Керамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Керамика это древнейшее искусство лепки из глины. Слово керамика происходит от двух греческих: «keramike» - гончарное искусство и «keramos» - глина. Под керамикой понимают искусственные силикаты, вырабатываемые из глинистых материалов с различными минеральными добавками и обожженными до камневидного состояния. За высокое качество, функциональность, дизайн и декор, кроме признания у потребителей, современная керамика, также получила уважение всего мирового сообщества на международном уровне.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 536.00 Кб (Скачать документ)


Введение

Керамика это древнейшее искусство лепки из глины. Слово керамика происходит от двух греческих: «keramike» - гончарное искусство и «keramos» - глина. Под керамикой понимают искусственные силикаты, вырабатываемые из глинистых материалов с различными минеральными добавками и обожженными до камневидного состояния. За высокое качество, функциональность, дизайн и декор, кроме признания у потребителей, современная керамика, также получила уважение всего мирового сообщества на международном уровне. Современная керамика является многогранной, она представляет собой разнообразную широкую ассортиментную палитру, с классической, нестандартной, яркой декоративной обработкой и блеском бесцветных и цветных покрытий - глазурей и ангобов.

За последнее десятилетие в производстве фарфоровых и фаянсовых изделий произошли глубокие качественные изменения: значительно улучшилась механизация и автоматизация технологических процессов, обновился и расширился ассортимент, совершенствовалась структура производства, происходит постоянное освоение новых видов изделий из керамики. Статистикой было установлено, что в период с 1990 по 2000 годы были внедрены в производство 161 поточная механизированная и 89 автоматизированных линий, 390 полуавтоматов, сооружено 22 туннельных и 27 конвейерных и роликовых печей. Значительно выросла производительность труда в керамической отрасли. Все выше сказанное позволило довести выпуск фарфоровых и фаянсовых изделий бытового назначения в тот период до 1100 млн. штук. В настоящее время широко развивается производство фарфоровых и фаянсовых изделий, которое предусматривает проведение значительных работ по расширению и улучшению сырьевой базы керамической отрасли. Сейчас во всех ведущих российских заводах производство вместо фильтр-прессов построены распылительные сушилки, используются тепловые агрегаты совершенных конструкций, проводятся мероприятия по снижению расхода топлива и электроэнергии. Процесс декорирования изделий с применением автоматов и термопластичной деколи - является совершенным процессом. Наряду с обширным выпуском посудо-хозяйственных изделий, в настоящее время в значительных количествах выпускают: облицовочные плитки; санитарно-строительные изделия; изделия электротехнического назначения; сувенирную керамику и т.д.

Помимо обширной истории развития и различных производственных технологий керамические товары имеют ряд положительных потребительских свойств: гигиеничность, экологичность, эстетичность, безопасность в использовании и многие другие. В связи с этим керамические изделия применяются в различных отраслях: строительной, легкой, пищевой, в медицине и других.

Актуальность выбранной автором темы вызвана тем, что современные керамические товары пользуются на потребительском рынке достаточно большим спросом. А по опросам потребителей - пользователей посудохозяйственных изделий, выясняется, что именно посудохозяйственные изделия из керамики пользуются наибольшим спросом. На сложившийся положительный спрос у потребителей влияют положительные потребительские свойства керамических товаров, рассматриваемые выше.

Цель курсовой работы: глубокое и всестороннее изучение керамической отрасли, современного ассортимента и экспертизы качества изделий из керамики.

При рассмотрении цели курсовой работы автор ставит перед собой ряд следующих задач:

      Изучение история развития и совершенствования керамической отрасли;

      Изучение основных видов керамики и ассортимента изделий, изготовляемых из керамики;

      Изучение факторов, формирующих качество керамических изделий и влияющих на их потребительские свойства.

      Изучение методов товароведной экспертизы качества изделий из керамики;

      Изучение требований к качеству, предъявляемых к изделиям из керамики;

      Изучение дефектов керамических изделий;

      Изучение факторов, сохраняющих качество керамических изделий.

При работе над темой курсовой работы автор выбрал и проанализировал большое количество источников информации. Наиболее полезным информационным источником, часто используемом в освещении вопросов по теме, является учебник: Мороз И.И. Технология фарфоро-фаянсовых изделий - «Стройиздат», М., 1984.

 

Товароведная характеристика керамики и изделий изготовляемых из нее

История развития и совершенствования керамики

Керамическое производство относится к числу наиболее древних на Земле. Наличие легкодоступного материла - глины - обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.

Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Азии, Америки, дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека.

Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытно-общинного строя. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита 15-12 тыс. лет назад, оно уже в эпоху неолита получило развитой характер.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористом черепком, круглым или коническим дном. Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутиков глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили, очевидно, для еды.

Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800-900°С), позднее появились специальные обжигательные печи. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготавливались женщинами.

В период позднего неолита и энеолита (медного века) 4-2 тыс. лет до н.э. формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т.е. на преобладание оседлого образа жизни.

Археологические и этнографические исследования показывают, что первоначальные орнаменты были простейшими, и нередко с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных. Первоначальные орнаменты наделялись магическим значением; в основе их лежала условно-схематическая передача явлений природы (так, например, зигзагообразные линии и серповидные знаки на древнейших китайских сосудах культуры Яншао обозначали молнии и луну, были знаки солнца, воды и т.д.). Постепенно по мере ослабления магических представлений, первоначальный смысл орнаментных форм забывался, и они все больше превращались в декоративные мотивы.

Подобные расписные изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на обширной территории, включающей ряд Балканских земель и юго-западные районы нашей страны (трипольская культура), Средиземноморья, Ближнего Востока, Средней Азии, Китая. В каждом из этих районов гончарство имело свои местные, локальные особенности. Ярким примером керамического мастерства той поры являются сосуды и небольшие скульптурки, относящиеся к трипольской культуре. Трипольские мастерицы умели отмучивать глину, изделия искусно ленились от руки, без гончарного круга, который появился значительно позднее. Известны свыше 20 видов керамики, изготовляемой из местных глин; выделяются сосуды из тонкой розоватой массы - кувшины с узким горлом, глубокие миски, двойные сосуды, напоминающие по форме бинокль, - расписанные чаще всего белой, черной и красной красками из тонкотертых, естественно окрашенных глин.

В орнаменте преобладают мотивы круга и спирали, которые, возможно, обозначали солнце, почитавшиеся как источник жизненных благ. В варьировании этих простейших мотивов проявляется большая изобретательность и высокое мастерство. В трипольских поселениях найдено также небольшое количество скульптур весьма характерного облика - с распущенными волосами, горбатым носом, условно преданными формами и пропорциями; на некоторых из них сохранились следы раскраски красной охрой. Скорее всего, это изображения древнейшего женского божества.

Интересна и своеобразна керамика и многих других районов той поры. Сосуды из Передней Азии, так называемого периода Обейда, вылепленные из тонкой, желтовато-зеленоватой глины, украшались изящными росписями коричневато-красного цвета, великолепно сочетавшимися с формой и конструкцией вещи (известный сосуд из Суз с орнаментным изображением животных). Таким образом, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной выразительности.

Следующий этап развития керамического производства относится к периоду рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретения гончарного круга (4 тыс. лет. до н.э.), применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины.

Выдающимся достижением керамистов Древнего Востока было также изобретение цветных глазурей. Описание способа приготовления фриттованных глазурей содержится на глиняных табличках с клинописным текстом, обнаруженным в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (8 в. до н.э.). Широко известна в первую очередь архитектурная поливная керамика Ассирии, Вавилона, древнего Ирана. Особенного совершенства достигли иранские глазурованные панно с рельефными многоцветными изображениями, украшавшими стены дворцов и храмов. Самым прославленным является фриз дворца в Сузах с фигурками «бессмертных» царской гвардии - торжественно шествующих воинов в роскошных одеяниях, которые должны были по представлению древних персов охранять царя в случае измены живой охраны.

Особое место в истории керамики занимает керамика Античной Греции. Ее расцвету предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих островов Эгейской культуры до нас дошли критские сосуды разных периодов, расписной декор их очень разнообразен. Чаще всего роспись отличал живой динамичный ритм, свободная плавность рисунка. К числу наиболее известных и совершенных относятся вазы стиля «камарес» (так называется пещера, в которой они были найдены), с изящными округлыми формами, покрытыми черным лаком (разновидность флюсного ангоба), по которому белой и красной красками нанесены крупные, очень своеобразные узоры из звездчатых форм, вихревых розеток, листьев и лепестков, вписанных в мягко круглящиеся овалы (около 1800 г. до н.э.).

Известна и ваза так называемого морского стиля из Гурнии (середина 2 тыс. лет. до н.э.), форма которой несколько расплывчатая, текучая, подчиненная росписи, изображающей большого осьминога, словно охватившего все тулово своими гибкими щупальцами; вокруг него — водоросли и кораллы. Образ морской стихии передается зеленоватыми тонами фона росписи.

Изделия греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали повсюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов. При всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных композициях роспись давали черным лаком по не закрашенному фону, краснофигурных темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет - это естественный цвет глиняного черепка).

В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик - плоская чаша с двумя ручками - из нее пили вино; лекиф - стройный, небольшой, вытянутый к верху, с одной ручкой, предназначался для хранения масла для погребальных церемоний. Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора - ваза с двумя ручками, предназначенная для хранения масла или вина. Греческие вазы изготавливались поначалу из бурой и грубой глинистой массы, впоследствии из более тонкой, твердой и чистой, красноватого или желтоватого цветов.

Позднее большой популярностью стали пользоваться небольшие терракотовые скульптурки, встречающиеся при раскопках почти во всех древнегреческих городах и представляющие собой интереснейшие образцы малой пластики из глины. Главным центром их производства была Танагра. Излюбленным мотивом являлось изображения молодой гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью отличались фигурки юных танцовщиц. Большая часть фигурок лепилась в форма, после чего разделывалась от руки. При доработке вручную изменения касались наклона или поворота головы, движения рук, деталей прически, одежды ит.д. нередко одежда окрашивалась в голубые, розовые или белые цвета, волосы - в красный или коричневый, лицо и обнаженные части фигуры были нежно-телесного цвета.

Высокого развития достигла керамика в Древнем Китае. Расписные изделия, своеобразные треножные сосуды делались еще в 3 тыс. лет. до н.э. в эпоху Яншао. Во 2-1 тыс. лет до н.э. встречается глазурованная посуда и отдельные изделия из высококачественной белой глины — каолина. В 3-5 веках до н.э. появляются первые фарфоровидные изделия, а в 6-7 веках в эпоху Тан осваивается производство настоящего фарфора. Китайская керамика отличается особенным разнообразием, богатством и самобытностью форм и художественных решений. Изготовлялись чаши, кувшины, вазы, фляги, блюда, коробочки для румян, курительницы, чайники и многие другие изделия, украшавшиеся различными поливами, рельефными и расписными узорами.

Необходимо отметить, что используемые для изготовления китайского фарфора местные природные материалы - фарфоровый камень и каолин, содержат исключительно малое количество красящих примесей (оксидов железа), чем и обуславливается высокое качество фарфора.

Другим условием получения высококачественных фарфоровых изделий является исключительно высокая техника керамического производства, зародившаяся в Китае в очень древние времена. Китайским мастерам принадлежит первенство в создании рецептуры красок для росписи фарфора. Очень эффективны китайские глазури по фарфору - «кракле» с тонким паутинообразным узором, цветная красная глазурь «бычья кровь» и др. Белый глазурованный фарфор с 14 по 15 века расписывался подглазурной синей кобальтовой краской, во второй половине 15 века появилась многоцветная роспись. В 18 - 19 веках широко распространилась надглазурная роспись красками и легкоплавкими цветными глазурями (так называемыми эмалями) ярких и сочных тонов. Удивительной живописью и узорностью отличались росписи, изображавшие пейзажи, фигуры людей, животных, птиц, цветущие растения, скалы, причем декор на редкость органично соединялся с формой.

Китайские мастера держали в тайне секрет своего производства, за его разглашение полагалось строгое наказание, вплоть до смертной казни.

Информация о работе Керамика