию цикла составляют
восемь или девять писем. В них нет единодушия
по поводу ограничения срока написания
серии десятилетием с 1485 по 1495 год: оно
должно было продолжаться еще несколько
лет и включать в себя выполнение также
и других частей, содержавших изображения
ложных пилястров. Таким образом, неизвестно,
сколько картин насчитывала завершенная
экспозиция произведения во дворце Сан
Себастьяно в Мантуе, почти законченного
строительством в 1506 году, а сейчас доведенного
разрушениями до неузнаваемости. В 1626
году семь холстов Мантеньи вместе с двумя
картинами Лоренцо Коста находились в
Палаццо Дукале в Мантуе. Три года спустя
правивший Гонзага уступил Карлу I Английскому
девять полотен. Все они были объявлены
произведениями "руки Мантеньи".
Высокое качество картин, вопреки повреждениям
и поновлениям, подтверждается тем, что
с 1649 года они экспонируются во дворце
Хемптон Корт.
Изучение серии затрудняется тем, что
с апреля 1481 года мастер работал в резиденции
маркизов в Мармироло (также разрушена),
где под его руководством в 1491-1494 годах
разные художники расписывали фресками
"Зал лошадей", "Зал географической
карты", "Зал Города" и одни называвшийся
"Греция". Декорации этого последнего
зала включали и себя виды Константинополя
и других городов Леванта (Восточного
Средиземноморья) с интерьерами мечетей,
бань и различных турецких построек: новое
свидетельство бесконечной изобретательности
мастера. Ей мы обязаны возникшей уже в
Мармироло группой "Триумфов", предположительно
восходящих к одноименной поэме Петрарки,
но, более вероятно, связанных с деяниями
Александра Македонского. Из Мармироло
"Триумфы" были перевезены в Мантую
(1506) для оформления спектакля: соответствующие
документы наводят на мысль о существовании
какого-то историка, обратившегося к теме
"Триумфа Цезаря" и тем самым породившего
в дальнейшем путаницу
"Мертвый Христос" из Милана ошибочно
считался очень поздней работой Мантеньи
не столько по соображениям стиля, сколько
из-за мрачного характера темы: исходя
из распространенного предположения,
что художники, в особенности выдающиеся,
предчувствуют приближение конца, она
воспринималась как
Сходные мотивы - в частности погребально-горестный
картуш, обвитый вокруг маленькой свечки
внизу справа. - побуждали считать очень
поздним также "Святого Себастьяна"
из Ка д'0ро в Венеции. Как и картина из
Бреры, он упоминается в списке произведений,
оставшихся в мастерской после смерти
художника (1506), и, кажется, предназначался
для кардинала Сиджизмондо Гонзага.
К 1493 году относится испорченный, вероятно,
фрагментированный и все же величественный
"Спаситель" из Корреджо. Близко к
нему или немного позднее располагается
"Святое Семейство с маленьким Иоанном
Крестителем и неизвестной Святой"
из Дрезденской картинной галереи.
"Мадонна делла Виттория" (Париж,
Лувр) была заказана Франческо Гонзага.
Он изображен здесь на коленях перед благословляющей
его Мадонной и под покровительством Святых
Михаила и Андрея. С противоположной стороны
им соответствуют Святые Лонгин и Георгий
и женская фигура, отождествляемая по-разному.
Заказ на картину связан с временной победой,
одержанной Франческо Гонзага при Форново
шестого июля 1495 года. В первую годовщину
события картина была торжественно открыта
при неописуемых восторгах зрителей.
1497 год - с уточнением дня, 15 августа - указан
на "Мадонне Тривульцио" (Милан, Кастелло
Сфорцеско), где распознаются Иоанн Креститель
и, с некоторой долей сомнения, Святые
Григорий Великий, Бенедикт и Иероним.
Картина была написана для главного алтаря
веронской церкви Санта Мария ин Органе.
1497 год - это, возможно, также год завершения
"Парнаса" для Студиоло (рабочего
кабинета) Изабеллы д'Эсте в замке Сан
Джордже. Желание маркизы создать себе
место для размышлений, согласно обычаю
гуманистов, возникло пятью годами ранее,
и, возможно, уже тогда (1492) Мантенья участвовал
в его реализации, написав два ложных бронзовых
рельефа, еще существовавших в 1542 году
и потом исчезнувших. Студиоло должен
был подчиняться единой программе, которая,
однако, со временем претерпела внезапное
изменение.
Сегодня не представляется возможным
установить построение цикла. Во всяком
случае, вместе с рассматриваемыми ниже
картинами Мантеньи и "Борьбой между
Любовью и Целомудрием" Перуджино, в
серию входила также "Аллегория"
Лоренцо Коста. Пять картин (вместе с двумя,
написанными Корреджо, но утраченными)
оставались в апартаментах Изабеллы после
ее смерти; в 1605 году они были перенесены
в другое помещение дворца; в 1627, вероятно,
перешли в собственность кардинала Ришелье
и затем Людовика XIV, вплоть до 1801 года,
когда были переданы в Лувр.
Все это в той или иной степени обнаруживается
в "Триумфе Добродетели", законченном
в 1502 году в качестве парного к "Парнасу".
Благонравная Минерва изгоняет развратную
Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждает
длинный картуш, обвитый вокруг Матери
Добродетелей (заточенной в оливковом
дереве слева). С высоты шлют поддержку
удовлетворенные три главнейшие Добродетели
(Сила, Справедливость и Умеренность).
В то же время неясно, почему разрушаются
скалы фона, принимая облики чудовищ, и
почему облака при обретают человеческие
черты. Литературные источники не давно
найдены в "Сне Полифила" Франческо
Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо
"О происхождении языческих богов".
Впоследствии Мантеньей была начата третья
картина, также предназначавшаяся для
Студиоло, "Миф о боге Комусе", но
смерть помешала ему завершить ее. Работу
выполнил Лоренцо Коста, вероятно, прописав
уже готовые части, которые более невозможно
различить.
К последним годам творчества мастера
относятся, кроме того, "Поклонение
волхвов" из Малибу (музей Гетти) с точнейшим
воспроизведением почтительно склоненных
голов, "Се человек" в Париже (музей
Жакмар-Андре), исполненная сурового, даже
жестокого трагизма, и оформление собственной
погребальной капеллы в церкви Сант'Андреа
в Мантуе. В капелле помещены картины "Дни
Святого Семейства" и "Крещение Христа",
темы которых оправданы посвящением капеллы
Иоанну Крестителю. Если в первой из них
можно, по крайней мере, отчасти, различить
руку Мантеньи, то в "Крещении" становится
проблематичным признать даже опору на
его замысел, настолько тяжеловесно и
неловко письмо, обязанное своим возникновением
кому-то другому. Поначалу последователем
мастера здесь был признан Корреджо, которому
было тогда немногим больше пятнадцати
лет, однако более вероятно, что речь идет
о Франческо, сыне мастера. Ему безусловно
принадлежат фрески капеллы, выполненные
в 1516 году, по-видимому, с использованием
отцовских рисунков.
В капелле находится уже упоминавшийся
бронзовый бюст художника. Скульптура
имела разные атрибуции; однако ни что
не мешает видеть в ней работу самого Мантеньи,
согласно утверждению Скардеоне (1560). Она
могла быть выполнена между 1480 и 1490 годами
и отличается натуралистической трактовкой
лица, оставлявшей широкую возможность
для идеализации в духе самовосхваления.
Когда процент подлинности уменьшается,
воображение вязнет в несообразностях,
которые, будучи едва заметными в "Пророке
и Сивилле" (Цинциннати, Художественный
музей) и в "Юдифи" (Дублин, Национальная
галерея), в другой "Юдифи" и парной
ей "Дидоне" (Монреаль, Музеи изящных
искусств), становятся настолько очевидными,
что вынуждают некоторых критиков отрицать
за ними даже наличие эскиза мастера. Атрибуция
в качестве работы мастерской, поддержанной,
однако, помощью Мантеньи, приемлема для
других произведений в музеях Парижа и
Вены, особенно "Муция Сцеволы" из
Монако, в то время как для "Удачи"
из Мантуи (Палаццо Дукале) участие главы мастерской необходимо
Подлинность вновь заявляет о себе широким
дыханием в серии, также находящейся в
Лондоне, включающей "Туцию", "Софонисбу"
и "Учреждение культа Кибелы в Риме".
Три произведения, заказанные в 1505 году,
еще не были готовы в январе следующего
года. До своей смерти 13 сентября 1506 года
мастер не успел завершить самое большое
из них, где действительно заметно значительное
участие учеников.
Мантенья был похоронен с почетом в храме
Сант Андреа.