Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:48, реферат
Искусство описываемого времени распадается на два периода. Первый обнимает десятилетия, непосредственно следующие за эпохой крито-микенской эпохой; второй период простирается от X до середины VIII в. и может быть назван периодом сложившегося геометрического стиля. Корни этого стиля не вполне ясны, и в настоящее время еще нельзя дать ответа на вопрос о его генетической связи с искусством прошедших эпох.
Периоды ранней и развитой архаики
архитектура
История греческой архаической эпохи сводится почти исключительно к истории развития храма. При постройке этого типа зданий, сложились две основные системы греческих архитектурных форм, это дорийская и ионийская, оказавшие огромное влияние на зодчество не только поздних веков античного мира, но и эпохи возрождения и нового времени.
Не случайно,
что главные условия
История греческого храма показывает, что если грек создал богов по своему образу и подобию, то и храм этих богов сооружались по подобию обыкновенных жилых домов. Древнейшие греческие храмы строились из дерева и сырцов, то есть из тех же материалов из которых возводились жилые дома.
По своему плану
и формам они так же примыкали
к различным типам жилых
Дорийский архитектурный стиль
История дорийского храма начинается с трех построек, относящихся примерно к середине VII века до нашей эры – это храм Геры в Тиринфе, второй храм Артемиды в Спарте и храм в Орхомене. Все эти здания в своем плане имеют форму вытянутого в длину прямоугольника, небольшая часть которого отделена от главного помещения поперечной стеной и образует предверие храма. Вероятно, выбор такого плана для храма произошел под влияние микенского мегарона, к которому он очень близок по форме и расположению частей. Такое сближение особенно уместно относительно храма Геры в Тиринфе, так как этот храм фактически был построен на месте разрушенного мегарона тиринфского дворца и в общем сохранил его форму. Продолговатая прямоугольная форма целлы с предверием была удержана как основная часть дорийского храма, но подверглась дальнейшей переработке. Второй по времени храм Геры в Олимпии, был окружен колоннадой, а сменивший его в конце VII века третий храм Геры имел уже вполне развитый план дорийского храма,продолговатую целлу с пристроенным к ней спереди пронаосом и соответствующем пронаосу на заднем фасаде опистодомом. Двумя рядами внутренних колонн целла разделена на три отделения – нефа;широкий срадний и два узких боковых. Со всех четырех сторон храм окружен колоннадой.
Развитый стиль дорийского отразил, таким образом, основное представление греков о храме как о доме божества; ядром всего здания, осталась целла, закрытое помещение в котором обитало божество, где стояло его изображение – статуя. Целла лишена каких либо пристроек утилитарного назначения и окружена со всех сторон колоннадой, изолирующей ее от внешнего мира и связанной с ней в единое целое общей крышей, перекрывающей все здание на подобие шатра. Высокий ступенчатый постамент, на котором стоял храм, служил ему как бы пьедесталом, а большой алтарь – на открытом пространстве перед его открытым фасадом предназначен был для отправления культа.
Древнейшие храмы
строились из дерева, но уже в
начале VI века до нашей эры они
стали возводиться
Эолийский и ионийский архитектурные стили
В то время как в европейской греции развивался дорийский ордер, в больших торговых городах Малой Азии сложились два других архитектурных стиля – эолийский и ионийский. Первый из них не получил широкого распространения и исчез, по-видимому уже в VI веке д. н. э. Ионийский стиль, наоборот достиг полного развития и сыграл в истории архитектуры такую же важную роль, как и дорийский. Основные черты,характеризующие стиль ионийского храма, те же, что и у дорийского храма, но система архитектурных форм несколько иная. Ионийская колонна выше и стройнее дорийской, она не имеет энтасиса, и равномерно сужается по направлению к капители. Ствол ее покрыт большим количеством каннелюр ( обычно 24, но иногда их число доходит до 48). основание для колонн служит простая четырёхугольная плита и сложная круглая база, нижняя половина второй покрыта сложными выкружками, а верхняя – желобками. Капитель ионийской колонны состоит из круглой подушки, украшенной полосой свешивающихся вниз яйцевидных и остроконечных листьев. Переход от ствола к киматию составляет полоска жемчужин. На киматий наложена сверху другая плоская продолговатая подушка, концы которой закручиваются в спирали (валюты). Между капителью и архитравом помещается плоская прямоугольная плита (абака). Ионийский антаблемент состоит из тех же частей, что и дорийский, но архитрав его трехступенчатый, фриз гладкий без делений на метопы и триглифы, а карниз оформлен в виде зубчатки.
Ионийский храм, с егор любовью к рельефному орнаменту, отсутствием строго размерных чередующихся между собой триглифов и метоп и более стройными пропорциями, производит впечатление большой легкости и нарядности, чем простой и строгий дорийский храм,и допускает больше разнообразия в разработке плана и внешней отделке здания. В Ионии встречаются как небольшие храмы, так и храмы колоссальных размеров, целиком или частично сложенные из мрамора и окруженные целым лесом колонн. Мраморный храм Артемиды в Эфесе, построенный около 550 года до нашей эры архитекторами Херсифроном и Метагеном, занимал площадь 100 на 55 метров и имел двойную колоннаду. Общее число колонн этого храма составляло около 140, и стволы некоторых из них снизу были украшены фигурными рельефами. Во второй половине VI века на Самосе был построен из известняка и мрамора столь же большой храм Геры Самосской, а при сыновьях Писистрата в Афинах начата была постройка огромного ионийского храма Зевса Олимпийского. Все эти великолепные строения не были доведены до конца отчасти вследствии грандиозности зданий, отчасти же в следствии разыгравшихся в это время политических событий. Когда городам Ионии стали угрожать Персы, строительная деятельность в Малой Азии и на прилегающих к ней островах почти прекратилась, но зато ионийский ордер в это время начал завоевывать популярность в экономически расцветавшей европейской Греции. Ионийские архитекторы работали в Лаконии, Афинах и Дельфах, и влияние ионийского стиля не замедлило сказаться на формах и материале дорийских храмов отличается несвойственной этому стилю стройностью колонн и соответственной легкостью пропорций, а некоторые из них(например, построенный Алкмеонидами храм Аполлона в Дельфах), по образцу ионийских храмов, строились теперь не из простого, грубого известняка, а из более ценного и красивого материала – мрамора.
Искусство классической эпохи
Искусство VI века да н. э. Принято разделять на две эпохи: эпоху строгого стиля и эпоху Фидия, знаменующий собой рассвет античного искусства, когда новые художественные принципы, вместе с внутренним расцветом греческого рабовладельческого общества, достигли полного развития.
Эпоха строгого стиля является подготовительным периодом, характеризуемым, с одной стороны, разрывом с архаикой и выдвижением новых задач и целей, с другой – неумением окончательно освободиться от традиционных форм. Преобразование скульптуры, а частично и живописи, произошло уже в эпоху каждой живописи. Развитие архитектуры несколько задержалось, поэтому мы рассмотрим архитектуру целиком в разделе посвященном Фидию.
Ранняя
классика. Архитектура
Рубеж VI-V веков до н. э. в жизни греческих городов был полон событиями. Яростно сопротивлялась рабовладельческой демократии тирания. Затем бурную внутриполитическую борьбу сменила ожесточенная война с персами. Победившие греки не только отстояли независимость, но спасли европейскую культуру, защитив свои демократические устремления от персидской деспотии.
В мировоззрении греков этого времени намечался перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира-классике. Мастеров привлекало типическое, а не индивидуальное, нарастало стремление к гармонической соразмерности частей художественного произведения, почитавшейся за основное достоинство. Искусство архаики при всей жизненности образов было условным в своих формах; классика наметила больше контактов с реальной действительностью. Все силы греков были направлены тогда на борьбу с персами. Художественные формы первой половины V века, особенно архитектурные, четки, энергичны и напряженны не только в постройках Балканского полуострова, но и в зданиях Сиракуз, Агригента, Селинунта, Метапонта, Пестума.
Храм Афины Афайи на острове Эгина был центром большого святилища. О нимфе Афайе упоминает в гимне Артемиде поэт Каллимах. На возвышенном месте острова Эгина нимфе воздвигли окруженное стенами святилище, а в 490 году здесь выстроили дорический храм Афины Афайи из местного известняка, со стенами, покрытыми мраморной штукатуркой, фронтонами и симой из паросского мрамора.
Прославленным сооружением второй четверти V века до н. э. был созданный зодчим Либоном из Элиды храм Зевса в святилище Олимпии. Архитектор выстроил его из известняка, покрытого затем мраморной штукатуркой, но, как и в эгинском храме, скульптуры фронтонов, а также метопы и черепица, по сообщению Павсания, были мраморными.
Храм Зевса в Олимпии
В 456 году до нашей эры законченна была постройка грандиозного дорийского храма Зевса в Олимпии, скульптурные украшения которого, являются наиболее полным и всесторонним выражением искусства строгого стиля. По своей архитектуре храм Зевса ничем не отличался от архаических дорических периптеров и был всецело связан со старой архитектурной традицией. Он был построен из известняка, но скульптурные изображения метоп и фронтонов, а так же черепица крыши были из мрамора. Двенадцать метоп украшали две узкие стороны храма, две многофигурные композиции помещены были в его фронтах.
Сюжет метоп посвящен мифам о Геракле. Двенадцать его канонических подвигов впервые сведены здесь в единую стройную систему и располагались на двенадцати разных стенах. Разрозненные до того мифы превратились в поэму о жизни героя, торжеством и тяжелыми минутами сомнений. В начале серии было изображено убийство немейского льва, много раз трактовавшаяся в архаическом искусстве. В архаический период художники передавали борьбу героя, душащегося льва голыми руками; мастер олимпийской метопы превратил этот миф в глубокую душевную драмму. Тело чудовища лежит бездыханным, но попирающий его ногой Геракл, представленный совсем юным, вместо торжества испытывает глубокую усталость тела и духа. Он как будто только теперь понял всю тяжесть предстоящего ему жизненного пути, и одни лишь ласковые уговоры Афины способны поднять его на новые подвиги. В других метопах Олимпийского храма скульптор больше придерживается художественной традиции и изображает самое действие. Такова сцена борьбы Геракла с критским быком, скомпонованная по диагонали в виде двух уравновешивающих друг друга и действующих в разных направлениях масс и сил, так что напряжение борьбы здесь особенно выявляется здесь с особой мощью.
Мастерство авторов
метоп в композиции и в передаче
как напряженной борьбы, так и полных
глубоких душевных переживаний внешне
похожих сцен развертывается во всю ширь
в скульптурах фронтов. Восточный фронтон
заполнен, композицией на тему состязаний
Пелопса и Эномая. Эномай гордился конями,
подаренными ему Аресом. Женихам своей
дочери Гипподамии он предлагал вступить
с собой состязании на том условии, что
жених увозил на своей колеснице невесту,
Эномай же преследовал его, и настигнув,
убивал. Он погубил многих славных героев,
пока не появился Пелопс, обладатель коней
Посейдона. В этом состязании Эномай погиб.
Пелопс женился на Гипподамии, а зевс разрушил
сам дом царя. В восточном фронтоне, представлен
полный внутреннего напряжения момент
приготовления к состязанию.
Ранняя классика. Декоративная скульптура
Фронтоны храма Афины Афайи на Эгине возникли
на рубеже архаики и классики. На них изображалась
борьба греков и троянцев. Восточный фронтон
был посвящен первому походу на Трою, западный
- второму, в котором участвовали жители
Эгины. Греки, умея сохранять злободневность
в искусстве, часто отвлекались от современных
им событий и обращались к легендарным
сказаниям, придавая особенную поэтичность
произведениям. Не исключено, что ваятели
использовали этот сюжет, стремясь показать,
что победа над персами возможна, как и
над Троей. Хотя от старых принципов сохранилась
симметрия композиции, но условность архаического
искусства в эгинских фронтонах начинает
преодолеваться: создаются круглые скульптуры,
исчезает скованность в изображении человека,
фигуры объединены одним действием, совершеннее
показывается движение, более свободное
и естественное.Треугольное поле фронтона
над шестиколонным западным портиком
было заполнено двенадцатью сражающимися
воинами с изваянием Афины в центре. Здесь
нет разновеликости статуй, свойственной
архаике, нет и плоскостности фигур. Воинов,
расположенных ближе к краям, мастер показывает
опустившимися на колени
Информация о работе Искусство архаической эпохи (искусство XI-VIII вв. до н.э.)