Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:28, реферат
Одежда человека — важнейшая часть его культуры. Искусство одеяния, будучи связано с материальной культурой и имея прикладной характер, вместе с тем становится выражением духовных исканий человека. В этом смысле одежда способна очень многое сказать о человеке: выявить его понимание своего места в обществе, раскрыть исторические корни связанной с человеком культуры, дать характеристику индивидуального художественного вкуса.
Функция украшения имела смысловое наполнение «свой» — «чужой» и определяла родоплеменную принадлежность, «была одним из средств распознавания “своих”, обеспечивала талисманную связь со стихийными силами и могла насылать чары на неприятеля благодаря отражающим поверхностям украшения» [см.: Дмитриева, 1998, 101]. Например, кельты жили по законам родоплеменного общества и многие элементы декора металлических и тканевых нашивок в костюмах этого народа должны были свидетельствовать о родоплеменной принадлежности владельцев украшений.
Можно предположить,
что в определенный момент развития
украшения приобретают
О существовании
религиозной семантики в
Важнейшей функцией
украшений, существенной практически
во все времена и дошедшей до настоящего
времени, была репродуктивная, или эротическая.
Украшаются те части тела, которые
говорят об активной сексуальности,
украшения должны подчеркнуть сексуальность,
вызвать интерес, обозначить готовность
к сексуальным отношениям. Нетрудно
заметить, что в природе красота
чаще всего связана с функцией
оставления потомства. У животных она
исполняет роль стимулятора для
особей противоположного пола. Красота
окраски, формы, поведения обычно служит
сигналом половой зрелости и символическим
приглашением для любовных игр. Природная
красота первична, культурная —
вторична. С развитием культуры,
считает современный
Репродуктивная
и эротическая функции
В более поздние исторические периоды эротическое начало выделяется из репродуктивной функции, и в некоторые моменты развития моды огромные усилия направляются на формирование образа (как женского, так и мужского) с явно выраженным сексуальным влечением. В современной моде эротическая функция выходит на одно из первых мест, о чем свидетельствуют обилие украшений на грудной части костюма. Это всевозможные стразы, оформляющие грудную часть многих костюмов, металлические нашивки, декоративные пряжки на верхней одежде, акцентирующие объемные нагрудные карманы и тканевые накладки различных фактур.
С помощью украшений фиксировался переход от одного возраста человека в другой и показывались половые различия, что говорит об их половозрастной функции. Например, известно, что в Этрурии конца II в. до н. э. пожилые мужчины облачались в длинный хитон, богато украшенный золотой каймой с надписями, носить которые позволялось только стареющим этрускам.
Человек, будучи
существом социальным, взаимодействует
с другими людьми и выполняет
различные функции в обществе.
Это ведет к формированию социальной
иерархии общества, что могут продемонстрировать
костюмные украшения. Эту функцию
можно назвать статусной: «статус
— положение субъекта в системе
межличностных отношений, определяющее
его права, обязанности и привилегии.
В различных группах один и
тот же индивид может иметь
разный статус. Важными характеристиками
статуса являются престиж и авторитет
как своеобразная мера признания
окружающими заслуг индивида» [Петровский,
1990]. Статусной функции в украшении
придается большое значение, ведь
она определяет человека в социальной
структуре. Причем не всегда тот статус,
которым общество наделяет человека,
совпадает с тем статусом, который
присваивает себе человек. Это могло
выливаться в определенные запреты,
нарушение которых
Одеваться богаче,
чем принято в определенной социальной
категории, считалось проявлением
повышенной гордыни, что для общества
становилось признаком упадка. Для
аристократии, например, особенно важно
было одеваться так, чтобы подчеркнуть
сословную разницу и
В более поздний
период развития общества украшения
приобретают политико-
Одновременно
многие костюмные украшения несли
в себе, кроме функций, упомянутых
выше, утилитарную функцию, продиктованную
необходимостью скреплять, зажимать, собирать
складки (драпировать ткань) одежды
определенным образом. Со всеми вышеперечисленными
функциями соединялась
Костюмные украшения,
являясь феноменом материальной
бытовой культуры, являются предметами
искусства и подлежат, следовательно,
комплексному анализу. Обращение к
истории украшений и
Выявление функций костюмных украшений крайне важно для понимания их содержательной стороны, и вне этого любой анализ художественной формы оказывается поверхностным. Выявление взаимодействия и взаимовлияния одних функций украшений костюма с другими элементами костюма отражается на «языке» всего костюмного ансамбля.
Определение знаковой
системы таких украшений
Литература
Багдасаров Р. В. Свастика: священный символ: Этнорелигиоведческие очерки. М., 2002.
Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Бродель Ф. Материальная цивилизация: Экономика и капитализм XV—XVII вв.: В 3 т. М., 1988.
Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. М., 2000.
Дмитриева Н. А. Загадки мира моды: Культура моды Евразии. Донецк, 1998.
Дронова Н. Д. Ювелирные изделия: Справочник-энциклопедия: (Классификация. Описание. Оценка.). М., 1996.
Зеленин Д. К. Восточная этнография. М., 1991.
Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.
Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. М., 2005.
Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов: В 4 т. Т. 1. М., 1993.
Новиков В. П., Павлов В. С. Ручное изготовление ювелирных украшений. М., 1991.
Новоженов Ю. И. Адаптивность красоты. Екатеринбург, 2005.
Островский А. Б. Парадигма мифологического мышления: Очерк вклада К. Леви-Стросса. СПб., 2005.
Петровский А.В. Психология: Словарь М., 1990.
Уильяме Д., Огден Д. Греческое золото. СПб., 1995.
Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь / Авт.-сост. Р. А. Ванюшова и Б. Г. Ванюшов. СПб., 2001.
Примечания
1 По определению словаря класс собственно ювелирных украшений — это украшения, изготовленные из драгоценных металлов и сплавов. Они могут быть со вставками из любых камней и материалов, в том числе и драгоценных, или без вставок. Класс ювелирной галантереи — это украшения, изготовленные из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов. В качестве вставок используются камни и материалы, не относящихся к драгоценным. Они также могут быть и без вставок. К классу металлической галантереи относятся украшения из недрагоценных металлов со вставками или без вставок. В качестве вставок в этом классе используются камни и материалы, не относящиеся к драгоценным [см.: Ванюшова, Ванюшов, 2001, 240] Данная классификация, называемая практической, определена федеральным законом № 41-Ф3 от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Статья поступила в редакцию 30.11.2007 г.
Информация о работе Функции и типология костюмных украшений: история и современность