Ф.Волков и первый русский театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 19:40, реферат

Описание

В XVIII веке Россия совершает крутой поворот от средневековой Руси к просвещенному европейскому государству. Все только рождается — академии наук и художеств, университеты и... новые люди. Просыпаются умы и таланты, совершаются открытия. Те, кто сумели услышать зов времени, найти свое место в потоке событий и действовали по велению сердца, жертвуя сиюминутными благами, становились Основателями.

Работа состоит из  1 файл

реферат...docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)

Вступление 

Он начинал  с нуля. С того, что рядом. В  тех условиях, какие были в его  распоряжении. Вряд ли он представлял, что кожевенный сарай в ярославском  переулке, переделанный им для показа «пиес», станет моделью будущего российского  театра.  
Мы частенько говорим о ком-то: родился раньше (или позже) своего времени. А вот Федор Волков — человек именно своей эпохи. 
 
В XVIII веке Россия совершает крутой поворот от средневековой Руси к просвещенному европейскому государству. Все только рождается — академии наук и художеств, университеты и... новые люди. Просыпаются умы и таланты, совершаются открытия. Те, кто сумели услышать зов времени, найти свое место в потоке событий и действовали по велению сердца, жертвуя сиюминутными благами, становились Основателями. 

                                    Первые шаги

 
Родился Ф. Г. Волков 9 февраля 1728 (по другим источникам – 1729) года, рос в семье своего отчима, крупного ярославского заводчика и купца Федора Полушкина, «старшим пасынком». Полушкин, видя в нем остроту ума и способности, прочил его в наследники и продолжатели своего дела. Кроме грамоты и знания заводского дела славился старший полушкинский пасынок и умением вырезать по дереву. Деревянные фигурки на царских вратах Николо-Надеинской церкви, по преданию, были созданы его руками, а иконостас сооружен по нарисованному им рисунку. Видно, с детства давала о себе знать в Федоре Волкове душа артиста, художника, страстного почитателя разного рода искусств, в том числе и театрального.

В Ярославле  Федор Волков имел возможность познакомиться  с так называемым школьным театром, на котором семинаристы разыгрывали  представления «комедий» на сюжеты из Священного писания.

Ни один из братьев  Волковых в семинариях не учился. Но, по всей видимости, спектакли школьного  театра они видели. Во всяком случае, слышали о них непременно: многие приятели их были семинаристами. Федора отправили сначала в Москву на учение, а потом и в длительную «командировку» в Санкт-Петербург для некоторых дел по промыслу.  По собственным словам Федора Григорьевича Волкова, пробыл он в Москве целых семь лет - с 1741 по1748 год. Позже биографы гадали, где же он там учился: в Славяно-греко-латинской академии, духовном училище или в какой-либо школе при заводе (такие школы стали функционировать еще со времен Петра I)? Вполне возможно, что именно в заводскую школу и направил его отчим.

Федор очень быстро выполнил порученные дела и занялся тем, к чему имел особую склонность. Он знакомился с живописцами, музыкантами, работавшими тогда  при Императорском Итальянском  театре, не упускал ни одной редкости, все стремился осмотреть и  узнать обстоятельно. И вот результат  — Федор «заболел» театром. 
 
Глядя на представления Итальянской оперы, он страстно желал сделать и у себя в Ярославле театр, «дабы представлять на нем самому русские театральные сочинения». Он исследовал в театре все — «архитектуру, махины и прочия украшения, и как острый его разум все понимать был способен, то сделал он всему чертежи и модели». 
Ему оставалось только постичь науку театральной игры. Федор стал ходить к актерам, «которые хотя и сами не весьма были далеки в актерской должности, но он дошел на конец до познания ее красот и тонкостей остротой своего разума и врожденной к театру способностью». 

                                   Первый опыт. 
 
Вернувшись в Ярославль, Волков начинает прямо в своей комнате создавать театр. Отчим был сначала даже рад этому — он «мог хвалиться иметь в своем доме то, о чем в других и понятия не имели», — но упражнения своего пасынка почитал детскими игрушками. 
Начав со столь малого, Волков сумел изменить всеобщее восприятие театра как зрелища, забавы, заставил почувствовать его пользу «у самых тех, которые ни знанья, ни вкуса в оном не имели». Когда домашний театр стал мал и тесен для все умножающегося числа зрителей, было решено сделать новый. Отчим денег не дал — не решился. Тогда Федор обратился к зрителям. Судя по всему, построить театральное здание помогли ему и другие состоятельные ярославцы. Во всяком случае, первый биограф Ф. Г Волкова - славный русский просветитель Н. И. Новиков на это указывает прямо: «Каждый из них согласился дать по некоторому числу денег на построение нового театра, который старанием г. Волкова и построен, и столь был пространен, что мог помещать в себе до 1000 человек».

Был выкуплен большой  каменный кожевенный сарай в Пробойном  переулке. «При строении сего театра был  он сам архитектором, живописцем и  машинистом, а затем и главным  директором и первым актером. Сделано  было приличное тому платье и прочее, чему сам он был изобретатель». 
 
Тогда же завел Федор «книгу живота» — дневник. Первая запись в нем гласит: «Маия 1749 года зачата мною сия книга живота сиречь Ежедневник для ради занесения мыслей достохвальных и хранения диамантов словесности российской». В дневник вносил он все сокровенное, в нем же замыслил первый русский профессиональный театр. 

 
 
К сожалению, точных сведений о репертуаре театра Волкова, о том, как играли в нем  ярославцы до нашего времени не дошло. Здесь можно только предполагать, опираясь на не всегда Достоверные  источники.

По свидетельству  некоторых биографов, построенный  Волковым театр открылся оперой композитора  Арайи «Титово милосердие». Потом  в нем будто бы ставились трагедии Сумарокова, переводные пьесы иностранных  авторов, а по уверениям некоторых  мемуаристов,- и комедии самого Федора Григорьевича. Разумеется, исполнялись  в нем церковные пьесы, и школьные драмы.

В игре своей  новоявленные актеры несомненно опирались  на правила школьного театра. С  не меньшей уверенностью можно утверждать и то, что Федор Григорьевич  ориентировался на представления, которые  мог посмотреть в Москве: иностранных  придворных трупп во время коронации  Елизаветы и партикулярных «охочих  комедиантов», нерегулярно, но все же игравших в старой Москве.

По уверениям  ряда биографов, Федор Григорьевич  побывал не только в Москве. Ярославцам мог он рассказать и о Петербурге. Там будто бы он свел знакомство с немецкими актерами - «вольным комедиантом» Гильфердингом и «балаганщиком» Сколярием, труппы которых выступали  в России 50-х годов. От них якобы  получил немало указаний по театральному искусству, которые тщательно записывал, зарисовывал, запоминал. Вместе с ними будто бы удалось ему попасть  и на представление кадет Шляхетского  корпуса, разыгрывающих сумароковскую  трагедию «Синав и Трувор».

«Увидя Никиту Афанасьевича Бекетова в роли Синава, я пришел в такое восхищение, что  не знал, где был - на земле или  на небесах. Тут родилась во мне мысль  завести свой театр в Ярославле»,- якобы признавался он позже Ивану  Дмитревскому. Все это в какой-то степени предположения, правда опирающиеся на достаточно авторитетные источники: биографические, мемуарные. С полной же уверенностью можно сказать лишь об одном: не получившие никакой специальной подготовки, ярославские актеры свое «умение строить комедии» должны были показать в Петербурге.

Подпоручик Дашков 12 января 1752 года прибыл в Ярославль. И предъявил в магистрат указ с повелением императрицы, чтобы  «ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова он же Полушкин с братьями Гаврилою и Григорием, которые в  Ярославле содержат театр и играют комедии и кто им для того еще  потребны будут, привесть в Санкт-Петербург... и что надлежать будет для  скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу под оное дать ямские подводы и из казны  прогонные деньги...».

По прибытии Дашкова в Ярославль Федора Григорьевича срочно вызвали в Провинциальную канцелярию и объявили повеление  императрицы.  Подпоручик Дашков получил  от ярославской канцелярии на всю  актерскую братию 123 рубля прогонных  до Петербурга, и ярославцы, погрузившись на подводы, отправились в дальний  путь, сопровождаемые любопытными взглядами  встречных горожан и крестьян.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Первые  выступления в  Петербурге, первые трудности, неудачи… 

В Петербург  ярославцы попали не сразу. Остановились в Царском Селе. По-видимому, именно тогда и предстали перед императрицей впервые ярославцы, сыграв поставленные ими трагедии Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет» и одну из пьес школьного театра.

Представления ярославских комедиантов не понравились  избалованной театральными зрелищами  императрице. В отличие от «благородной»  манеры кадет игра ярославцев, как  впоследствии скажет Н. И. Новиков, «была  только что природная и не весьма украшенная искусством». Да и сами ярославские  актеры - заводчики да приказные, а  то и просто «посадские» люди лишенные внешнего лоска и богатой одежды, разительно отличались от ее изнеженного  и манерного двора.

И все-таки она  приказала им готовиться к выступлениям в Петербурге.

Там в это  время помимо сценических помещений  в Зимнем и Летнем дворцах существовало уже три театра: только что построенный  на Царицыном лугу, у Аничкова дворца, а также «дом Немецких комедиантов» на Большой Морской улице. Есть предположения, что первое выступление ярославцев в Петербурге состоялось в одном из таких императорских Оперных домов 4 февраля 1752 года. Достоверно же известно, что они дважды выступали в «доме Немецких комедиантов». Это представление оказалось последним спектаклем ярославской труппы. Во время поста играть им больше не разрешили. А после поста кто-то из ярославцев заболел горячкой, и актерам, поселенным в отдаленной части города - Смольном дворе, не разрешено было его покидать. Елизавета Петровна панически боялась каких бы то ни было заболеваний. Но и после выздоровления положение ярославцев оставалось неопределенным. Лишь 18 июля императрица «соизволила указать взятых из Ераславля актеров заводчика Федора Волкова, писчиков Ивана Дмитревского, Алексея Попова оставить здесь, а канцеляристов Ивана Иконникова, Якова Попова, заводчиков Гаврилу да Григорья Волковых, писчика Семена Куклина, малороссийцев Демьяна Галика, Якова Шумского, ежели похотят, отправить обратно в Ераславль». Оставшись в Петербурге, русская труппа, не имевшая ни постоянного руководителя, ни определенного состава (кроме Федора и Григория Волковых да Якова Шумского в спектаклях принимали участие и певчие), бедствовала и успеха достигнуть не сумела. Вместе со всей труппой бедствовали и братья Волковы.

8 февраля 1754 года Елизавета приказала Федора  и Григория Волковых определить  для обучения в Kaдeтский корпус  «и во всем как содержать,  так и обучать против находящихся  ныне при том корпусе певчих  и комедиантов» (то есть товарищей  Волковых - Дмитревского и Попова). Причем, в отличие от последних,  Волковым определялось жалованье:  Федору - 100 рублей в год, а Григорию - 50. По приказу императрицы Федор Волков со своим меньшим братом Григорием стали числиться учениками Сухопутного Шляхетского корпуса, выпустившего на своем веку немало образованных людей.

Так же как и  остальные комедианты, Федор Григорьевич  изучал по ускоренной программе «немецкое  и латинское письмо», немецкий и  французский разговорный языки, занимался рисованием, музыкой и  фехтованием. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Создание  первого театра на  Руси

 
В августе 1756 года Елизавета  издала указ об официальном  создании на Руси театра: «Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать головкинский каменный дом... А для оного повелено набрать актеров и актрис: актеров из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число...»

То было знаменательное для русской культуры событие. С  этой даты, 30 августа 1756 года, и ведет  точку отсчета наше профессиональное искусство театра.

Поначалу все  казалось радужным. Директором Российского  театра был назначен Александр Петрович Сумароков. На содержание труппы отпускали  деньги. Для наблюдения за театральным  зданием был определен специальный  надзиратель - бывший копиист Дьяков, получивший в связи с новым  назначением (как об этом сообщал  указ) чин армейского подпоручика.

Спектакли должны были быть платными, общедоступными.

Труппа определялась небольшая - всего двенадцать человек, но разрешалось набирать новых актеров  и даже актрис.

Вскоре по городу стали рассылаться афиши, которые  сообщали, что труппа Российского  театра начинает свои выступления и  что пропуск будет по билетам; «в партер и в нижние ложи билетам  цена 2 рубли, а в верхние ложи рубль. Билеты будут выдаваны в доме, где Русский театр, на Васильевском острову в Третьей линии на берегу большой Невы в головкинском доме. Выдача билетов прежде представления  кончится в четыре часа пополудни, а  представление начнется в шесть  часов, о чем желателям оное видеть объявляется. Господские и протчие  гражданские служители в ливрее ни без билетов ни с билетами впущены  не будут».

Информация о работе Ф.Волков и первый русский театр