Гобелен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:06, реферат

Описание

Современный гобелен – сложный организм, включающий в себя и новые разработки материала, техники и технологии изготовления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Задачи. Цели ………………………………………………………………………4

Глава 1. История гобелена……………………………………………………...5
1.Древняя история……………………………………………………………6
2.Европа. Средние века………………………………………………………6
3.Эпоха Возрождения……………………………………………………….7
4.XVII — XVIII вв……………………………………………………………8
5.XIX век. Уильям Моррис…………………………………………………9
6.Реформа шпалеры. Жан Люрса………………………………………….9
7.Новая таписерия………………………………………………………......10

Техника создания шпалеры……………………………………………………..12

Цветовое и композиционное решение………………………………………….16

Гобелен – 20-21 век……………………………………………………………...18

Глава 2. Технология изготовления гобелена «Солнечный цветок»…………19

Правила безопасной работы инструментами. Санитарно-гигиенические требования при вязании…………………………………………………………19

Материалы и инструменты……………………………………………………...20

Технологическая карта…………………………………………………………..21
Экономический расчёт…………………………………………………………..24

Приложение………………………………………………………………………25

Используемая литература……………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

проектная работа Гобелен.docx

— 507.08 Кб (Скачать документ)

техника ворс

Если  уток прокидывать не через одну, а несколько нитей, получатся  эффектные штрихи, характерные только для гобеленов. Ими так же можно  имитировать вышивку гладью.

прокидка

В конце  работы над гобеленом нить закрепляется узелком и снова плетется заработка, на которую затем вилкой опускается «косичка». Осталось обрезать нити основы, освободив его, таким образом, из плена. Связав концы нитей обычными узелками, можно красиво оформить края гобелена в виде бахромы или  кистей, можно подогнуть и вставить в раму. 
 
 
 
 
 

Цветовое  и композиционное решение

 

Приступая к решению эскиза будущего гобелена, необходимо уяснить, в каком интерьере, в какой среде  - физической и  психологической – будет находиться гобелен, так как решение гобелена требует различного подхода для  ресторана или дома отдыха, банка  или административного здания. Особенность  гобелена, в отличие от жанров монументального  искусства состоит прежде всего  в повышенной экспрессии фактуры, выявлении  красоты, структуры и формы. Имея спроектированный интерьер, можно приступать к работе над композицией гобелена. Главное выяснить соотношение размеров декорируемой площади с мотивами изображения и габаритными размерами  интерьера. Здесь необходимо правильно  выбрать масштаб орнаментальных форм, соотнесенный с окружающей средой. По характеру применяемых изобразительных  мотивов композиции можно разделить  на линейные, растительно – орнаментальные, комбинированные, в которых сочетаются растительный и геометрический орнамент, тематические, эмблематические, знаковые, сюжетные, фигуративные. По схеме построения и характеру трактовки изобразительных  мотивов композиционные решения  гобеленов могут быть двух видов: статичные и динамичные. Статичные  композиционные схемы чаще всего  бывают симметричными, требующие строгой  трактовки  образа. К их числу  относятся композиции с геометрическими  формами, растительным орнаментом. Статичные  композиции привносят состояние  покоя и отличаются уравновешенностью  форм и завершенностью замысла. В  композициях динамического характера  элемент изобразительного мотива свободно располагаются по диагональным осям. В них более ярко выражено движение рисунка, схемы построения композицией  имеют много вариантов. Цветовому  решению динамичных композиций присуща  большая выразительность, эмоциональность  и красочность.  При выборе цветового  решения гобелена нужно учитывать  традиционные представления о цвете, так как цвета зачастую вызывают определённые ассоциации. Помимо учета  традиционных представлений о цвете  при выборе цветов следует учитывать  и те свойства цвета, которые были найдены экспериментальным путем  и многолетними наблюдениями. Они  позволяли определить в общих  чертах эмоциональное воздействие  цвета на человека, а именно:

Черный  -  мрачный, глубокий, плотный, эффектный, хорош в небольших количествах  как фон, как обрамление. Хорошо сочетается со всеми цветами.

Белый  –  Чистый, эффектный, строгий, незаменим  в качестве фона, хорошо сочетается с другим цветами.

Серый – холодный или теплый, деловой, унылый.

Красный – возбуждающий, страстный, броский, заметный, горячий, энергичный.

Оранжевый – горячий, бодрый, стимулирует к  активной деятельности.

Желтый  –  теплый или холодный, жизнерадостный, веселый, располагает к хорошему настроению.

Коричневый  –  теплый, мягкий, спокойный, выражает солидность и устойчивость располагает  к мрачности, в сочетании с  серым подавляет, тревожит.

Зелёный  –  прохладный, свежий, спокойный, действует  успокаивающе; в смеси с желтым дает мягкие, благотворно действующие  на настроение сочетания; в сочетании  с желтым.

Синий – холодный, свежий, прозрачный, легкий, воздушный; снимает напряжение, успокаивает.

Фиолетовый  – вызывает смущение, беспокойство, взволнованность, утомляющий.

Розовый  –  легкий, женственный, легкомысленный, трудный для сочетания, мало пригоден для общественных интерьеров.

 При  этом на восприятие цвета влияет  целый ряд условий: освещение,  температура, национальные традиции. Известно тоже, что молодые люди  предпочитают яркие насыщенные  оттенки цветов, а пожилые более  мягкие. Кроме того, те цветосочетания, которые благоприятны для отдыха, оказываются неблагоприятными для  активного или трудовой деятельности. 

Цветовые  композиции, уместные в кафе, баре, недопустимые для рабочих помещений. Критерием  правильного  и грамотного построения композиции является её целостность, когда  глаз воспринимает узор как органическое сплетение мотивов и интервалов изображения, а это возможно, когда  рисунок по своему масштабу соразмерны помещению, предметам, оборудованию и  человеку.  

Гобелен – 20-21 век 

Упадок  гобеленового производства в XIX веке был  вызван различными хозяйственными и политическими причинами. Богатых заказчиков не стало, а дворянство с его дворцами и замками больше не нуждалось в столь монументальных текстильных декорациях. Несмотря на это, уже в середине XIX века, особенно во Франции, активно проявляется стремление возродить искусство картинного тканья. Мечтали прежде всего о ренессансных ковровых вышивках, хотя в творчестве нового времени находил себе непрерывное продолжение копирующий стиль XVIII века. В начале XX века в Обюссоне создаются точные реплики картин Руо, Матисса, Пикассо и других современных живописцев, и только с приходом Люрса возникает новый гобеленовый стиль, который, отличаясь плоскостной композицией, скудостью красок и простой техникой, берет в этом уроки у средневекового гобелена. Мануфактурное производство скоро возрождается и в других странах Европы, хотя надо заметить, что все большим вниманием пользуется сегодня гобелен, вытканный самим художником, а его реализация не нуждается ни в посредстве картона, ни в ткаче.

Если  французские художники хранят именно классическую традицию (Жорж Адам, М. Матего, Ж. Пикар-Леду и др.), то с новыми тенденциями мы встречаемся в тех странах, где эта традиция отсутствует — в Польше (М. Абаканович, Овидзка, А. Следзевска), в Чехословакии (А. Кибал, Воганка, Б. Мразек) и в Канаде (К. Садовска). Эти художники часто работают с нетрадиционным материалом (лен, грубая шерсть, пенька), сознательно нарушают чистоту технических приемов вязкой узлов, вышивкой, неравномерным тканьем и применяют новые форматы. Они таким образом полностью отходят от мануфактурного производства, придавая особое значение собственной творческой работе, на этот раз непосредственно на ткальном станке. 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Технология изготовления гобелена «Солнечный цветок» 

Правила безопасной работы инструментами

    1.     С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу

    2.     Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках

    3.     Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

    4.     Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.

    5.     Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

    6.     Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.  

Санитарно-гигиенические  требования при вязании

      1.  Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

      2.  Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

      3.  Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

      4.  Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет. 
       
       
       

Инструменты 

      Деревянная прямоугольная рамка. Она должна превышать размеры гобелена на 15-20 см. Изготовьте раму, жестко закрепив углы. На верхнюю и нижнюю перекладину по два ряда гвоздей в шахматном порядке. Гвозди на верхнюю и нижнюю части рамы должны быть набиты одинаково для сохранения вертикальности нитей основы.

      Существует  два способа заправки рамы:

      – для плетения толстыми нитями;

      – для плетения тонкими нитями.

      В зависимости от толщины пряжи  расстояние между гвоздями меняется.

      * Распределительная палочка из дерева (круглая, гладкая) понадобится в дополнение к рамке. Она на 10 см длиннее ширины рамы, ее диаметр — не менее 20 мм. Палочка служит для разделения нитей основы на четные и нечетные. Вместо палочки можно пользоваться обычной рейкой.

      * Гребнем для оправки ворса пользуются при прочесывании и выравнивании навязанных ворсовых узлов перед стрижкой. Гребень изготавливают из листового железа с деревянной ручкой. Вместо гребня можно пользоваться обыкновенной столовой вилкой или металлической расческой.

      Нож-крючок используют для ввязывания узлов. Его изготовляют из металлической полоски длиной 170 мм, шириной 20 мм и толщиной 2 мм.

    Челнок  необходим для работы над ворсовыми коврами. На челнок наматывают нить основы и прокладывают нить между рядами, выполненными ворсовыми узлами. Челнок может быть изготовлен из прочного картона, ДВП, дерева. 

      Материалы 

        Шерсть, шелк, хлопок — традиционные материалы для ткачества. Но пользуются и синтетическим волокном, и сизалью, и овечьим руном, и кожей, и шнуром, и даже бумагой. Шерстяная пряжа годится для создания безворсовых, ворсовых и махровых ковров. Шерстяную пряжу берут довольно толстую и желательно крученую. Шерсть создает мягкую поверхность с плавными цветовыми переходами.

      * Полушерстяная пряжа более жесткая и прочная, чем шерстяная, поэтому, если долго ею пользоваться, могут образоваться мозоли. Полушерстяную пряжу лучше всего применять для гобеленов с крупным несложным рисунком. Характерный блеск нитей вносит разнообразие в фактуру гобелена, придает некоторую жесткость рисунку. Хлопчатобумажная пряжа нужна для основы и ремизок. Но можно для основы использовать хлопчатобумажные катушечные нити № 10 и толще, пеньковую веревку, рыболовную кордовую нить.

      » Синтетическое волокно дешевле шерсти, хорошо красится любыми красителями, при этом дает очень чистые и насыщенные цвета. Специфический блеск можно смягчить, если использовать волокно в сочетании с мягкой шерстяной нитью.

      Если  материал для утка вы подобрали, необходим  выбрать цвет в зависимости от вашего эскиза. 

Технологическая карта 

последовательность  работы рисунок, схема материалы, инструменты
Готовим каркас. С верхней и нижней части  ширмы с помощью линейки и  карандаша делаем разметки (точки) для  гвоздей в два ряда, отступив от края 1,5 см. разметки делаем в два  ряда на расстоянии 1 см. друг от друга. Расстояние между точками 1 см. точки  в рядах смещаются относительно друг друга на 0,5 см. (в шахматном  порядке). 
линейка, карандаш, деревянная рама
Соблюдая  технику безопасности, прибиваем  гвозди по размеченным точкам в шахматном  порядке. молоток, гвозди, деревянная рама
Рисуем  эскиз гобелена.   карандаш, краски
Натягиваем  нити основы, обвивая их вокруг гвоздей. плотные льняные  или хлопчатобумажные нитки, деревянная рама
Привязываем ремизки, захватывая чётные нити основы. Через нечётные нити основы вставляем  рейку. деревянная  рама, рейка
Начинаем  плести гобелен с заработки, которая  плетётся из хлопчатобумажных или льняных  ниток. Первый ряд начинаем с косички, которая вяжется крючком. шерстяные нитки, крючок
Следующие, 6-8 рядов заработки и последующие  ряды гобелена плетём полотняным переплетением. шерстяные нитки
Для образования  тканой поверхности уток должен пройти сквозь основу в двух противоположных  направлениях. При этом нити основы оказываются закрытыми нитями утка. шерстяные нитки, вилка
Ворс  крепится к двум нитям основы двойным  узлом, каждый ряд ворса закрепляется одним-двумя рядами утка. шерстяные нитки, ножницы
Заканчиваем плетение гобелена заработкой. Плетём 6-8 рядов. шерстяные нитки, крючок

Информация о работе Гобелен