Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:28, реферат
Одежда человека — важнейшая часть его культуры. Искусство одеяния, будучи связано с материальной культурой и имея прикладной характер, вместе с тем становится выражением духовных исканий человека. В этом смысле одежда способна очень многое сказать о человеке: выявить его понимание своего места в обществе, раскрыть исторические корни связанной с человеком культуры, дать характеристику индивидуального художественного вкуса.
О. В. Береговая
Функции и типология костюмных украшений: история и современность
Предлагается новая классификация костюмных украшений, рассматриваются их функции в историческом и современном аспектах и значение в формировании художественного образа костюма.
Одежда человека
— важнейшая часть его
На настоятельную необходимость изучения повседневной культуры человека, а особенно проблемы сохранения в ней традиционных архаичных форм и появление новообразований в связи с идеей сочетания «возможного и невозможного» обратил внимание в 50-х гг. XX в. Ф. Бродель. Благодаря его труду и целому направлению — истории быта, возникшему в результате влияния его идей, появилось немало работ по истории костюма и моды. Именно в труде Ф. Броделя определен основополагающий подход к анализу явлений повседневной культуры, в нем соединяются моменты, связанные с развитием технологии изготовления предметов быта, с осознанием их художественной формы и семиотическим аспектом в содержании [см.: Бродель, 1988].
В статье речь пойдет
о костюме, т. е. той части одеяния
человека, которая наиболее явлена
окружающим и посредством которой
создается целостное
К костюмным украшениям относятся те, которые в сознании художника и потребителя оказываются неотделимы от костюма. К ним относятся броши, пояса, пряжки, пуговицы, бляхи и другие изделия, изготовленные специально для данного типа одежды. Костюмные украшения являются одним из важных элементов в любой одежде, В них ярко отражаются тенденции мод, и украшения, более чем другие элементы костюма, реагируют на изменения самооценки человека и его отношения к среде обитания. Мода всегда предполагает взаимосвязь традиции и новаторства. Характеристику ее как феномена культуры и значение для искусства разработал в своих трудах Георг Зиммель в конце XIX — начале XX в. Он считал, что в моде тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности [см.: Зиммель, 1996, II, 268]. Соглашаясь с подобной оценкой феномена моды, следует иметь в виду, что до появления моды костюмный образ был связан с традицией, в которой канонически запечатлевались историко-временные и регионально-этнические константы внешнего облика человека. Среде обитания человека присуща определенная знаковость: «все явления культуры обладали единым и общим полем значений, в качестве которого выступала целостная картина мира» [Байбурин, 1993, 11].
Костюмные украшения
могут многое рассказать о человеке
определенной эпохи, в которую были
созданы. Их семиотический статус как
функционально взаимосвязанных
и взаимообусловленных с
Несмотря на ту весомую роль, которую костюмные украшения играли в истории искусства и в культурной антропологии, следует признать, что внимание к их генезису, эволюции, художественной и семиотической функции было явно недостаточным. Необходимость восполнить существующий пробел заставляет обратиться к классификации костюмных украшений, их функциональной и типологической парадигме.
Существующая
на сегодняшний день классификация
менее всего затрагивает
Следовательно, первейшая задача — установить типологические разряды костюмных украшений и определить их функциональные характеристики.
При определении типологических групп, на наш взгляд, необходимо учитывать три параметра: 1) степень слияния украшений с костюмом; 2) материал, из которого изготовлено украшение; 3) технологии.
● Степень слияния украшений с костюмом. В этом плане различаются украшения костюма, которые являются самостоятельными, переходящими от платья к платью (съемные), и украшения, не отделимые от конкретного костюма (несъемные).
● Материалы, которые
используются при изготовлении костюмных
украшений с учетом временных
периодов, географического
Драгоценные костюмные украшения — это украшения, выполненные с тонким ювелирным мастерством, теряющие со временем утилитарные функции. Технология изготовления таких украшений — ручная, с применением литья. Они выполнены из дорогих материалов, таких как золото, платина, с бриллиантовыми, изумрудными вставками и с использованием ручного изготовления и ювелирных технологий (литье, штамповка, гальванопластика).
Недрагоценные костюмные украшения, называемые бижутерией, выполняются из различных недрагоценных материалов (пластик, алюминий, дерево, мельхиор, железо, стекло, ткань со вставками из драгоценных камней и стразов и т. п.). В. П. Новиков и В. С. Павлов пишут о том, что применение этих материалов стало актуальным в связи с резко возросшим спросом на особо модные украшения [см.: Новиков, Павлов, 1991, 79]. Такие украшения, будучи продуктом массового изготовления, становятся доступными для большего круга потребителей.
Бижутерию можно классифицировать по двум параметрам — 1) материалу и 2) художественной оригинальности.
Художественная
образность бижутерии проявляется
по-разному в разных группах. Одна
из групп бижутерии — это
Другая группа — это те украшения, где главное заключается в идее и новизне дизайна. С помощью такой бижутерии владелец может создать свой неповторимый образ, отличный от окружающих. Это украшения, специально созданные для модных показов коллекций одежды. Например, проволочный корсет, декорированный стразами и ограненными камнями, огромными искусственными жемчужинами ювелира Робера Госсенса, который он изготовил для коллекции модной одежды одного модного дома, позволяет проявить свою индивидуальность. Новизна дизайнерских идей и интересных современных форм, неожиданные виды обработки и сочетаний металлов, цветовая контрастность позволяют изделиям быть более привлекательными и популярными [см.: Новиков, Павлов, 1991, 79]. В этой группе бижутерии недрагоценные материалы только способствуют проявлению художественного образа украшений. Выполняются эти украшения чаще всего из дерева и пластика с применением стразов в больших количествах, благодаря чему имеют яркое цветовое решение. Эта бижутерия существует с начала XX в. и в настоящее время достаточно популярна у молодежи.
Такие костюмные украшения могут быть самостоятельными и переходить от костюма к костюму, оставаясь неотъемлемой частью образа.
● Технология изготовления. Украшения делятся на те, которые изготавливаются вручную (куда входит технология литья), и штампованные — для серийного производства.
Существует две
группы костюмных украшений, при
описании которых учитываем
Несъёмные украшения делятся на отделку и фурнитуру.
Отделка делится на тканевую и нетканевую. К нашивной тканевой отделке относятся вышивка, нашивки из других тканей, тесьма, канва, кружево, атласные ленты, вставки из ткани, жгуты, сухие цветы. К нашивной нетканевой отделке можно отнести: бляхи, металлические нашивки, вышивки из металлических золотых и серебряных нитей, стразы, кнопки, заклепки, крючки, колокольчики, бисер и т. п.
К фурнитуре относятся пуговицы, крючки, замки, кнопки, пришивные нарукавные браслеты. Может изготавливаться из ткани и других материалов.
В разное время
и в разных костюмах использование
съемных и несъемных украшений
менялось. В некоторых костюмах использовали
оба вида украшений, они могли
сосуществовать в рамках одного костюма.
В более позднее время
О социально-ролевой функции костюма, благодаря которой человек обретал свое место в обществе, становился «узнаваемым», писал в вышеупомянутой работе Ф. Бродель [1988]. Функции костюма, частично раскрывающие художественную образность праздничного, торжественного, будничного восточно-славянского народного костюмов, рассматриваются в статье известного специалиста в области народной культуры П. Г. Богатырева [1971, 297—368]. Многое из того, что П. Г. Богатырев открывает при изучении функций народного костюма, наиболее ярко и образно воплощается в костюмных украшениях.
Украшения костюма
имеют несколько функций, которые
находятся в сложном
По всей видимости,
первой из функций украшений была
антропологическая. Это наиболее общая
функция, которая конкретизировалась
в дальнейшем. Именно с помощью
украшений человек
Рядом с антропологической
функцией формируется обрядовая, или
ритуальная, функция украшения, в
которой можно уловить
Обрядовая функция
может рассматриваться как
Информация о работе Функции и типология костюмных украшений: история и современность