Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, реферат
Обаяние старокитайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли. Здесь можно найти нечто созвучное нашему времени. Картины живописцев Ван Вэя, Сюй Даонина, Го Си, выполненные более 9 - 12 веков тому назад, заставляют нас и теперь пережить душевное волнение.
Живопись Китая, расцветшая в эпоху средневековья - IV-XIX веках нашей эры,- не случайно заняла почетное место в мировой истории искусства. В этой области художественной культуры китайские мастера сумели оставить особенно яркий след.
«По сути своей искусство живописи служит средством врачевания человеческой души, привнесения в нее гармонии. Чем уровень искусства выше, чем его содержание глубже, тем шире его воздействие. Искусство живописи через чувство прекрасного, таящего в себе самое чистое и высокое, самое чудесное и сокровенное способно ввести человека в мир подлинных ценностей, поднять его к вершинам нравственного совершенства, приобщить к волшебному царству радостей художественного переживания. Высказанная почтенным Цай Юаньпэем мысль о том, что эстетическому воспитанию дано заменить религию, основывается именно на этом качестве искусства живописи.»
Пань Тяньшоу
Введение
Живопись Китая, расцветшая в эпоху
средневековья - IV-XIX веках нашей
эры,- не случайно заняла почетное место
в мировой истории искусства.
В этой области художественной культуры
китайские мастера сумели оставить
особенно яркий след. С необычайной
убедительностью воплотили они
красоту природы, представления
о гармонии и величии вселенной.
Вложили в картины-свитки не только
личные настроения, но и понятную последующим
поколениям мудрость.
Обаяние старокитайской живописи - в глубине
поэтического проникновения в жизнь природы.
Это искусство повествует о смене времен
года, дает зрителю возможность заглянуть
в мир лесных чащ, приобщает его к вечным
тайнам земли. Здесь можно найти нечто
созвучное нашему времени. Картины живописцев
Ван Вэя, Сюй Даонина, Го Си, выполненные
более 9 - 12 веков тому назад, заставляют
нас и теперь пережить душевное волнение.
Всякое древнее искусство, даря радость
от его созерцания, требует эстетического
опыта, подготовленности. Созданное в
отдаленные времена, оно пронесло сквозь
века древние приемы, символические представления.
Форма китайских картин, лишенных рамы,
композиция, приемы исполнения необычны
для европейцев, у которых издавна получила
распространение техника масляной живописи.
В цветовой гармонии вещей, в волнообразном
ритмическом строе, нарочитой незавершенности,
в повторяемости сюжетов зритель ощущает
скрытый смысл, который не в силах сразу
разгадать. Живопись оказывается одновременно
простой и сложной, требующей вживания
в ее образы.
Самая характерная особенность средневекового
китайского искусства - стремление постичь
через частное всеобщие законы мира, увидеть
явления в их взаимосвязи. В китайской
картине деталь заслуживала внимания
мастера лишь постольку, поскольку позволяла
понять всеобщее. Так, ветка цветущей сливы
рождала в воображении образы весны. Буйвол,
тяжело бредущий по заснеженной равнине,
олицетворял зиму. А одинокая птица, нахохлившаяся
на голой ветке,- осеннюю бесприютность.
Пристально наблюдая природу, художник
в то же время никогда не работал непосредственно
с натуры. Он создавал своего рода художественные
конструкции на основе определенных элементов
изображения.
Их основой был необычный внешний вид
произведения. Китайская картина-свиток,
исполненная обычно на шелке или бумаге,
непохожа на европейскую картину. Это
скорее живописная поэма или повесть,
читающаяся подобно рукописи.
Возникновение
В последней четверти XX в.
наряду со стимулируемыми политикой
«кайфан» — «открытости» миру —
попытками найти новое и
ЧЖИТОУХУА (сокр. ЧЖИХУА) — живопись пальцем (вариант — чжимо — «тушь пальцем») — разновидность китайской традиционной живописи, построенная на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти (маоби) пальцем (пальцами) художника.
Хотя упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII—VIII вв. (см. трактат Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г.), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи происходит в конце XVII—начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672—1734). У истоков становления живописи пальцем можно упомянуть также имена Фу Шаня (1606—1648) и У Вэя (1635—1696).7
Под влиянием школы Гао Ципэя живопись пальцем получает довольно широкое распространение в XVIII—XIX вв. Среди наиболее известных мастеров — Чжу Лунхань (1680—1760), Ли Шич-жо (XVIII в.), Са Кэда (1767—1827), Ин Бао (конец XVIII—начало XIX в.), Чэнь Юй (1814—1869).
Новое развитие живопись пальцем получает в 60-е гг. XX в. благодаря активной работе в этой области Пань Тяньшоу и позже Цянь Суняня. В настоящее время традиции живописи пальцем разрабатываются целой плеядой талантливых мастеров: Чжан Личэнем, Ван Чжихаем, Е. Шанцином, Ли Бинци, Чжан Цзычунем, Лю Чжундуном и др.
Живопись пальцем
Особенности техники
Творческий метод, стилистические особенности, технические приемы живописи пальцем впервые подробно рассмотрены в трактате Гао Биня «Слово о живописи пальцем» («Чжихуашо»), написанном им в 50-е гг. XVIII в. на основе анализа творческой лаборатории его предка Гао Ципэя.
Подробное и всестороннее рассмотрение живописи пальцем дает специальная работа Пань Тяньшоу «О живописи пальцем» (Чжитоухуа тань).
Техника, предполагая строгое следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной работе подушечкой пальца {чжижоу), ногтем (чжнцзя) и краем ладони (чжак цэмянь). Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец, активно участвуют большой и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости — подушечкой. Тонкие детали исполняются обычно ногтем мизинца, широкие мазки — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 пальцев, так, например, применение «тушевого расплеска» {помо) требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Нередко используется край ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у Гао Ципэя).
Традиционные каллиграфические надписи на картине могут исполняться как ногтем мизинца, так и кистью.
Требующая отточенного мастерства живопись пальцем предполагает необходимую подготовку в области обычной живописи кистью. Особую трудность представляет исполнение тонких деталей и поэтому наибольший успех достигается в сфере крупномасштабных композиций, в живописи, построенной на лаконично-условном изображении. Типичным недостатком может оказаться утрата системного подхода, произвольная хаотичность.
Живопись пальцем (принципиально исключающая простую имитацию кистевой живописи) подразумевает присутствие особого «привкуса-звучания пальца» (чжицюй), характеризующегося акцентным звучанием таких качеств, как легкость, непосредственность, естественность, экспрессивность, свежесть, неожиданность, спонтанность, лаконичность, обобщенность и импровизационность. Образное сопоставление живописи пальцем с очарованием «простоволосой, небрежно одетой красавицы» (луапьтоу, цзуфу), точно отражая ее специфику, предполагает, однако, умение в шероховатости показать искусность: в простоте — изысканность, при бросающейся в глаза «неправильности» — умение достичь согласованности со строгой системой правил, при всей кажущейся «неорганизованности» — сохранение скрытого порядка, при бесконечной ускользающей «изменчивости» — внутреннее устойчивое постоянство.
Занимая видное место среди других разновидностей «живописи и каллиграфии без кисти» (уби шу-хуа) — палочкой, волосом, свернутой бумагой, разбрызгом изо рта, ножом, ложкой и т.п. — рядом с каллиграфией, исполняемой одновременно двумя руками или с заменой руки ртом или ногой, живопись пальцем может рассматриваться под углом типичной для китайской культурной традиции тенденции к включению в структуру художественного образа эффекта виртуозно исполненного технического приема, к воплощению идеи синтеза «удивительного» (ци), «искусного» (цяо) и «предельно-раскованного» (фаикуан) и тем самым соединения игровой, цирковой (фокус, жонглирование) народной культуры с элитарной «игрой кистью, игрой тушью» {биси моси), сближения и взаимообогащения высокой культуры и простонародной (ясу сянфу).
Удивительное (ци) и искусное (цяо)—понятия в плане мировой культуры универсальные (вспомним хотя бы нашего Левшу, подковавшего блоху) — выступают, однако, на китайской почве как одна из особых, ведущих доминант эстетического и этического менталитета.
Живопись пальцем следует
рассматривать в русле общей
китайской культуры «
Легко просматриваемая общность живописи пальцем с живописью кистью (подчас неподготовленный зритель только по поясняющей надписи художника может отличить одно от другого) и трудно уловимое, но определенно существующее отличие, несущее ценностную нагрузку, выводящее это явление за пределы пусть «искусной» и «причудливой», но только имитации настоящей, обычной живописи, наилучшим образом раскрываются при непосредственном знакомстве с теорией живописи пальцем и при анализе произведений, выполненных в этой технике.
Движения ногтя, подушечки
пальца, ребра ладони. Не столько
динамика, сколько эффект
Обобщенным мерилом
Искусство Гао Ципея
Лучшие примеры идеальной выраженности «привкуса пальца» следует прежде всего естественно искать у классика-зачинателя этой живописи Гао Ципэя.
Эффект особого, возникшего через непосредственное осязание рукой контакта художника с поверхностью картины заражает зрителя ощущением непосредственного вовлечения в динамику творческого процесса. Соединение раскованности с искусностью, нацеленность на раскрытие «идеи-сущности» {сеи} образа сообщают должную глубину и основательность ведущей мелодии «звучания пальца» (чживэй).
Совсем иную тональность приобретает это звучание в серии работ Гао Ципэя в жанре «травы-насекомые». Написанные отточенными и сильными движениями ногтя с редкими переходами на подушечку пальца, эти произведения поражают своим лаконизмом и живостью, волнуют необыкновенной, во многом обязанной крепости конструирующего рисунок пальца, плотностью пустого пространства, пленяют своим, если так можно сказать, «аскетическим изяществом». Таков альбомный лист с изображением
Наиболее виртуозное умение
раскрыть «звучание пальца» через
соединенность крепости и изящества,
непринужденной раскованности и
нацеленной на передачу живой природы
точности и отобранности, динамичной
размашистости и
Обращаясь к традициям «лапидарной кисти» и «контурного рисунка», мастер, используя правило «неприсутствующее присутствие пальца», создает впечатление быстрой зарисовки с натуры и одновременно, вроде бы по причине краткости этого улавливаемого в картине момента, позволяет себе быть без прикрас — «нараспашку», «как уж получится, впопыхах», не до «церемонных приготовлений» и многоречивых «положенных политесов», тем самым подходя к зрителю доверительно близко, давая ему возможность проникнуться настроением далеких минут создания картины.
Самой большой известностью пользуются произведения Гао Ципэя с изображением легендарного покорителя нечистой силы Чжун Куя. Сам характер нередко выступающего в качестве привратного охранителя — «мэньшэня», устрашающе грозного, олицетворяющего мужественную силу, этого популярнейшего в Китае сказочного персонажа делает органичным его воспроизведение в живописи, во многом построенной на выражении «крепости пальца» (чжии). Характер образа естественно корреспондирует с типичной для живописи пальцем стилистикой — резких, размашистых, энергичных и крепких движений тушевого мазка.
Искусно проявляемое Гао
Ципэем в жанре «люди» в целом
умение соединить открыто-