Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа
Историки русской культуры и, в частности, архитектуры давно дали высокую оценку роли Польши как проводника новых общеевропейских тенденций в Россию второй половины XVII века. Известно, сколь важную роль это сыграло в становлении стиля нарышкинского барокко с его ренессансно-маньеристским белокаменным резным декором. Изучалось значение Украины и Белоруссии в качестве культурных связующих звеньев на оси «запад-восток»: чаще всего именно через эти страны польская архитектура оказывала влияние на русскую. Одновременно сама Польша воспринимала новые веяния из Италии — как напрямую, от приезжавших в нее итальянских мастеров, так и через посредство других европейских стран.
Введение
Основная часть
1)Петровское барокко, как выражение градостроительной концепции Петра 1
2)Расцвет барокко в творчестве Растрелли
3)Классицизм в архитектуре второй половины 18 века и его общественное звучание
4)Сады барокко и классицизма
3. Заключение
4. Список литературы
Смена вкусов заметна на примере творчества первого архитектора Петербурга Д. Трезини, создателя стиля «Петровское барокко»: от строгих и лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости.
Отличительные черты «Петровского барокко»:
Особо представительные в градостроительном отношении здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, госпиталь) акцентируются башней. Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически - портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками.
Д. Трезини - "первый архитектор Петербурга", создатель стиля "петровского барокко"
Трезини Доменико Андреа (Трезини Андрей Якимович) (ок. 1670–1734), архитектор, один из основоположников петровского барокко.
Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок. 1670г. в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А. Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении» (1703).
В том же году приехал к месту строительства новой российской столицы через Архангельск. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 обновлял поврежденные фортификации Нарвы. Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду – строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая – с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными атрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К. Оснера) – была в значительной своей части уже построена. В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.
Трезини был первый иностранный зодчий, приехавший работать в Петербург (он прибыл сюда уже в 1706 г. из Копенгагена; где работал при дворе короля Фридриха IV). Умелый профессионал, не отличавшийся дерзкой фантазией, но обладавший безошибочным вкусом, подчиненным трезвой рассудительности, он оказался хорошим исполнителем архитектурных идей, которые обуревали Петра I (в 1709 г. писал Трезини Петру о своей работе в Петропавловской крепости: «… я со всяким радением рад трудиться против чертежа вашего…"). Вкусы и идеальные представления заказчика соединялись в композиции собора с тем, что шло от профессионального опыта архитектора, выступавшего исполнителем его «художественной воли».
Петербургское здание, однако, отнюдь не было повторением московского прообраза. Его общие очертания более динамичны, решительны и жестки, что подчеркивает и квадратное сечение башни, заменившее восьмигранник. Декор его скорее графичен, чем объемен. Уже ясно ощутим трезвый рационализм, утверждавшийся в архитектуре Петербурга петровского времени. Главным отступлением от традиции стал «латинский» интерьер собора, подчиненный продольной оси, с тремя нефами, перекрытыми сводами одинаковой высоты (заметим, однако, что такая его структура позволила наиболее простым и эффектным приемом связать горизонтальный объем и колокольню в динамичной композиции). Место традиционных округлых апсид заняла прямоугольная пристройка, фасад которой, обращенный к главным воротам крепости, своим высоким барочным фронтоном как бы откликается на их архитектурную тему триумфальной арки. Соединение национальной традиции с иноземным, воспринимавшимся как новация, столь определенно намеченное в этом важнейшем монументальном здании молодой столицы, стало ключевым для характера архитектуры петровского Петербурга.
«Канцелярия
городских дел», созданная для
надзора над сооружением
Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников — «гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Петро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М. Г. Земцов.
Основные работы:
Умер Трезини в Петербурге 19 февраля (2 марта) 1734.2
Достижения "петровского барокко"
Основные памятники «петровского барокко», сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге:
Во времена императрицы Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл стиль барокко.
Крупнейшим мастером
русского барокко петербургской
школы был зодчий В.В. Растрелли,
создавший такие памятники
Род Растрелли происходит из Флоренции. Дед будущего архитектора в 1670 году получил дворянский герб и очень этим гордился.
Отец Бартоломео Франческо, Карло Бартоломео был скульптором, работал в Риме, Париже. В 1715 году после смерти французского короля Людовика XIV Растрелли – отец понял, что будет трудно заработать на жизнь при новом государе, которому было всего 5 лет, и поэтому принял предложение работать в России. В том же году был подписан договор между "господином Иваном Лефортом,
советником в Париже службы Его Царского Величества Петра Первого", и "господином Растрелли Флоренским, кавалером Святого Иоанна Латеранского". В документе значилось, что "помянутый господин Растрелли обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном и учеником и работать в службе Его Царского Величества".
Таланту Растрелли
младшего, который учился за границей
(возможно в Италии) между 1725 и 1730 годами,
русское искусство обязано
В 1730–1760 годах придворный архитектор, с 1771 года почетный вольный общник Академии Художеств.
К основным произведениям Растрелли относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России.
Крупнейший представитель русского барокко, Растрелли переосмыслил традиции европейского барокко под влиянием русской художественной культуры. Его постройки отличаются стремлением к пространственному размаху ансамбля, применением характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок, а также увлечением интенсивной расцветкой стен, обилием позолоты, растительных мотивов в декоре.
Особенностями внешней архитектуры зданий В.В. Растрелли, как, впрочем, и всего русского зодчества, являются протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на выступающие и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными антаблементами, украшение фасада скульптурами, позолоченным и белым лепным декором на цветном, чаще голубом, фоне стены. Для интерьеров зданий характерно наличие парадных залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.
Особенной выразительностью отличаются постройки Растрелли 1750 – 1760 годов. Пластика, рельефность архитектурных форм, сложный ритм размещения колоннад, пространственный размах сочетаются в них с четкостью объемов, ясностью силуэта, строгостью планов. Всё это видно в его творениях: Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе, дворец Воронцова и дворец Строганова в Петербурге.
В 1754 – 1762 годах
Растрелли создал монументальный и
величественный ансамбль Зимнего дворца,
замечательное по грандиозности
замысла и торжественной
Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырёхугольника с обширным внутренним двором. Фасады дворца разделены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами ионического и композитного орденов. Эти колонны, объединяют второй парадный и третий этажи.