Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:04, реферат
Творчество Бернарда Шоу - выдающегося английского драматурга, одного из основателей реалистической драмы XX в., талантливого сатирика, юмориста, остроумнейшего парадоксалиста - пользуется у нас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. Б. Шоу написал и опубликовал ряд книг, в том числе том писем драматурга (1971), его высказывания о драме и театре (1963). В истории литературы Англии имя Бернарда Шоу стоит рядом с именем Вильяма Шекспира, хотя и родился Шоу на триста лет позже, чем его предшественник.
Введение
Творчество Бернарда Шоу - выдающегося английского драматурга, одного из основателей реалистической драмы XX в., талантливого сатирика, юмориста, остроумнейшего парадоксалиста - пользуется у нас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. Б. Шоу написал и опубликовал ряд книг, в том числе том писем драматурга (1971), его высказывания о драме и театре (1963). В истории литературы Англии имя Бернарда Шоу стоит рядом с именем Вильяма Шекспира, хотя и родился Шоу на триста лет позже, чем его предшественник. Оба они внесли неоценимый вклад в развитие национального театра Англии, и творчество каждого из них стало известно далеко за пределами их родины. Пережив свой наивысший расцвет в эпоху Возрождения, английская драма поднялась на новую высоту лишь с приходом в нее Бернарда Шоу. Он - единственный, достойный соратник Шекспира; его по праву считают создателем современной английскойдрамы. Продолжая лучшие традиции английской драматургии и впитав опыт крупнейших мастеров современного ему театра - Ибсена и Чехова, - творчество Шоу открывает новую страницу в литературе XX столетия. В данной работе отражены его взгляды и мнения по отношению к драме и театру в целом.
Взгляды Шоу на драму и театр
Бернард Шоу утверждал, что в истории английской драмы после Шекспира и до появления его, Шоу, в общем, не было ничего значительного. Хотя это и преувеличение, надо признать, что Шоу не так уж и неправ, как это может показаться на первый взгляд. После расцвета, пережитого драматическим искусством в эпоху Возрождения, английская драма никогда уже не поднималась на такую художественную высоту. Причиной тому было в первую очередь подчинение театра вкусам буржуазии, усиленно насаждавшей ханжеские нравы. Характерная особенность Шоу заключалась в том, что занятия искусством он никогда не отделял от присущего ему интереса к общественно-политической жизни своего времени. Он посещает собрания социал-демократов, принимает участие в диспутах. Интерес Шоу к актуальных проблемам современности сказался в самых ранних его произведениях. В период с 1879 по 1883г. Шоу написал пять романов: "Незрелость", "Неразумный брак", "Любовь артистов", "Профессия Кэшиля Байрона", и "Социалист-одиночка". В те годы романы Шоу не получили признания. Начинающему писателю пришлось выдержать длительное и неравное единоборство с многочисленными издателями. Он получал только отказы, но не сдавался. Новатор по своей природе, Шоу и в роман стремился внести нечто новое.
Бернард Шоу и социальная драма.
Бернард Шоу боролся за утверждение социальной драмы.
Начало драматургической деятельности шоу было связано с "Независимым театром", открывшемся в 1891 г. в Лондоне. Его основателем был известный английский режиссер Джекоб Грейн. Основная задача, которую ставил перед собою Грейн, заключалась в ознакомлении английского зрителя с современной драматургией. "Независимый театр" противопоставлял потоку развлекательных пьес, заполнявших репертуар большинства английских театров тех лет, драматургию больших идей. На его сцене были поставлены многие пьесы Ибсена, Чехова, Толстого, Горького. Для "Независимого театра" начал писать и Бернард Шоу.
Как подлинный новатор Шоу выступил в области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип драмы - интеллектуальную драму, в которой основное место принадлежит не интриге, не захватывающему сюжету, а тем напряженным спорам, остроумным словесным поединкам, которые ведут его герои. Шоу называл свои пьесы "пьесами-дискуссиями". Они захватывали глубиной проблем, необычайной формой их разрешения; они будоражили сознания зрителя, заставляли его напряженно размышлять над происходящим и весело смеяться вместе с драматургом над нелепостью существующих законов, порядков, нравов.
Обычно считают, что искусство призвано конкретными примерами иллюстрировать моральные принципы, принятые данным общество. Против этого Шоу решительно возражает. Подлинная задача искусства, по его мнению, состоит в том, чтобы проверить, насколько господствующая мораль соответствует существующими в обществе реальными отношениями.
Шоу высоко ценил значение замечательных мастеров русского реалистического романа и драмы. Шоу был одним из первых, признавших мировое значение русского реализма. Революционным был для Шоу не только смысл творчества пролетарского писателя Горького. Он отлично понимал сокрушительную силу реализма и таких писателей, как Толстой и Чехов. Уже то, что они показали крах «домов, где разбиваются сердца», свидетельствовало о понимании ими глубочайшего кризиса духовной культуры буржуазного общества. Шоу полагал при этом, что для всякого сколько-нибудь думающего человека произведения Л.Толстого и А.Чехова делают ясной необходимость полной перемены всего жизненного уклада.
Отношение Шоу к романтизму получило выражение в его статьях о «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе. Шоу-реалист не может принять романтических иллюзий, позерства, риторики. Но хотя он и смеется над наивным романтическим изображением душевного мира людей, тем не менее он не глух к поэтичности языка романтиков. Он их не ставит в один ряд с кропателями «хорошо сделанных драм». Романтизм когда-то был революционным искусством, сыгравшим положительную роль хотя бы уже тем, что именно он разбил твердыни классицизма и проложил путь для реализма. Но выполнив эту миссию, романтическое искусство во многом отжило свой век. На новой ступени человеческого сознания романтизм уже не помогает постижению жизни и должен уступить место более современному искусству – искусству реалистическому.
Все это выражено у Шоу с обычной для него остротой суждений. Там, где речь идет о препятствиях, стоящих на пути современного реалистического искусства, он суров. То, что было прекрасным раньше, утрачивает со временем обаяние, должно уступить место новому искусству, и Шоу говорит об этом прямо.
Шоу и Ибсен
Английская буржуазия, утвердив свое господство, стремилась убедить весь мир в том, что созданный ею строй жизни является наиболее совершенным. Была выдумана легенда о высокой нравственности буржуазного общества, которая доказывалась ссылками на прочность семейных устоев в буржуазной среде. Потоки мещанских романов и драм на все лады воспевали идиллическую семейную жизнь буржуа. Такова была ситуация, когда Шоу посвятил лекцию Творчеству Ибсена, прочитанную на заседании «Фабианского общества» в 1890 г., а в следующем году драматург написал критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма», явившийся первым на английском языке исследованием творчества норвежского драматурга (отличительными чертами которого были критическая острота пьес, наличие в них проблемного характера, неприятие буржуазной морали, отрицание традиционных канонов и форм), а также манифестом новой драмы. Отдавая дань Ибсену, Шоу позволял себе довольно агрессивные нападки на Шекспира. Скорее всего, это происходило не из-за неприятия философии и идей великого классика, а из-за консерватизма в постановке его пьес на театральных подмостках. Шоу прекрасно знал и любил Шекспира, но искажения его мыслей и текстов не выносил, а поэтому утверждал: "Шекспир для меня - одна из башен Бастилии, и он должен пасть". Каким бы парадоксальным ни казалось это утверждение, но для драматурга оно было составной частью мировоззрения, основанного на "отрицании всяких формул".мВообще, Шоу всегда противопоставлял Шекспира и Ибсена. И дело не в том, что Шоу желал «спасти Англию от длившегося столетиями рабского подчинения Шекспиру». Причина была в том, что Шоу и Ибсен были очень близки по духу и своим драматургическим вкусам. Являясь воинствующим иконоборцем, Шоу также чувствовал иконоборческую направленность ибсеновской мысли и моральных понятий, выходящих за рамки обычных понятий о жизни. Именно эта моральная требовательность Ибсена и делала его, по мнению Шоу, антиподом Шекспира-писателя, чьи моральные критерии не шли дальше традиционной установленной морали.
Несомненно, образ Ибсена, созданный Шоу в «Квинтэссенции ибсенизма» и в ряде последующих работ, далеко не во всем соответствует реальному облику великого норвежца. И тем не менее, по отношению к Ибсену его роль была не только положительной, но и в известной мере даже героической, учитывая время, в которое жил Шоу. В буржуазной Англии конца 19 века драмы Ибсена воспринимались как декларации аморализма. И хотя, несомненно, подход Шоу к творчеству Ибсена страдал некоторой узостью, именно Шоу постиг общественное содержание и истину творчества норвежского драматурга: безнравственность Ибсена на самом деле означает безнравственность того общества, в котором нет подлинной морали, а есть только ее «маска»
Шоу и Шекспир
Пожалуй, ни о ком из писателей, за исключением Ибсена, Шоу не написал так много, как о Шекспире. Ни в одной из своих статей Шоу не упустил случая покритиковать Шекспира. Склонность Шоу разрушать общепринятые верования ни в чем не сказались так ясно, как в его суждениях о величайшем из драматургов мира.
Шоу пишет о Шекспире с предельной непочтительностью. Временами нападки Шоу на Шекспира приобретают яростный характер. Отношение Шоу к Шекспиру было очень сложным. Надо знать и понимать Шоу, чтобы разобраться в этом вопросе и не вынести слишком поспешных суждений о его понимании Шекспира. Но прежде всего, следует признать: Шоу действительно боролся против того, что Шекспир был объявлен на веки веков художником наивысшего совершенства. Против этого Шоу решительно восстал. Чем же объясняется борьба Шоу против Шекспира?
Прежде всего тем, что преклонение перед Шекспиром было возведено в культ, перешедший в слепое идолопоклонство. Шоу терпеть не мог, когда люди бездумно преклонялись перед кем бы то ни было. Он считал, что слепая вера не только унижает человека, но задерживает движение общества вперед. В сякое искусство служит своему времени. Шекспир отвечал нравственным и эстетическим понятиям той отдаленной эпохи ,когда он жил. Он был прекрасный поэт, умелый драматург. Но изменились общественные нравы, философские понятия, художественные вкусы. Как бы ни был он хорош для людей эпохи Возрождения, люди иного времени вправе задаться вопросом: отвечает ли он как мыслитель и художник запросам девятнадцатого или двадцатого века? Так рассуждал Шоу, и, надо признать, постановка вопроса в такой плоскости не может вызвать возражений.
Содержание драм Шекспира, их фабула, композиция, пом нению Шоу, не вмещают и не могут вместить того, что составляет содержание современной жизни. Но если тщательно разобраться в том, как относился Шоу к Шекспиру, то станет очевидно, что Шоу боролся не столько против Шекспира, сколько против культа Шекспира.
Актер-помощник драматурга
Шоу писал пьесы не для театра вообще, а для театра своего времени. Более того, он писал их в расчете на определенных актеров. Случалось, что концепция персонажа рождалась у него из наблюдений над индивидуальностью того или иного актера или актрисы. Как драматург-профессионал Шоу, создавая пьесы, отчетливо представлял себе, каким должно быть их сценическое воплощение. Он участвовал в постановке своих пьес. Театральные рецензии Шоу свидетельствуют о глубоком понимании им природы актерского искусства. Шоу тонкий ценитель сценического мастерства, от зоркого глаза которого не укроется ни одна деталь постановки. Он требователен до придирчивости и беспощаден ко всем искажениям жизненной правды в искусстве. Шоу требовал естественности исполнения. Ему претили штампы романтической школы, выродившейся к концу девятнадцатого века в пустую декламацию и тщеславное позерство актеров. Воплощением этого для него была великая французская актриса Сара Бернар.
Суждения Шоу о театре таковы, что Эрик Бентли счел возможным охарактеризовать его как «ирландского Станиславского». Конечно, э то преувеличение в том смысле, что режиссура не составляла главного содержания деятельности Шоу. Но будучи драматургом-«практиком», то есть автором, писавшим всегда в расчете на определенный сценический эффект, Шоу уделял много внимания технике актерской игры. Его сценическая эстетика, действительно близка принципам К.С.Станиславского, система которого, как и личная практика, были столь широки, что включали элементы не только далекие от натурализма, но и прямо противоположные этому методу.
«Новая драма» и Б.Шоу
«Новая драма»
— условное обозначение тех новаций,
которые заявили о себе в европейском
театре 1860— 1890-х годов. Главным образом
это социально-психологическая