Фонари как украшение города Санкт - Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 22:23, реферат

Описание

Эти фонари наполнили город чадящим тусклым светом. Застекленные светильники крепились к деревянным столбам, окрашенным белыми и голубыми полосами. В них, шипя и разбрызгиваясь во все стороны, горело конопляное масло. Прохожие остерегались проходить вблизи – можно было испортить одежду и это было небезопасно для глаз.

Работа состоит из  1 файл

история спб.doc

— 346.50 Кб (Скачать документ)

   Уже  1884 году на Невском проспекте  стояли электрические фонари  от Адмиралтейства до Николаевского  (ныне Московского) вокзала.

   Главная  улица столицы, как и во все  времена, привлекала толпы людей. Здесь располагались самые красивые и дорогие магазины, рестораны, банки. В новом Электрическом освещении Невский проспект виделся и в новом образе.

   Несмотря на явные преимущества электрического освещения, замена керосиновых и газовых фонарей шла очень медленно. Из четырнадцати тысяч общего числа фонарей в 1914 году газовых насчитывалось восемь тысяч, а электрических – три тысячи. В то время, когда в центре уже горели и переливались стосветные рекламы лампочек  «Осрам», Нарвская, Невская заставы, большая часть Выборгской стороны с Охтой, Полюстровым, Пороховыми – три четверти города мерцали рыжими глазами худосочных керосиновых коптелок.

   Саша  Черный в стихотворении  «Окраина Петербурга» писал:

 

                              Время года неизвестно.

                               Мгла клубится пеленой.

                               С неба падает отвесно

                               Мелкий бисер водяной. 

                               Фонари горят как бельма.

                               Липкий смрад навис кругом,

                               За рубашку ветер-шельма

                               Лезет острым холодком… 

   Как  это ни удивительно, но чем более утверждался Петербург в своем существовании по мере обретения им каменной, гранитной, чугунной плоти – тем более призрачным он становился.

   Зыбкость  и неуверенность первых лет  жизни города не исчезла, но  стала чертой характера. Все  более он походил на выдумку, на мираж. Он по-прежнему притягивал, привораживал души людей, но не покоем наполнял их, а тревожной печалью. 

                   Поблекшим золотом, холодной синевой

                   Осенний вечер светит над Невой.

                   Кидают фонари на волны блеск не яркий,

                   И зыблются слегка у набережной  барки.

                                                                         Г. Иванов

   Двадцатый  век со всеми своими катаклизмами  усилил трагический склад судьбы  города. Знаменитые строки Мандельштама:

 

                  Я вернулся в мой город, знакомый  до слез,                 

                  До прожилок, до детских припухших желез.

                  Ты вернулся сюда, так глотай  же скорей

                  Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

                  Узнавай же скорее декабрьский  денек, 

                   Где к зловещему дегтю подмешан  желток. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

               

                Фонарь 40-50 годов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   
 

                   Керосиновый фонарь XIX века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 

   

                   Масляный фонарь XVII века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 

 
 

Современный Питерский подвесной фонарь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               
 
 
 

            

           Самый известный фонарь.  
 
 
 
 
 
 
 
 

3.   Фонари  как украшение города.

   С  того времени как в 1820 году  отлили первые чугунные столбы  для уличных фонарей, они стали  частью архитектурного убранства  улиц, площадей, набережных и мостов. Они создавались по проектам петербургских зодчих и потому так гармонично входили в ансамбли площадей и проспектов. Среди авторов петербургских фонарей известные архитекторы – К. Росси, О. Монферран. Фонари отливались также по рисункам скульптора Клодта. Скульптор Соколов выполнил фонари на банковском и Львином мостах через Екатерининский канал.

   Под  влиянием победных настроений  и гордости за славу русского  оружия в Отечественной войне  1812 года в композициях фонарей  появились изображения воинских атрибутов и символов славы: лавровые венки, щиты, мечи, копья. Это особенно характерно для работ Росси – например, фонарные столбы на мостах у Инженерного замка. Фонари, созданные по рисункам Росси, стоят перед Елагиным дворцом и возле Александрийского театра. Исаакиевскую площадь украшают фонари скульптора Клодта возле конной статуи императора Николая I.

Но кроме  пышных фонарей на столбах, перед  чугунными воротами или у въездных пандусов, город наполнился фонарями тонкой работы, висящими или стоящими на кронштейнах, укрепленных над входами домов, на зданиях церквей; строгими, простой формы, как в Петропавловской крепости, одиночными, освещающими арочные проезды во дворы, подворотни. И, конечно. Ряды всегда повторяющихся фонарей на проспектах – на Невском, установленные в середине XIX века, на Большом проспекте Васильевского острова – в конце века, и фонари на мостах – бесконечно разнообразные образцы декоративного убранства в Петербурге.

   Художественное  литье выполнялось на таких крупных петербургских заводах, как Александровский чугунолитейный, Литейный завод Берда, чугунолитейный и механический завод Сан-Галли.

   Все  петербургские фонари, выполненные  в металле, от первых, чрезвычайно  простых, сдержанных по форме,  до барочных, роскошных, - как ни странно имеют некую общность. Может быть, Влияние общего характера города не позволяло выходить из строгих рамок даже в период эклектики и модерна.

   Фонари  петербургского модерна лишний  раз подтвердили балтийское происхождение  города. Так выполненные по проекту  архитектора Ф. Лидваля фонари  дома № 3 по Каменноостровскому  проспекту, установленные на гранитных  столбах, своей металлической оправой, обликом напоминают существа из легенд и сказаний северных, балтийских народов.

   Модерн  с его растительными мотивами, вытянутые пропорциями дал жизнь  новому поэтическому образу петербургского  фонаря: 
 

                      На тонких стеблях желтые цветы

                      Всю ночь горят над набережной сонной… 

писал Николай Бруни в стихотворении «На Неве».

   Петербургские  фонари, отлитые в металле, обретшие  форму и линии, стали находиться  в двойном существовании. С  наступлением сумерек они становились огнями. Маленькие и большие, одинокие и соединенные в гирлянды, они светились в темноте зимней и осенней ночи, расплывались пятнами в тумане, тянулись цепью, повторяя изгибы набережных каналов или линий улиц.

   С  рассветом фонари гасли, и тогда на фоне бледного неба проступал их рисунок, силуэт столба, чугунный орнамент, вторящий кружеву оград, ворот и парапетных решеток.

Характер  существования фонарей менялся  от времени года. Мягкими летними  вечерами, когда уже закатились белые ночи, но край неба еще долго оставался светлым, цвета чайной розы, фонари, как запоздалые путники, рассыпались по городу – яркие на центральных улицах, тусклые по окраинам и предместьям.

   Зимний  или осенний ветер раскачивал  фонари, висящие на столбах. Свет начинал меняться, отбрасывая пляшущую тень. Снег залеплял стекло фонаря, таял; подмороженный потом, покрывал их ледяной коркой, добавляя кружева из сосулек.

   Некрасов  в зимней зарисовке города  писал: 

                        …В серебре лошадиные гривы,

                        Шапки, бороды, брови людей

                        И, как бабочек крылья, красивы

                        Ореолы вокруг фонарей. 

   Действительно,  газовые и керосиновые фонари  светились, окруженные радужными  ореолами. Их своеобразный свет отражался в черных водах осенней или весенней Невы, в лужах талой воды, в каналах.

   Электрические  фонари выглядели очень по-разному.  На центральных улицах стояли  столбы очень высокие, стройные, отлитые из труб разного поперечника.  На Малой Итальянской, на Греческом высились высоченные фонари-столбы, похожие на Эйфелеву башню в миниатюре, с сильными источниками электрического света в приземистых коробках-трансформаторах. Это были фонари немецкого электрического Акционерного общества  «Гелиос» из Кельна, построившего в Петербурге первую центральную электростанцию в 1887 году.

   Вдоль  Потемкинской, Таврической, Тверской  улиц свет давали очень невысокие  простые светильники на столбах  из гнутых железных труб: над  яблоками их ламп крепились  плоские белые тарелки отражателей. И были электрические фонари привычной для Петербурга формы – все тот же стеклянный домик на столбе, только в нем не керосиновая, а электрическая лампочка. 

 

    

  
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.   Заключение.

   Я,  считаю, что фонари это исторический памятник, который на протяжении стольких веков не только украшает наш красивый город Санкт-Петербург своей красотой, и загадочностью, но и помогают людям в их повседневной жизни. Не зря же фонарям посвящают столько стихов, и устанавливают памятники. В нашем городе есть памятник на Одесской улице, посвященный фонарщику.

                             

   Мне  хочется перефразировать цитату:  «Если фонари зажигают, значит  это кому-нибудь нужно!!!»

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1. Введение

2. От масленых  фонарей к электрическим

3. Фонари  как украшение города

4. Заключение

5. Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

1. Пукинский  Б.К «1000 вопросов и ответов» 1998г

2. Ильин. М  «Рассказы о вещах»

3. Лелина. В  « Мой Петербург»

4. Абугов. В  «Фонари»  Ленинградская правда 1986г

5. Богопольская. Т «Фонарь»  Невский вестник  1991г

Информация о работе Фонари как украшение города Санкт - Петербурга