Барокко и классицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание

Историки русской культуры и, в частности, архитектуры давно дали высокую оценку роли Польши как проводника новых общеевропейских тенденций в Россию второй половины XVII века. Известно, сколь важную роль это сыграло в становлении стиля нарышкинского барокко с его ренессансно-маньеристским белокаменным резным декором. Изучалось значение Украины и Белоруссии в качестве культурных связующих звеньев на оси «запад-восток»: чаще всего именно через эти страны польская архитектура оказывала влияние на русскую. Одновременно сама Польша воспринимала новые веяния из Италии — как напрямую, от приезжавших в нее итальянских мастеров, так и через посредство других европейских стран.

Содержание

Введение
Основная часть
1)Петровское барокко, как выражение градостроительной концепции Петра 1
2)Расцвет барокко в творчестве Растрелли
3)Классицизм в архитектуре второй половины 18 века и его общественное звучание
4)Сады барокко и классицизма
3. Заключение
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая классицизм и барокко.docx

— 60.50 Кб (Скачать документ)

     Смена вкусов заметна на примере творчества первого архитектора Петербурга Д. Трезини, создателя стиля «Петровское барокко»: от строгих и лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости.

     Отличительные черты «Петровского барокко»:

  • «Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением.
  • Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует выделения центра композиции. По оси здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал.

     Особо представительные в градостроительном  отношении здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, госпиталь) акцентируются башней. Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически - портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками.

  • Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.
  • Плоскостная трактовка пластического убора зданий. Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов.
  • Многоцветная архитектура. Оштукатуренные кирпичные стены требовали покраски. Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки.
  • Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам – «ушами».
  • Сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов.
  • Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.1

     Д. Трезини - "первый архитектор Петербурга", создатель стиля "петровского барокко"

     Трезини Доменико Андреа (Трезини Андрей Якимович) (ок. 1670–1734), архитектор, один из основоположников петровского барокко.

     Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок. 1670г. в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А. Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении» (1703).

     В том же году приехал к месту  строительства новой российской столицы через Архангельск. Первым его крупным сооружением был  форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 обновлял поврежденные фортификации Нарвы. Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду – строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая – с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными атрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К. Оснера) – была в значительной своей части уже построена. В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.

     Трезини был первый иностранный зодчий, приехавший работать в Петербург (он прибыл сюда уже в 1706 г. из Копенгагена; где работал при дворе короля Фридриха IV). Умелый профессионал, не отличавшийся дерзкой фантазией, но обладавший безошибочным вкусом, подчиненным трезвой рассудительности, он оказался хорошим исполнителем архитектурных идей, которые обуревали Петра I (в 1709 г. писал Трезини Петру о своей работе в Петропавловской крепости: «… я со всяким радением рад трудиться против чертежа вашего…"). Вкусы и идеальные представления заказчика соединялись в композиции собора с тем, что шло от профессионального опыта архитектора, выступавшего исполнителем его «художественной воли».

     Петербургское здание, однако, отнюдь не было повторением  московского прообраза. Его общие  очертания более динамичны, решительны и жестки, что подчеркивает и квадратное сечение башни, заменившее восьмигранник. Декор его скорее графичен, чем объемен. Уже ясно ощутим трезвый рационализм, утверждавшийся в архитектуре Петербурга петровского времени. Главным отступлением от традиции стал «латинский» интерьер собора, подчиненный продольной оси, с тремя нефами, перекрытыми сводами одинаковой высоты (заметим, однако, что такая его структура позволила наиболее простым и эффектным приемом связать горизонтальный объем и колокольню в динамичной композиции). Место традиционных округлых апсид заняла прямоугольная пристройка, фасад которой, обращенный к главным воротам крепости, своим высоким барочным фронтоном как бы откликается на их архитектурную тему триумфальной арки. Соединение национальной традиции с иноземным, воспринимавшимся как новация, столь определенно намеченное в этом важнейшем монументальном здании молодой столицы, стало ключевым для характера архитектуры петровского Петербурга.

     «Канцелярия городских дел», созданная для  надзора над сооружением Петропавловской  крепости, вскоре стала архитектурным  штабом всей новой столицы (Трезини же был правой рукой главы Канцелярии У. А. Сенявина). Здания и целые комплексы по проектам швейцарского мастера возводились в ключевых точках Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).

     Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников — «гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Петро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М. Г. Земцов.

     Основные  работы:

  • Крепостные ворота в Нарве (1705);
  • Петровские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1717—1718);
  • Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (1712-1733);
  • Колокольня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (1712-1733);
  • собор св. Петра и Павла;
  • дворцы Петра I — Летний (1710-1714) и Зимний (не сохранился);
  • здание 12 коллегий (1722-1733, университет);
  • госпиталь на Выборгской стороне (перестроен);
  • собственный дом на Университетской наб.;
  • проект застройки Васильевского острова;
  • проекты «образцовых» домов.

     Умер  Трезини в Петербурге 19 февраля (2 марта) 1734.2

Достижения "петровского барокко"

     Основные  памятники «петровского барокко», сохранившиеся  до наших дней в Санкт-Петербурге:

  • Летний дворец Петра I (Кутузовская наб. Летний сад) (1710 – 1716). Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино
  • Дворец Меньшикова (Васильевский остров Университетская наб.,15) (1710 – 1727). Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови
  • Собор св. Петра и Павла (Заячий остров)(1712 – 1733). Д. Трезини.
  • Кикины палаты (Ставропольская ул., 9)(1714 – 1720)
  • Петровские ворота Петропавловской крепости (Заячий остров) (1717 – 1718). Д. Трезини, Н. Пино
  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (наб. реки Монастырки,1) (1717 – 1725). Д. Трезини
  • Здание Кунсткамеры (Университетская наб., 3)(1718 – 1734). Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.К. Киавери, М.Г. Земцов
  • Здание Двенадцати коллегий (Университетская наб.,7) (1722 – 1742). Д. Трезини, Л.Т. Швертфегер3
 
 
  1. Расцвет барокко в творчестве Растрелли

Во времена  императрицы Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл  стиль барокко.

Крупнейшим мастером русского барокко петербургской  школы был зодчий В.В. Растрелли, создавший такие памятники русской  архитектуры, как Екатеринский дворец в Царском Селе (1752 – 1762), Зимний дворец (1754 – 1762) и Смольный монастырь (1748 – 1757) в Петербурге, Андреевский собор в Киеве (1747 – 1762) и другие здания.

Род Растрелли  происходит из Флоренции. Дед будущего архитектора в 1670 году получил дворянский герб и очень этим гордился.

Отец Бартоломео Франческо, Карло Бартоломео был скульптором, работал в Риме, Париже. В 1715 году после смерти французского короля Людовика XIV Растрелли – отец понял, что будет трудно заработать на жизнь при новом государе, которому было всего 5 лет, и поэтому принял предложение работать в России. В том же году был подписан договор между "господином Иваном Лефортом,

советником в  Париже службы Его Царского Величества Петра Первого", и "господином Растрелли Флоренским, кавалером Святого Иоанна Латеранского". В документе значилось, что "помянутый господин Растрелли обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном и учеником и работать в службе Его Царского Величества".

Таланту Растрелли  младшего, который учился за границей (возможно в Италии) между 1725 и 1730 годами, русское искусство обязано блестящим  расцветом дворцового ансамбля. Его  мастерство превратило город-порт и  город-крепость в город дворцов.

В 1730–1760 годах  придворный архитектор, с 1771 года почетный вольный общник Академии Художеств.

К основным произведениям  Растрелли относятся: ансамбль Смольного  монастыря в Петербурге; дворцы в  Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М.И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, Адреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середине XVIII века в России.

Крупнейший представитель  русского барокко, Растрелли переосмыслил традиции европейского барокко под  влиянием русской художественной культуры. Его постройки отличаются стремлением  к пространственному размаху  ансамбля, применением характерных  для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок, а также  увлечением интенсивной расцветкой стен, обилием позолоты, растительных мотивов в декоре.

Особенностями внешней архитектуры зданий В.В. Растрелли, как, впрочем, и всего  русского зодчества, являются протяженность  зданий, ясность и простота их плана, членение на выступающие и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными антаблементами, украшение фасада скульптурами, позолоченным и белым лепным декором на цветном, чаще голубом, фоне стены. Для интерьеров зданий характерно наличие парадных залов, просторных вестибюлей, а так же богатство отделки.

Особенной выразительностью отличаются постройки Растрелли 1750 – 1760 годов. Пластика, рельефность архитектурных  форм, сложный ритм размещения колоннад, пространственный размах сочетаются в  них с четкостью объемов, ясностью силуэта, строгостью планов. Всё это  видно в его творениях: Большой (Екатерининский) дворец в Царском  Селе, дворец Воронцова и дворец Строганова в Петербурге.

В 1754 – 1762 годах  Растрелли создал монументальный и  величественный ансамбль Зимнего дворца, замечательное по грандиозности  замысла и торжественной праздничности  сооружение.

Дворец задуман  и осуществлен в виде замкнутого четырёхугольника с обширным внутренним двором. Фасады дворца разделены антаблементом  на два яруса. Они декорированы колоннами  ионического и композитного орденов. Эти колонны, объединяют второй парадный и третий этажи.

Информация о работе Барокко и классицизм