Батик как искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:34, доклад

Описание

Батик-это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.
Конечно, для изобретения такого сложносочиненного способа окрашивания ткани человечеству пришлось потратить пару тысячелетий на творческие эксперименты. Вероятно, в ходе одного из них, еще в Древнем Египте ремесленники заметили, что если окунуть в краску расправленную ткань, она окрасится равномерно, но если предварительно ее связать в узел, смотать в клубок или аккуратно сложить, на окрашенном фоне образуются бесцветные узоры разных форм. Таким образом, появился узелковый батик. Благодаря следующему усовершенствованию египтяне оказались в одном шаге от открытия того, что принято называть горячим батиком: на ткань наносили рисунок рисовой пастой, который оказывался бесцветным после «купания» в котле с краской.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….….2
Основная часть:
1.История развития батика………………………………………………….…….…..5
2.Композиция в текстиле………………………………………………………….…..10
3.Колорит в текстиле……………………………………………………………….....13
4.Технология……………………………………………………………………….……18
4.1Техника холодного батика……………………………………………………......18
4.2Техника горячего батика…………………………………………………….........19
4.3Свободное письмо…………………………………………………………….……19
Моделёрская часть………………………………………………………………….…21
Заключение……………………………………………………………………….….....22
Список литературы…………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

батик как искусство.doc

— 1.68 Мб (Скачать документ)

   
Техника горячего батика

           Особенности современного горячего батика не только в его меньшей трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумываются все этапы работы. Ткань натягивают на раму, переводят рисунок. Если элементы композиции должны быть обведены черным контуром, рисуют обе границы этой линии.

           Впоследствии, когда на ткань наносится самый темный цвет, краситель заполняет эти линии между ранее нанесенными плоскостями резерва и превращают в контур. Восковой массой надо покрыть те части рисунка, которые остаются светлыми или белыми. Затем ткань окрашивают в самый светлый из цветов композиции. Если ткань будет, хотя бы слегка влажной, восковая масса не пройдет через волокна ткани, будет моментально застывать, ломаться. После окрашивания в самый светлый цвет работу надо высушить. Далее воском с помощью кисти покрываем пространство, которое должно быть более темным. Затем еще более темным цветом снова покрывают ткань и высушивают.

           При работе техникой горячего батика резерв не только наносят в виде контура, но и покрывают им те части ткани, которые не должны быть окрашены. Поскольку контурные линии не являются для горячего батика обязательными, эта техника дает возможность выполнения росписей с плавными переходами от одного тона или цвета к другому.

           Горячий батик предполагает две формы росписи. Во-первых, это так называемый простой батик. На ткань резервирующим составом наносят контур, а затем все изделие покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи резервирующий состав удаляют.

           Начинают обработку ткани с нанесения на ее поверхность цветных пятен, которые выполняют в соответствии с эскизом или замыслом. Впрочем, замысел можно разрабатывать и уточнять в процессе работы. Затем на эти цветные пятна наносят резервирующий состав и после его высыхания снова покрывают все изделие краской, на этот раз более темного тона, который смог бы перекрыть предыдущие. Эту операцию можно повторять не более трех раз. Понятно, что при таком варианте росписи фон может быть только темным. 11

           Близким к описанному способу является прием крекле. Он заключается в следующем. После росписи ткани ее высушивают, натягивают на раму и сплошным слоем покрывают резервом. Когда он высохнет, ткань снимают и слегка встряхивают, чтобы резерв растекался.

   
Свободная роспись 

           Техника свободной росписи получила распространение и признание художников, так как она выявляет своеобразие почерка каждого мастера и придает произведениям неповторимую индивидуальность, свойственную ручному труду. Основное отличие свободной росписи от классических батиков в том, что в свободной росписи нет резервирующих составов (горячего и холодного). Оформление тканей способом свободной росписи от классических и художественных приемов. Свободную роспись тканей из натурального шелка и синтетических волокон выполняют анилиновыми красителями с различными загустками и без них, широко используя способность жидких анилинов свободно растекаться по ткани.

           Свободная роспись включает в себя три техники:  
- «Акварельная техника» - ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а так же росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»;  
- «Трафаретная техника» - создается с применением солевой технике и наводки графики резервом. 12

           Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом и одноцветной печатью – как контурной, так и с покрытием определенных участков рисунка или фона.

           Наносят краску, начиная с нижнего края или одного из нижних углов ровными движениями кисти. Перед окрашиванием всю поверхность смачивают водой. Между проводимыми полосами не должно образовываться просветов. Если же они все–таки появились, по ним необходимо пройтись кистью еще раз, разравнивая краску и размазывая ее по всей поверхности.

           После нанесения одного пятна на шелк можно сразу наносить другое пятно или же подождать, когда первое высохнет. В зависимости от этого возникают разные эффекты. Так, при нанесении краски с контактом с другой, еще не высохшей, краской, два цвета плавно переходят друг в друга. Если же первое пятно уже высохло, то вторая краска размоет частички контура, в результате чего также образуется особый эффект – броские зубцы.

           Очень красивый эффект дает обыкновенная поваренная соль, которую насыпают на расписанную поверхность, когда она еще не высохла. Он основана на том, что соль впитывает пигменты красок и представляет собой затемнение вокруг того места, где лежала крупинка соли. После обработки соль убирают, сметая ее при помощи маленькой щеточки.

           Существует еще один способ использования соли при росписи тканей. То есть с применением солевого раствора. Для этого либо солевым раствором пропитывают ткань, либо его добавляют в краску. При пропитывании ткани солевым раствором ее перед росписью надо высушить. Делают это для того, чтобы ограничить степень растекания краски по ткани. Вследствие этого свободную роспись можно выполнять широкими мазками, не боясь, что краски будет нанесено слишком много и что она расплывется большим пятном. В конце работы при помощи тонкой кисти иногда подправляют и подчеркивают самые красивые места. При этом степень такой правки может быть разной: использование тонкой кисти может быть ограничено единичным и незначительными изменениями или, наоборот, вносить в рисунок очень много нового.  
 

МОДЕЛЁРСКАЯ ЧАСТЬ

           В новом сезоне дизайнеры превратили свои коллекции в художественные экспозиции, оказавшись во власти батика - специальной техники росписи ткани.        Зачастую дизайнеры используют принты, а не ручную роспись в целях экономии времени и сокращении ручного труда, но их работы не теряют своей индивидуальности.

           На основе работ известных всем дизайнеров и подготовленной мной курсовой, я разработала эскизы коллекции. Изделия, выполненные, в технике батик мы видим, не только на показах, но и в повседневной жизни. Все больше ценится ручная работа. Своеобразие уникальных расписных изделий ценится в любые времена. Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Авторский батик, в отличие от набивной промышленной ткани, всегда неповторим. Вы видите движение руки художника, индивидуальность приемов работы: каждая линия, штрих, пятно выдают его характер, темперамент, вкус и пристрастия. Батик открывает безграничные возможности для экспериментов и поисков.

            Легкие наряды, элегантные галстуки, вечерние и свадебные платья, причудливые шифоновые шарфы, банданы с надписями-"граффити" - всё подвластно рукам мастеров. Из-под кисти художника выходят уникальные вещи, как вы понимаете, в единственном экземпляре.

   
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

           Работа над темой «Батик как искусство» расширила мое понимание о технике батик и ее применении, о мировой художественной культуре, обогатила мое понимание настоящего через прошлое. Знакомясь с историей батика, я узнала, как и где появлялась эта техника.

           Эта интересная техника росписи  тканей, история которой берет  начало в глубине веков в  странах древнего Востока. Батик  становится сегодня все более и более популярным и доступным даже для  неподготовленных мастеров. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить.

           Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности, от реализма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой, до орнамента, где она становится тканью.

           Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани. Для художественной росписи подходят шелковые ткани. Ассортимент шелковых тканей богат и разнообразен. А занятие росписью по шелку является приятным и увлекательным.

           Техника батика богата графическими и живописными приемами, позволяет наиболее выразительно воплощать свои идеи в жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы  

  1. Алферов Л., Технологии росписи. Дерево. Металл.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2000
  2. Анри де Моран,«История декоративно-прикладного искусства»Москва, "Искусство", 1982г.
  3. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: 2002г.
  4. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководства по росписи ткани. М.: 1931г.
  5. Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. – М.: Сов.Художник, 1986г.
  6. Барадулин. Основы художественного ремесла. М.: 1978г.
  7. Виноградова. Современное прикладное искусство Китая. М.: 1959г.
  8. Гильман Р., Художественная роспись тканей. – М.: Владос, 2003г.
  9. Давыдов С.Г. Батик – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005г.
  10. Дашкевич В., Иск-тво современной Японии.–Л.: Советский художник,1965
  11. Дашкевич В., Декоративно – прикладное искусство Китая. – М.: Восточная литература, 1959
  12. Дворкина И. батик. М.: 2000г.
  13. Жоголь Л.Е. декоративное искусство в современном интерьере.- Киев: Будiвельник, 1986г
  14. Коган М. С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы о теории. – Л.: Художник РСФСР, 1961г.
  15. Коромыслов «Основы художественного ремесла».М. «Просвещение»,1979
  16. Мартынова Л. Художественная роспись тканей 1966г.
  17. Миронова Л.А. цветоделение. Минск: 1984г.
  18. Моран А. Декоративно – прикладное искусство. М.: 1999г.
  19. Минклявичус И.К. интерьер и монументально – декоративное искусство. – М.: Стройиздат, 1974г.
  20. Рогинская Ф. Советский текстиль. М.: 1930г.
  21. Сараев Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов – на Дону: Феникс, 2000г.
  22. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М.: 1998г.
  23. Синеглазова М.А. ремесло и рукоделие. М.: 2000г.
  24. Синеглазова М., Батик. – М.: Издательский дом МСП, 2005
  25. Стоку С., Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей. – М.: Ниола 21-й век, 2005
  26. Хансен Б., Роспис по шелку для начинающих. – Германия, 1997
  27. http://afishadnya.ru/glamour/show/57/
  28. http: //www. CULTINFO. RU
  29. http: //diaspora.ukrinform.com.ua/traditions-july.shtm
 
 
 
 
 
 

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

 
 

      
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

        

           
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

                          

          
 
 

Информация о работе Батик как искусство