Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:54, реферат
Обаяние старокитайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли. Здесь можно найти нечто созвучное нашему времени. Картины живописцев Ван Вэя, Сюй Даонина, Го Си, выполненные более 9 - 12 веков тому назад, заставляют нас и теперь пережить душевное волнение.
Живопись Китая, расцветшая в эпоху средневековья - IV-XIX веках нашей эры,- не случайно заняла почетное место в мировой истории искусства. В этой области художественной культуры китайские мастера сумели оставить особенно яркий след.
На крупноформатных картинах
старые ивы пишутся свободно и
быстро двумя пальцами, сообразно
с натурой (природой) мазками «тяжелыми»
и «легкими», «темными» и «светлыми»
и свободно и естественно, но так,
чтобы ни ветки, ни ниточки нельзя
было бы ни убавить, ни прибавить. Когда
на небольших картинах старые или
молодые ивы исполняются
При письме пальцем в жанре
«цветы и птицы», прибегая к раскраске
и растекам тушью методом «бесконтурной
живописи», можно достичь уникальных
качеств — особой, только «живописи
пальцем» свойственной «затаенной красочности»
и «изящества древности». Если в
жанре «люди» писать лицо охрой, не
используя при этом прописи «контурным
рисунком», получится очень живо,
совсем как в природе. В свое время,
рассуждая о каллиграфии, говорили:
«Когда пишешь иероглиф, надо, чтобы
в нем присутствовала древность,
а когда делаешь копию с
классического образца, нужно сохранить
в ней присутствие твоего «я».
Совершенство каллиграфического искусства
исчерпывается этими двумя
Каллиграфы говорят: «В миниатюрных знаках надо достичь ощущения разреженности, а в крупных — плотности». Это правило открылось мне и в живописи пальцем. В крупноформатных картинах все должно быть плотно и крепко: так, чтобы нельзя было ничего даже на волосок изменить. Здесь присутствует выше- упомянутое правило письма крупных иероглифов. В альбомных же листах и веерах небольших по размеру, которые можно легко раскрыть, развернуть на досуге, должно присутствовать ощущение необъятности морских просторов, широты небесных высей, дабы человек мог бы наслаждаться ими до бесконечности, находя в них все новое и новое. Тут то же самое, что и при письме миниатюрных знаков.
В живописи присутствуют соотношения: «хозяин» и «гость», разреженность и плотность, светлое-темное, полое-заполненное. Свободные от живописи места несут на себе выражение «полого». Стоит в них добавить хоть один знак (надписи-темы или подписи), и логика построения всего произведения будет немедленно разрушена. Это относится и к живописи пальцем. Здесь те же правила, что и у больших мастеров прошлого, которые подобно, скажем, Ни Цзаню или Дун Цичану всегда заранее обдумывали композицию своих произведений и оставляли нужные, свободные от живописи места для последующих пространных надписей.
Заключение
Рассуждающих о живописи
и каллиграфии великое
А ведь в произведении живописи или каллиграфии должен обязательно присутствовать этот особый дух — «безмолвия, тишины, покоя», лишь тогда оно может рассматриваться по разряду «одухотворенного» (шэньпинь) искусства.
В старинных рассуждениях о стихах и прозе говорится: «Сдерживай дыхание в костяке. Сдержав дыхание в костяке, обретешь чистое дыхание космических сил земли и неба, женского и мужского начал мироздания (цянь, кунь)».
Однако даже среди крупных мастеров мало кто добивался в своей живописи и каллиграфии полновесного звучания «тишины». Предок в свои средние годы, когда он работал в стиле мелкого устава и полуустава, постепенно приблизившись к природной естественности, почти в каждом своем произведении достигал сильного звучания этого духа «покоя, безмолвия, тишины».
Творческий опыт многих поколений
живописцев Китая был отражен
во множестве трактатов, обобщавших
правила работы над картиной. В
них утверждались высокие идеалы
искусства. Например, пояснения к
законам перспективы звучали
как стихотворения, воспевающие
красоту мира. Вот отрывок из трактата
живописца Ван Вэя: "Далекие
фигуры все без ртов, далекие деревья
- без ветвей. Далекие вершины - без
камней: они, как брови, тонки, неясны.
Далекие теченья без волны: они
- в высотах с тучами равны. Такое
в этом откровенье!"
Китайская классическая живопись стала
значительным вкладом в художественную
культуру человечества.
Всякий, кто не пожалеет душевных сил,
что бы проникнуть в ее смысл, откроет
для себя богатый и сложный мир.