Белорусские художники в Париже ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:45, реферат

Описание

Анализируя несколько научных трудов, включая популярную ныне книгу В.Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси», своими задачами я поставила проследить жизненный путь белорусских художников, которые эмигрировали в Париж, и выявить их неоспоримую роль в развитии и становлении «Улья». Цель моего анализа заключается в том, чтобы показать значимость белорусских художников в мировой культуре, в частности во французской культуре.

Содержание

Введение3
Раздел 1. «Создание улья»4
Раздел 2. «Сбор медового урожая». Главные достижения белорусских художников в Париже.13
Раздел 3. «Подводим итоги». Заключение18
Список литературы19

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 56.61 Кб (Скачать документ)

Неудивительно, что в Париже юные художники поселяются именно в” Улье”. И здесь начинается их поистине новая жизнь.Посещая занятия в Академии искусств ,и разгружая вагоны,чтобы заработать денег, Кикоин и Сутин стремительно движутся, по сути, к началу своего творческого пути.

Правда, Кременю, у которого не было никаких документов, пришлось перейти границу самым романтическим  и незаконным образом. В Париже он оказался едва ли не случайно – он мечтал эмигрировать в Америку.

Кремень родился в 1890 г  в бедной семье ремесленника в  городе Желудке. В отличие от товарищей-художников, его творческие наклонности поощрялись с самого детства, возможно потому что ремесло отца само по себе было весьма творческим – он изготавливал игрушки и предметы декора для крестьянских изб. Все детство,познавая азы рисования у отца, Кремень мечтает о том, как станет художником.

Неудивительно, что благодаря  усердию и целеустремленности, в 1909г. Пинхус поступает в Виленскую школу искусств, где и знакомится с Сутиным и Кикоиным. После этого их “тройка” становится неразлучна на всю жизнь.В школе будущие мастера вместе изучают живопись и скульптуру. От своих друзей Кремень отличался особой сдержанностью и рассудительностью, что возможно объясняется тем, что он был самым старшим из них. Хотя и Пинхус был способен на авантюристские подвиги. Примером таких служит переезд Кременя в Париж. Хотя поездка была спланирована, постоянно возникали обстоятельства, которые ее оттягивали. Тем не менее, в 1912 г. Пинхус Кремень первым из друзей присоединяется к обществу Парижского “Улья”.[ист.1 стр. 141]

Затем, как было сказано  выше, к нему по-одному приезжают  Сутин и Кикоин. Троица жила в  нужде, но поддерживали друг-друга как могла, всеми силами борясь за существование.

Как-то, оказавшись совсем босиком, Кикоин пошел на рынок, где у него хватило денег лишь на порядком поношенные разноцветные туфли – красный  и желтый. Возвращаясь в “Улей”, не понимая , радоваться или сгорать  от стыда, он встретил Шагала. Тот осмеял его туфли, чем изрядно разозлил Кикоина, однако, будучи воспитанным  юношей, Михаил не сказал ничего в ответ, ведь он знал, что Шагал уже успел  стать уважаемым человеком в  “Улье”, потому как сам депутат  Российской думы Винавер купил у  него две картины и выплачивал ему стипендию.

Еще находясь в Витебске, Шагал зачастую бывал в гостях у своего приятеля Виктора Меклера. Дом Меклера на улице Грязной  слыл центром художественной жизни  Витебска. В нем устраивались музыкальные  вечера, встречи с актерами театра, музыкантами, приезжими знаменитостями. Там Марк Шагал и повстречал будущих  ярких представителей Парижской  школы Оскара Мещанинова и Осипа  Цадкина.

Оскар Мещанинов родился  в 1884г. в семье купца второй гильдии  Шмуйлы Мещанинова. Иосель, так звали  Оскара Мещанинова в детстве,всегда интересовался искусством и живописью, чему его родители особо не препятствовали.Еврейская семья мещанинова часто принимала у себя гостей, таким образом, у Оскара было множетсво приятелей. И хотя он не был в приятельских отношениях с Марком Шагалом, но пути их не раз пересекались еще в Витебске.Одному из старших братьев Оскара Мещанинова принадлежало фотографичесоке ателье, находившееся в доме Ритевского на Вокзальной улице в 3-й части Витебска, в котором два месяца работал ретушером Шагал. Одна из сестер Оскара – Фейга – Рася Мещанинова училась в одном классе с Беллой Розенфельд, будущей женой Марка Шагала, и Теей Брахман, подругой Беллы, в доме которой он часто бывал, а значит и часто сталкивался с Марком.[ист.1 стр. 145]

Как следует из архивных документов,в июне 1903г. витебскому купеческому  сыну Иоселю Мещанинову было выдано свидетельсвто  о приписке к призывному учатску, и вскоре он должен был призваться в армию. Однако служить в ней  Мещанинову не пришлось, поскольку  решением призывной комиссии он был  признан не годным “для войска и  ополчения” и освобожден от службы. В призывном списке он числился как ученик Одесского художественного училища изящных искусств. В 1907 году уехал в Париж.

Осип Цадкин, хотя и не стал закадычным другом Шагала, был  знаком с ним довольно близко. Они  вместе учились в Витебском городском  четырехклассном училище, а основы живописи постигали в рисовальной  школе Ю. Пэна. До сих пор нет  единого мнения о месте рождения Осипа Цадкина. В большинстве  справочников сообщается, что он родился 14 июля 1890г.(по новому стилю) в Смоленске, где его отец преподавал в семинарии  классические языки. Некоторые исследователи, например, А.Лисов, который ссылается  на мнение ученика Осипа Цадкина - Л.Маршала, сколняются к тому, что  местом его рождения мог вполне быть и Витебск. Мать Осипа - София, урожденная Лестер, происходила из семьи шотландских судостроителей, переселившихся в Россию при Петре Первом. Братья матери не изменили семейной традиции и занимались обработкой и продажей леса. В городском училище за небольшую плату можно было пройти обучение ремеслу.Так Цадкин обучался столярно-токарному ремеслу, и получил соответствующее свидетельство. Умение работать с деревом очень пригодилось ему в последующей жизни. В 1905г. Осип по решению отца был отправлен в Англию к двоюродному брату матери Джону Лестеру. Там он жил в Сандерленде, учился в пансионе, по вечерам посещал художественную школу. Спустя год будущий художник уехал в Лондон и нанялся на работу в столярную мастерскую. В 1907г. занимался на вечерних курсах в Политехнической школе, а позже изучал резьбу по дереву в Школе искусств и ремесел. Осенью 1909г. Цадкин из Лондона с рекомендательным письмом графа Давыдова к директору Национальной школы изящных искусств уехал учиться в Париж, где на Северном вокзале его встретил Авигдор Меклер и помог добраться до гостиницы в Латинском квартале. В течение года Осип изучал французский язык, культуру франции, живопись и множество других дисциплин. Его тяга к искусству была настолько сильной, что он все время посещал художественные выставки, искал вдохновения, какого-то творческого порыва. И вот как-то раз Цадкин наткнулся на виллу в переулке Данциг. Можно сказать, что тот осенний день 1910г. и послужил началом новой жизни Осипа в "Улье".

Все эти художники попали в Париж по счастливому случаю судьбы. Да и скорее всего только благодаря своей настойчивости  и стремлению к искусству. Были и  те, чей путь в Париж был не менее трудным, но преград на нем  было все же меньше, чем у всех остальных. Художники, которые не являлись постояльцами "Улья", однако оказали  огромное влияние на Парижскую школу  живописи.

Лев Бакст был признанным мэтром, и его оценка значила многое.[ист.7 стр.46] Он родился на территории Беларуси, в Гродно, в семье Розенберга в 1866г. После окончания гимнзаии Бакст поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств, что было огромным достижением. Для своей первой выставки он использовал псевдоним Бакст, взяв за основу фамилию своей бабушки по матери - Бакстер. До этого ему пришлось зарабатывать на жизнь изготовлением копий картин и рисунков для учебников, а затем иллюстраций для популярных журналов. В начале он 1890-х он выставил свои работы вместе с челнами Общества аквалеристов. К тому времени Бакст уже четыре года жид в Париже, занимаясь в академии Жюлиана, где известный французский художник заинтересовал его искусством Востока. Значительное влияние на творчество Бакста оказали и уроки финского пейзажиста Альберта Аделфельта. Бакст становится одним ихз самых популярных иллюстраторов и портретистов Петербурга. При этом он еще учил рисованию детей Великого князяВладимира Александровича и преподавал в частной школе Елизаветы Званцевой, где одним из его учеников был Марк Шагал. Говорят, что Бакст пытался уговорить его не ехать в Париж, пугая утратой собственного стиля и даже голодной смертью в парижских трущобах.

Однако в 1906г. Бакст сам  едет в Париж для оформления русского раздела Осеннего салона, потом снова  приезжает во Францию в 1908г. по приглашению  Сергея Дягилева в качетсве декоратора легендарных "Русских сезонов  в Париже". В итоге к 1910 г. Лев  Бакст переезжает в Париж для  построения своей художественной карьеры, хотя его зачастую приглашали для  оформления спектаклей в Лондон, Нью-Йорк, Брюссель, Рим. Живя за границей, Бакст  не порывал связи с русским  искусством. Его произведения в станковой  живописи написаны в основном на русские  сюжеты. Это портреты Исаака Левитана, Ивана Бунина, Сергея Дягилева, артистов балета Вацлава Нижинского и Иды  Рубинштейн, картины "На склоне лет", "Ужин". В 1914 г. он был избран членом Императорской школы искусств. Тем  не менее, парижский период оказал большое  влияние на художника, а творческую среду Парижа в 1910-1920 гг. трудно представить без Бакста. Балгодаря ему возникло новое течение в моде - стиль "одеяний наложниц" цвета шафрана, им была создана обложка французского журнала мод "Vogue" в 1920г. Вскоре в 1924г. Бакст умер в Париже от заболевания легких. однако он успел достичь очень высокого положения в искусстве, стать уважаемым меценатом.

Творческий путь земляков Бакста был куда более тернистым. Например, Яков Балглей, будущий представитель Парижской школы, очень долго не решался посвятить себя и свою жизнь искусство. Нельзя было сказать о непонимании и недоверии к творческому делу, наоборот, он всегда мечтал научиться мастерству живописи, скорее, причина лежала в его семье. Яков Балглей родился в семье раввина в 1891г. в Брест-Литовске. Окружение Якова было давольно ортодоксальным. Никто из родственников не считал нужным разбираться в искусстве. Но творческая натура художника заложена в нем с самого детства. Балглей попытался получить медицинское образование в Санкт-Петербурге, но вскоре понял, что это не его и поступил в Одесскую художественную школу, но, правда, на архитектурное отделение. И в Париже, куда он Приехал в 1911г. продолжал параллельно изучать архитектуру и философию. Но именно там его мечта стать художником сбылась.

Однако были и те, чье  желание заняться искусством поощрялось. Евгений Зак родился в местечке Могильно Игуменского уезда Минской губернии в 1884г. в семье инженера. Правда отец Зака умер спустя несколько лет, но его мать поддерживала и растила сына всеми своими силами. В 1892г. Евгений с матерью переезжает в Варшаву, и благодаря ее стараниям начинает учится рисованию в Варшаве. В шестнадцать лет Зак переезжает в Париж, где поступает в Школу изобразительного искусства. Там он берет уроки у Жана -Лона Жерома, а затем - в Академии Коларосси на улице Гранд-Шомьер у Альберта Беснара. В 1903г. Зак уезжает в Германию, где поступает в Королевскую школу изящных искусств в Мюнхене. Правда, его пребывание там оказалось недолгим. В 1904г. Зак возвращается в Париж, где начинает свою деятельность в обьединении художников - авангардистов из Польши.

Таким был путь "наших" художников во Францию - тернистым, извилистым, с большими и острыми камнями  на пути. Однако почти все они  достигли своей цели - "Улья" ( Евгений Зак и Лев Бакст пошли иной дорогой в искусстве). Но приехать в Париж - одно, а продержаться там и достичь результатов - совсем другое.

 

Раздел 2

"Сбор медового урожая"

 Главные достижения  белорусских художников в Париже.

 

До 1908г. все в "Улье" происходило именно так, как задумывал  Буше.[ист 7 стр.55] Талантливые, но бедные художники совершенствовали свое мастерство под его отеческой опекой. Академические каноны перестали быть барьером для творчества, в "Улей" хлынули живописцы и скульпторы, которые в своем творчестве следовали не прежним традициям, а собственным представлениям. Краски на их полотнах не соответствовали классической гармонии цвета и были лишь отражением их грез. В связи с этим, распространенным стало шутливое сравнение Буше с курицей, которая высидела утят.

Но видение самих художников все же отличалось от видения Буше. Ведь они были амбициозны, а их суждения категоричны в силу юного возраста большинства живописцев. Тогда в Париже выжить - было уже достижением. Постепенно к обитателям "Улья" приходило понимание реального Парижа. Весьма консервативным был и рынок искусства. В начале века практически не существовало института, как тогда говорили, маршанов, или профессиональных торговцев произведениями искусства - дилеров, как их называют сейчас. Но большинство художников были рады и тому, что кто-нибудь платил за их картины шесть су за чашку кофе или что их рисунки, картины принимались в обмен на обеды, которыми из жалости кормил их владелец "Ротонды" месье Либион( бывший владелец заведения "Данциг" на том же переулке"). Мягко говоря, жизнь художников была несладкой. Как оказалось, со временем она делалась еще более тяжелой: Первая Мировая Война подкосила жизненную энергию многих живописцев, они перестали быть столь воодушевленными и энергичными, краски картин становились все мрачнее, а сюжеты - серьезнее, да и множество других жизненных обстоятельств повлияло на жизни как французских, так и белорусских художников. Если упомянуть все, что происходило с ними в те годы, получится целая биографическая эпопея. Поэтому я хочу заострить внимание на достижениях наших художников, на то, благодаря чему они и получили мировое признание.

Марк Шагал - самый известный  художник Парижской школы из Беларуси, который потряс всю Европу своими картинами. Становление его творческой личности прошло множество этапов. Самый ранний этап приходится на его жизнь в Витебске. Тогда основы мировоззрения Шагала только закладывались, художник искал себя, свое место в этом мире. В Париже его художественная деятельность получила более широкий размах. Общаясь с различными творческими людьми, юноша с упоением впитывал в себя все новые веяния в живописи, которые в ту пору господствовали во французском искусстве. Он часто посещал Лувр, изучал работы Э.Мане, Э.Делакруа, Г.Кубе и Ж.Ф.Милле, бывал в Салоне, стараясь уловить новейшие течения в живописи. Особенно его привлекал кубизм. Шагал использовал в своих работах некоторые приемы кубизма. Их можно увидеть в картине «Я и деревня»(1912г.). Как такового повествования сюжета в картине нет. Художник использует хаотичное соседство различных мотивов и просвечивание одних фигур сквозь другие для выражения воспоминаний, облеченных в фирму своеобразных символов. Название этой работе придумал друг Марка, поэт Блэз Сандар, входивший в литературный круг Гийома Аполлинера. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и называл его искусство “surnaturel” – сверхъестественное.[ист.4 стр.270] Так и родилось новое течение в искусстве «сюрреализм», и мы можем по праву гордиться тем, что первопроходец этого течения – наш белорусский художник Марк Шагал.

Информация о работе Белорусские художники в Париже ХХ века