Гобелен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:06, реферат

Описание

Современный гобелен – сложный организм, включающий в себя и новые разработки материала, техники и технологии изготовления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Задачи. Цели ………………………………………………………………………4

Глава 1. История гобелена……………………………………………………...5
1.Древняя история……………………………………………………………6
2.Европа. Средние века………………………………………………………6
3.Эпоха Возрождения……………………………………………………….7
4.XVII — XVIII вв……………………………………………………………8
5.XIX век. Уильям Моррис…………………………………………………9
6.Реформа шпалеры. Жан Люрса………………………………………….9
7.Новая таписерия………………………………………………………......10

Техника создания шпалеры……………………………………………………..12

Цветовое и композиционное решение………………………………………….16

Гобелен – 20-21 век……………………………………………………………...18

Глава 2. Технология изготовления гобелена «Солнечный цветок»…………19

Правила безопасной работы инструментами. Санитарно-гигиенические требования при вязании…………………………………………………………19

Материалы и инструменты……………………………………………………...20

Технологическая карта…………………………………………………………..21
Экономический расчёт…………………………………………………………..24

Приложение………………………………………………………………………25

Используемая литература……………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

проектная работа Гобелен.docx

— 507.08 Кб (Скачать документ)

XVII — XVIII вв.

В 1658 году во французском местечке Менси была основана мастерская, выполнявшая заказы по производству шпалер в основном для замка Николя Фуке Во-ле-Виконт. Руководил ей художник Шарль Лебрён. Сменивший Фуке Кольбер в 1662 году объединил мастерскую Менси, ряд других шпалерных предприятий и красильню Гобеленов. Так была создана крупнейшая во Франции шпалерная мануфактура, располагавшаяся в парижском предместье Сен-Марсель. В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Лебрён. Так возникло первое промышленное производство шпалер. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами. 
С 1730-х годов во французском шпалерном ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в шпалере живописный оригинал. Увеличивается плотность полотна, пряжа окрашивается в тысячи разнообразных оттенков. Одним из тех, кто настаивал на буквальном воспроизведении картины, был художник и руководитель парижской мануфактуры
Жан Батист Удри. По его инициативе была введена цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых строго должен был придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания шпалеры была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то подправлять и изменять. 
В России первая шпалерная мануфактура появилась при
Петре I в 1717 году. В Петербурге была основана Шпалерная мануфактура, здесь трудились приглашённые из Франции мастера. Улица, где она располагалась, и сейчас носит название Шпалерной. Расцвет мануфактуры пришёлся на 1760 — 1770-е годы, к тому времени на ней работали отечественные ткачи, картоньеры и художники. На петербургской мануфактуре культивировался редкий для шпалеры жанр — портрет.

XIX век. Уильям Моррис

Развитие  машинного производства во второй половине XIX века привело к упадку шпалерных  мануфактур. Одним из тех, кто сделал попытку возродить искусство  классического средневекового ткачества, был Уильям Моррис. В его мастерских шпалеры создавались точно так же, как в Средние века. Сам Моррис сочетал функции художника, ткача и красильщика, возвращаясь в те времена, когда шпалера была результатом согласованных усилий нескольких мастеров. В этом смысле Моррис предвосхитил реформу таписерии XX века. Наиболее известны циклы шпалер фирмы Морриса на библейские сюжеты и по мотивам легенд артуровского цикла.

Реформа шпалеры. Жан Люрса

Через несколько десятков лет после  Морриса реформатор искусства художественного  ткачества Жан Люрса, после нескольких неудачных экспериментов по возвращению шпалере её монументально-декоративного значения, также обратился к опыту мастеров средних веков. Изучая цикл «Анжерский Апокалипсис», а также основы шпалерного ткачества под руководством потомственного мастера с мануфактуры Обюссона, Люрса вывел четыре основных принципа успеха шпалеры. По Люрса природа шпалеры отлична от природы живописи маслом — она просто не может точно копировать картину. Шпалера должна быть связана с архитектурной средой, для которой предназначена, картон создаётся в натуральную величину, структура плетения подобна произведениям средневековых мастеров, то есть довольно крупная. Жан Люрса вывел искусство шпалеры на новый уровень и стал первым художником современной таписерии. Он создал около тысячи картонов для шпалер. Последней его работой стал грандиозный цикл «Песнь Мира», законченный уже после его смерти. Люрса основал в 1945 году Ассоциацию художников-картоньеров Франции. Он один из создателей Международного центра старинной и современной таписерии CITAM (Лозанна, 1961) и инициатор проводимых CITAM с 1962 года Биеналле таписерии — крупнейшего смотра художников, работающих в области художественного ткачества.

Новая таписерия

В 1950—1960-ых годах Франция утратила ведущие позиции в области художественного текстиля. Второй поворот в развитии таписерии XX века совершили мастера Скандинавии, Восточной Европы, Японии, США. Этот период характеризуется повышенным вниманием к пластическим свойствам шпалеры, применением нетрадиционных современных материалов в том числе и нетекстильных, возвращением к древним техникам плетения (например, макраме). Шпалера уже не предмет с конкретными функциональным назначением, она становится художественным объектом (англ. art object). Причём произведение от начала до конца выполняется одним художником — это условие расширяет его творческие возможности. Современная шпалера прошла путь от двухмерного произведения через объект, напоминающий скульптуру, к таписерии-среде, энвайронменту (англ. environment), в которую можно проникнуть, изучить изнутри. Как художественный объект энвайронмент имеет наиболее сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Некоторые исследователи различают три подвида таписерии-среды: архитектурный энвайронмент, костюмный и экспериментальный.

Отдельную главу в истории гобелена составляют работы, выполненные в странах  бывшего советского лагеря. Значительные успехи были достигнуты мастерами Польши (Абаканович) и Венгрии. В СССР родоначальником современного гобелена по праву можно считать латышского художника Рудольфа Хеймрата, который в начале 60-х годов ХХ века вместе с Георгом Баркансом заложил его эстетические принципы. Работы Хеймрата, выступавшего продолжателем традиции классической шпалеры, «Труд», «Отдых», «Субботний вечер» стали классикой жанра. Как педагог Хеймрат воспитал целую плеяду мастеров латышского гобелена (Вигнере, Богустова). Оригинальные школы гобелена существовали и в других регионах Советского Союза — Эстонии (Эрм, Реэметс), Литвы (Бальчиконис, Гедримене) (в целом, прибалтийская школа многое взяла от французской шпалеры, возрождённой Жаном Люрса и польской таписерии 60-х гг.), Украины (Борисенко), Молдавии (Речилэ), Грузии (Кандарели), в Москве (Соколова, Шмакова, Альтман, Платонова, Воронкова) и Санкт-Петербурге (Мигаль). В настоящее время ручной гобелен существует в двух видах. С одной стороны это авторские произведения, с другой — воспроизведение исторических шпалер на фабриках, расположенных преимущественно в странах Юго-восточной Азии. Авторские гобелены, в свою очередь, имеют две расходящиеся тенденции. Одна из них следует за основными направлениями современного искусства, становясь полноценными инсталляциями постмодернистского искусства (Абаканович, Сидарс). Вторая — провозглашает возврат к традиционному шпалерному ткачеству, сводя к минимуму технологические эксперименты. Некоторые мастера этой группы делают упор на общую декоративность произведения, его колористическую красочность (Гораздин, Юрченко). Их гобелены сближаются с произведениями театрального искусства — занавесями, декорациями и т. д. Другие — используют в гобелене эстетические приемы, свойственные графике или живописи. Здесь особое внимание уделяется философскому содержанию композиции (Брускин, Мадекин). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Техника создания шпалеры 

В сути ручного ткачества лежит техника, так называемого полотняного  переплетения основы и утка. На деревянную раму натягиваются нити основы. Составляющие ее нити должны быть льняными, то есть достаточно прочными и не тянуться. Именно на этом этапе закладывается  ширина гобелена: расстояние от первой до последней нити основы. Сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Нити  делятся на четные и нечетные. Теперь внутрь рамы, между двумя образовавшимися  рядами нитей, кладется полоска картона  высотой 5 см. Делается это для того, чтобы косички, то есть первый и последний  горизонтальные ряды, объединяющие нити основы в одну плоскость, были ровными.

Нижняя  косичка так и будет покоиться  на полоске картона, тогда как  верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот. 

косичка

Сразу поверх косички по вертикали плетется так называемая заработка высотой  от 20 до 50 мм.

Это уже  часть гобелена, которая впоследствии может быть подшита на изнаночную сторону, если гобелен будет висеть прямо на стене, или загнута на торец подрамника, если гобелен предполагается растянуть и вставить в раму. Нить, начинающая заработку, привязывается  простым узелком к краю основы рядом с косичкой. Теперь мы будем  пользоваться пасмой - так художники по гобеленам называют небольшой длины нити, смотанные с бобины в небольшие мотки. С ними удобнее работать, кроме того, пасма может висеть на основе, не разматываясь, если мы захотим использовать уток другого цвета. Теперь, выбирая одной рукой четные нити основы, другой рукой проденьте за ними пасму, ведя ее до края гобелена и, обернув крайнюю нить, разверните в обратном, горизонтальном направлении, выбирая на этот раз нечетные нити основы. Закончив ряд, прибейте продетые горизонтальные нити (прокидки утка) вилкой для усиления плотности работы. При этом нити основы становятся невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Таким образом полотняное переплетение образуется чередованием прокидок утка. Первая прокидка покрывает четные нити основы, вторая - нечетные, и так далее. 

техника репсового переплетения

Теперь  сзади к заработке подшивается  картон с рисунком по которому будет  ткаться гобелен. По мере продвижения  ткачества картон надо подшивать  уже к самому гобелену, чтобы он прилегал достаточно плотно и рисунок  не искажался.

А теперь начинается самое интересное. Ткем сам гобелен по нашему рисунку  заранее подобранными цветами. Новый  уток может вводиться с любого места - его лишь нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно также составлять уток из двух-трех нитей разного цвета, добиваясь тональных и цветовых переходов от светлого к темному, например, от голубого к синему. Возможно и резкое изменение цвета, для чего один уток не протягивается до края основы, а разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном к первому направлении.

Простое соединение со сцеплением утков между  нитями основы: уток одного цвета сцепляется с утком другого цвета и  прокидывается обратно. Этот способ не оставляет щелей в ткани  шпалеры.

соединение  утка                                              соединение утка

«Паласная техника» - завершение противоположных по направлению прокидов утка на разных нитях основы позволяет избежать неравномерного утолщения тканой поверхности. С помощью такой техники можно добиться и мягких переходов, если заканчивать уток не на соседних нитях, а прокидывать подальше, как бы штрихами.

Четкую  линию на гобелене можно провести с помощью петельного узла. Плетение такого узла в двух направлениях образует «косичку».

Если  между петельками вставить любой  круглый предмет (ручку, карандаш, спицу) получится «букле», высота которого зависит от толщины предмета.

техника букле

После одного ряда букле, обязательно надо соткать один или два ряда обычным  репсовым переплетением, для того чтобы  ткань гобелена была крепче и не рассыпалась.

Для ковровой техники используется ворс. Для этого  заранее нарезаются нити утка. Ворс крепится к двум нитям основы двойным  узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка. По окончании работы ворс подстригается до нужной высоты. 

Информация о работе Гобелен