Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:45, реферат
Анализируя несколько научных трудов, включая популярную ныне книгу В.Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси», своими задачами я поставила проследить жизненный путь белорусских художников, которые эмигрировали в Париж, и выявить их неоспоримую роль в развитии и становлении «Улья». Цель моего анализа заключается в том, чтобы показать значимость белорусских художников в мировой культуре, в частности во французской культуре.
Введение3
Раздел 1. «Создание улья»4
Раздел 2. «Сбор медового урожая». Главные достижения белорусских художников в Париже.13
Раздел 3. «Подводим итоги». Заключение18
Список литературы19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО» БЕЛОРУССКИЙ
Кафедра экономической истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История Беларуси
на тему: Белорусские художники в Париже ХХ века
Студент
ФВШТ,1-й курс, ДТГ-2
Проверил
МИНСК 2011
Содержание
Введение3
Раздел 1. «Создание улья»4
Раздел 2. «Сбор медового урожая». Главные достижения белорусских художников в Париже.13
Раздел 3. «Подводим итоги». Заключение18
Список литературы19
Введение
Первые десятилетия двадцатого века характеризовались новыми направлениями в искусстве. Возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы. Художники стремились выразить себя и свое мировоззрение через искусство.
На протяжении столетий складывались представления обо всем французском как о чем-то элегантном и совершенном. Особенно это касается искусства. Неудивительно, что молодых и амбициозных художников так тянуло в те края. Косвенно или прямо, они один за другим попадали в Париж. И там складывались объединения, сообщества людей искусства. Одним из таких объединений была легендарная коммуна художников-новаторов «Улей», созданная в 20-ом веке в Париже.
Меня очень заинтересовала тема Парижского «Улья» своей оригинальностью и актуальностью в наши дни. Искусство Франции славится на весь мир и многие его представители – гениальные художники, скульпторы, поэты. Однако редко можно увидеть среди них имена наших соотечественников. Возникает вопрос: Почему? Ведь так много талантливых людей было и среди белорусов, но мы почти ничего не знаем о них, хотя в других странах некоторые из них даже получили народное признание.
Анализируя несколько научных
трудов, включая популярную ныне книгу
В.Счастного «Художники Парижской школы
из Беларуси», своими задачами я поставила
проследить жизненный путь белорусских
художников, которые эмигрировали в Париж,
и выявить их неоспоримую роль в развитии
и становлении «Улья». Цель моего анализа
заключается в том, чтобы показать значимость
белорусских художников в мировой культуре,
в частности во французской культуре.
Раздел 1
Создание «Улья»
Улей (фр. La Ruche) — знаменитый парижский фаланстер начала XX века, созданный в 1902 года. [ист.3 стр28]
Термин «Парижская школа» (Ecole de Paris) вошел в историю искусства в 1920-х годах благодаря критику Андре Варно, который употребил его, обозначая интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в Париж, в 1900-е – 1920-е годы из разных стран Европы и Америки. Художники жили и творили на Монпарнасе. Именно этот район, расположенный в южной части Парижа, подхватил своеобразную эстафету от легендарного Монмартра, где в последние десятилетия XIX и в самом начале XX века сложилась художественное сообщество, в основном французских художников и поэтов. Монпарнасское содружество, будучи интернациональным, сохраняло творчески-богемную атмосферу на протяжении 1910-х-1940-х годов, а в отдельных случаях даже вплоть до 1960-х годов.
Создателем «Парижской школы» признано считать Альфреда Буше, в те годы уже преуспевающего скульптора.[ист.7 стр.11] Родился А.Буше в 1850 году в бедной многодетной семье садовника в деревушке недалеко от города Ножан-сюр-Сен. Вскоре его отец получил работу в поместье известного скульптора Ж. – М.Рамю. Детские годы, проведенные среди произведений искусства, цветочных клумб и тенистых аллей, оказали большое влияние не только на выбор профессии, но и на стиль всей последующей жизни.
Как-то раз, прогуливаясь со своим другом, художником Симоном Тудузом, по парижским предместьям, они зашли выпить лимонада в заведение под названием «Данциг». В разговоре с владельцем ресторана выяснилось, что они с Буше земляки. В ходе беседы хозяин предлагает купить у него расположенный совсем рядом участок земли за 5000 франков. Буше, недолго думая, соглашается на эту сделку.
Принятое им решение нельзя было назвать спонтанным. Недалеко от этого места, на улице Вожирар, находилась его мастерская. Скульптор начал ваять в ней сравнительно недавно, однако количество и объемы выполняемых под заказ работ постоянно росли, и мастерская стала мала. А на новом месте Буше предполагал обустроить помещение, как для собственных скульптур, так и для собранной им коллекции художественных произведений, в частности гобеленов. Однако главным было желание создать для молодых художников новые возможности для достижения признания и успеха - построить для них своего рода город в городе, где они могли бы жить и работать в атмосфере полной творческой гармонии. Сам Буше никогда не забывал, какое важное значение в начале его творческого пути имела помощь скульпторов Рамю и Дюбуа.
Весной 1902 года творение Альфреда Буше под названием «Вилла Медичи» торжественно представили публике. Церемония была организована по всем правилам того времени - с национальным гимном, гвардейцами в почетном карауле и депутатами в качестве почетных гостей. Однако вскоре этот приют для художников получил название «Улей.[ист.7 стр.13] Возможно, из-за необычного внешнего вида здания и его постоянно трудящихся обитателей, которых сравнивали с пчелами.
Таким образом, начиналось новое течение в мировом искусстве, столь же разнообразное и неповторимое, как и сама затея Буше, последствия которой он не мог предвидеть.
Альфред Буше никогда не отлучался надолго из виллы. Зачастую, во время прогулок, он представлял себя в роли мэтра, захаживающего в мастерские художников, чтобы дать совет старшего товарища благодарным жильцам, а иногда и покорить по-доброму за невнимание к канонам академической школы. А также, он время от времени пытался представить будущих обитателей, «пчелок» своего «Улья».
«Пчелы летят на мед»
Биография белорусских художников «Улья». Их эмиграция в Париж
Роль выходцев из Беларуси в формировании Парижской школы была очень заметной. И это не случайно: некоторые города Беларуси, например, Витебск и Минск, были губернскими городами со своей интеллигенцией, театрами, элитой, а также - промышленными и деловыми центрами страны.
Крутые повороты в истории края периодически приводили к повышенному, но не доминирующему влиянию той или иной культуры, тем самым создавая у жителей особое восприятие окружающего мира. Поддаваясь веянию моды, они с легкостью подхватывали то одно, то другое политическое движение, не считая ни одно из них вечным. История любого народа связана с многочисленными войнами и завоеваниями, с развитием общества и культуры. Однако белорусская культура, хоть и подвергалась давлениям со стороны крупнейших стран, сохраняла свою самобытность и оригинальность.[ист.2 стр 60]
Марк Шагал был одним
из первых художников Парижской школы,
приехавшим из Беларуси – страны, которая
в то время официально называлась
Северо-Западным краем Российской империи,
а для французов, не вдававшихся
в географические и исторические
тонкости, была просто Россией. Поэтому
до недавнего времени Марка
Родился Марк в 1887 году в местечке Лиозно Витебской области (этот белорусский город находился в черте постоянной еврейской оседлости) в семье торговца. С ранних лет мальчика искусство интересовало больше, чем учеба. Он рано осознал, что хочет стать художником, и, хотя его родители были против, они оплачивали его занятия в мастерской витебского живописца Иегуды Пэна, который воспитал таких в будущем известных скульпторов, как Осип Цадкин и Оскар Мещанинов. Однако долго заниматься в мастерской художника он не мог: нужно было помогать родителям, зарабатывать на жизнь, поэтому вскоре он устроился на работу к местному фотографу. Но мечта стать живописцем не покидала юношу.
В 1907 году он уехал
со своим приятелем Виктором
Меклером в Петербург, чтобы поступить
в Училище искусств и ремесел барона фон
Штиглица. Провалив экзамены, он поступает
в школу живописи в Петербурге, через нее
попадает по знакомству в студию рисования
и живописи Елены Званцевой. Там он обретает
нового наставника – Льва Бакста, имевшего
славу талантливого театрального декоратора
и художника-станковиста.[ист1.
Однако вскоре Марк решил
вернуться в Петербург, и этому
немало способствовало его неизменное
желание профессионально
Еще одна известная тройка - художники Кикоин, Кремень и Сутин. Их судьбы тесно переплетались всю жизнь. Они почти одновременно приехали в Париж, да и узнали друг-друга намного раньше-еще на родине. Долгий и непростой творческий путь эта "тройка" проделала вместе, рука об руку, хотя их судьбы сложились совершенно по-разному.
Особенно тернистым был творческий путь Хаима Сутина.[ист.7 стр.23] Он приехал в Париж чуть позднее Шагала в 1912 году и появился в мастерской Кременя с единственным мешком в руках. Как и его земляки, Сутин не знал французского языка, а из больших городов видел прежде лишь Минск и Вильно.
В нищей семье Сутиных
было одиннадцать детей, мальчиком
Хаим стал подмастерьем у портного,
родители хотели видеть его священнослужителем,
на худой конец - сапожником. Желания
писать картины никто не понимал.
Более того, когда он попробовал
нарисовать раввина, сын раввина, мясник,
избил Хаима за богохульство - иудаизм
запрещает изображение
В Минске он зарабатывал на жизнь, ретушируя фотографии, и посещал курсы рисования вместе с Михаилом Кикоиным, будущим товарищем по художественной школе в Вильне, а затем и по парижской эмиграции. Там познакомился он и с Пинхусом Кременем. И вновь обычный для художника - еврея, скованного законами Российской империи, исход: Париж. Так, после завершения трехлетнего курса в Виленской рисовальной школе 13 июля 1913 г. Сутин оказался на Северном вокзале французской столицы. Говорят, деньги на билет дал один его знакомый доктор в одну сторону, как выход из неблагоприятного положения, а ,может, он просто пожалел беднягу.
“Хаим вышел на перрон с
мешком за спиной и несколькими рублями
в кармане. Тут же запутался в
метро и смог добраться до “Улья”
только в полночь. Там его ждала
целая тарелка вареной
Сутин большую часть жизни
прожил в страшной нищете. И даже
когда он обитал в парижском "Улье"
остальные художники часто
Начиналась еще одна жизнь Сутина Хаима.
Искусство и судьбы Кикоина и Кременя ни столь драматичны, ни столь известны. Их имена, к сожалению, и в наши дни малоизвестны жителям Беларуси.
Однако в белорусском городе Гомеле в богатой семье банковского служащего и родился Михаил Константинович Кикоин. После его рождения родители переезжают в Витебскую губернию, где дед Михаила по материнской линии был раввином. Там же отец устраивается на работу в местный банк. Однако в 1904 году семья перебирается в Минск. Именно здесь Кикоин начинает интересоваться искусством. Но родители Михаила не считали работу художника высокооплачиваемой и престижной, поэтому решили отправить сына на учебу в комерческое училище. Тем не менее, настойчивый юноша не отступает от своей мечты и одновременно подает документы в школу рисования Кругера, открытую в Минске по разрешению Петербургской академии искусств в 1906 году. И там уже происходит их знакомство с Хаимом Сутиным. Вдвоем они зарабатывали деньги, рисуя маслом на аснове фотографии портреты богатых клиентов фотоателье.[ист.6 стр 24]
И вроде бы желание к живописи начало удовлетворятся, но судьба творческих людей всегда полна неожиданных поворотов: Кикоин начинает заниматься революционной деятельностью, чем очень сильно ухудшает и без того плохие отношения с родителями. В 1910 году Кикоин и Сутин успешно сдают экзамены и отправляются учиться в Виленскую художественную школу. Но и там Михаил постоянно конфликтует с преподавателями, в том числе, с самим директором российским художником Иваном Трутневым, продолжает революционную деятельность и даже вступает в еврейскую политическую партию Бунд, которая стремилась совместить идеи сианизма с социал-демократическими. В 1912 году обстоятельства заставляют Кикоина покинуть Вильно. Беспокойная душа будущего художника находится в постоянном поиске, да и необходимость определенного места жительства становится все более навящевой. В итоге Михаил Кикоин решает отправится в Париж, тем более, что там уже находился его друг – художник Пинхус Кремень. В 1913 году к нему присоединяется и Хаим Сутин. Родители Кикоина на этот раз не были против поездки, так как считали, что во Франции их сын остепенится и прекратит свою революционную деятельность.