Гжельская керамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:02, реферат

Описание

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 2.50 Мб (Скачать документ)

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи  присутствуют и в работах современных  мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных  ярких роз.

В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил  в конце 60-х годов промысел, основав  фабрику "Городецкая роспись". Не потеряв традиционного орнамента  с пышными розами, конями и птицами.

 

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

 
 
Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА. 
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. 
Порядок выполнения росписи:

 
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

 
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

 
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка. 

 
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.  
Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.  
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

 
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

 
 
МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ. 
 
Наиболее распространенными мотивами являются:  

цветы —  розы, купавки с симметричными  листьями;

 

 

 

 

 

 
 

животные - конь, птица.

 

 

 
 

«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут  быть изображены кони или птицы.

 

 
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для  сюжетной Городецкой росписи. 
 
КОМПОЗИЦИЯ 
Существует три вида композиции в Городецкой росписи: 
 
 
 
Цветочная роспись 

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост  в исполнении. В менее сложном  варианте на работе может быть изображен  один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто  изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы  располагают обычно прямоугольником  или ромбом. 
 
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: 
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.  
«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. 


 
«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или  более цветков, образующие центр, а  бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся  к вершинам ромба, расположены вдоль  его воображаемых ребер. Эту цветочную  композицию чаще всего можно увидеть  на разделочных досках прямоугольной  формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах. 

 
«Цветочная полоса» - сохранилась  в Городецком промысле еще с расписных  прялок, где она разделяла верхний  и нижний ярусы. В зависимости  от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся  ленточную композицию из цветов одинакового  размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой  чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи  объемных изделий, например круглых  шкатулок. Узкой орнаментальной полосой  опоясывают сюжетные композиции. Более  широкая полоса является средним  ярусом в трехъярусной композиции. 

 
«Венок» —  напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.  

 

 
 
Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».  
Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов(например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». 

 
Примечание: Изображения «петух»  и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья.Изображения  «петуха» и «курочки» символизирует  семейное благополучие, пожелание семье  множества детей. 

 

 

 

 
 
Сюжетная роспись

 
Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных  досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то : роспись в два или  три яруса(в верхней части пишется  основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая  ярусы, представлена в виде цветочной  полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.  


 
Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или  вазой с цветами(символ богатства  и достатка). В композицию могут  быть включены шторы и часы. 

 
Лица людей всегда обращены к  зрителю. Очень редко встречаются  изображения, развернутые в три  четверти.  
Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.  
Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом. 

 

Современная городецкая роспись

 

 

 

 

 


Информация о работе Гжельская керамика