Искусство архаической эпохи (искусство XI-VIII вв. до н.э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:48, реферат

Описание

Искусство описываемого времени распадается на два периода. Первый обнимает десятилетия, непосредственно следующие за эпохой крито-микенской эпохой; второй период простирается от X до середины VIII в. и может быть назван периодом сложившегося геометрического стиля. Корни этого стиля не вполне ясны, и в настоящее время еще нельзя дать ответа на вопрос о его генетической связи с искусством прошедших эпох.

Работа состоит из  1 файл

Искусство Древней Греции.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Искусство архаической эпохи (искусство XI-VIII  вв. до н.э.)

Искусство описываемого времени распадается на два периода. Первый обнимает десятилетия, непосредственно  следующие за эпохой крито-микенской  эпохой; второй период простирается от X до середины VIII в. и может быть назван периодом сложившегося геометрического стиля. Корни этого стиля не вполне ясны, и в настоящее время еще нельзя дать ответа на вопрос о его генетической связи с искусством прошедших эпох.

Развитие  геометрического  стиля

От первого  из указанных периодов осталась почти исключительно одна керамика, которую принято называть протогеометрической. Вместо разнообразия и изящности форм критской и микенской керамики с ее богатой росписью мы находим здесь только набор обиходной посуды небольших размеров и незамысловатой формы, с очень простой орнаментацией. Стенки посуды, за исключением нескольких полос, бывают покрыты слоем коричневой краски, а в чистые полосы той же краской вписывается простой линейный орнамент, который повторяется несколько раз подряд: круги, точки, ломанные линии. При всей своей непритязательности, протогеометрическая не может быть названа керамикой первобытной. От последней она отличается высокой гончарной техникой, унаследованной от крито-микенского периода, а также согласованностью украшений вазы с ее формой.

Уже в X веке до нашей  эры начинают выделятся отдельные  центры гончарного производства, изделия  которых отличаются друг от друга  более или мение существенными  деталями, хотя принципы всюду одинаковы. Наивысшего рассвета геометрический стиль достигает в Аттике. Формы сосудов теперь становятся  более разнообразными и строение их отдельных частей и целого сосуда – более четкими и соразмерными. Наряду с посудой, предназначенной для повседневного употребления, появляются миниатюрные вазы для духов и огромные сосуды, ставившиеся над могилами. Техника гончарного производства характеризуется более тщательной промывкой глины, более искусной проработкой сосудов и равномерностью их обжига. Круги и прямые линии орнамента выполняются при помощи циркуля и линейки. Вместе с тем усложняется и роспись ваз: обогащается запас орнаментальных мотивов, на его основе создается целая система геометрической росписи сосудов.

Чернофигурный стиль в вазовой  живописи

Чернофигурный стиль, возникший в VI веке, почти полностью вытеснил технику контурную. Техническим новшеством, является искусственное окрашивание глины с целью получения более сильного красочного контраста между формой и изображением. В   Коринфе поверхность сосуда покрывали оранжевой облицовкой, в Афинах к сырой глине добавляли окрашивающие вещество, придающее ей ровный красноватый оттенок. Декоративный эффект ваз от этого значительно усиливается. Заметно улучшается и качество лака, который становится густым и приобретает металлический отблеск. Продолжают применяться накладные краске для подчеркивания деталей, а белой краской иногда покрываются целые, преимущественно женские, фигуры. Нарезные линии рисунка достигают иногда поразительной тонкостью.

Стиль изображений, связанный условной силуэтной техникой, развивается медленно. Попрежнему фигура, как правило, изображается целиком в профиль или в профиль повернутым впрям туловищем, передача анатомических деталей сводится к минимуму, одежды трактуются как гладкие поверхности, оживленные иногда набором мелких условных складок и скрывающие формы тела.

Мастера чернофигурных  ваз полностью овладели сокровищами  греческих народных сказаний и могли  не только по-своему пересказать их ярко и с добавлением интересных подробностей, но и упорно работать над создание художественных образов богов и героев. Мало того, обратившись к реальной жизни и черпая из нее все новые образы, художники научились дифференцировать людей по возрасту, полу, этническому типу и социальному положению. С поразительной остротой передаются образы негров и представителей северных племен,появляются изображения стариков и детей, рабочих, пастухов, земледельцев и т.д. А мифологические сюжеты, которые считаются главной темой вазописи, трактуются с такой непосредственностью и простотой, словно изображаемые события происходили на глазах у художника. В этом приближении сказочного мира к реальному, а так же декоративной  эффектности росписи кроется секрет прелести чернофигурной керамики.

Краснофигурный  стиль вазовой  живописи

Наблюдение над  явлениями реальной жизни раскрывали перед художниками-керамистами  все новые и новые возможности, а между тем силуэтный чернофигурный  стиль связывал их своей условностью и не позволял им применить свои открытия на практике. Неизбежен был разрыв традиционной,  просуществовавшей около сла лет чернофигурной техникой и переход на другой, более современный способ выражения художественных замыслов. Чернофигурная техника сменилась краснофинурной. Декоративный эффект расписных ваз  остался при этом тем же: он оставался на контрасте двух тонов – черного и красного, но соотношение их стало обратным, вместо черных фигур  по красному полю теперь появились красные фигуры по черному полю.

Первые годы после внедрения краснофйигурного  стиля заняты были освоением нового стиля. Ряд мастеров, уже добившихся известности в качестве художников чернофигурного стиля, перенимают новую технику, производят эксперементы и пользуются ей параллельно со старой техникой. Их стиль не содержит существенно новых изменений. На смену мастерам переходной эпохи в последние два  десятилетия  выступает поколение молодых художников во главе с двумя наиболее яркими талантами, Евтимидом и Евфрофением. Первому принадлежит сцена вооружения Гектора в присутствии Приама и Гекубы. Композиция состоит из трех фигур, которые движутся уже не на плоскости, как в сходных сценах чернофигурного стиля, а в пространстве. Гектор одращен к зрителю впрямь, и левая нога его изображена в ракурсе. Благодаря этому фигура Гектора приобретает объемность, фон получает значение открытого пространства, и вся сцена воспринимается как склок живой действительности.

Соперник Евтимида,Евфроний – крупная художественная индивидуальность, мастер сильного движения, изучавший  анатомию человеческого тела, и талантливейший рисовальщик. Его «борьба Геракла с Антеем», со смелым треугольным построением центральной группы и мастерской передачей анатомии человека, является высоким образцом рисовального искусства. Но в передачи складок одежды  Евфроний еще не успел освободиться от архаической условности . В конце архаического периода достижения отдельных мастеров предшествующих десятилетий сливаются воедино и образуют новый свободный графический стиль. Работы Дуриса, хорошего рисовальщика, но художника консервативного склада, показывают совершенно свободное и уверенное обращение к ракурсам,не подчеркнутую, как у Евфрония, но и правильную передачу анатомию человека и естественность в расположении складок одежды. 

Искусство VIII-VII вв.

Период  восточного стиля(750-600 гг.)

В конце VII века греческие рабовладельческие полисы встали на путь могучего развития производительных сил и бурной социальной борьбы. Искусство начального периода этого процесса носит название периода восточного стиля и характеризуется подражаниям привозным изделиям Востока и зарождением собственного греческого художественного стиля.

Отдельные художественные изделия Востока завозились в  Грецию еще в период разложения первобытно-общинных отношений. В греческую среду  попадали разнообразные изделия  восточного ремесла, которые должны были поражать греков высоким художественным и техническим совершенством.

В VIII и VII вв. восточные  страны уже далеко оставили за собой  ту ступень, на которой еще находилось греческое искусство этого времени,- ступень простой орнаментации предметов  обихода. Восток имел свою архитектуру, скульптуру, живопись и выработал ряд художественных образов, воплощавших в себе мировозрение и политические идеалы создававшего их общества. Греки правда обладали богатейшей сокровищницей народных сказаний и высокими образцами поэтического творчества, но их изобразительное искусство не имело еще адекватных способов выражения для воплощения образов, созданных народной фантазией. И вот греческие мастера вступили на путь заимствования готовых типов и форм у своих соседей. Широким потоком полились в это время художественные мотивы, сюжеты и композиции востока на эллинскую почву и грозили затопить свежие, еще не окрепшие ростки самобытного художественного творчества эллинов.

В поисках новых  средств выражения греческие  мастера обращаются не только на Восток, но и к далекому прошлому своей страны и возрождают формы еще бытовавших в греческой среде изделий крито-микенского искусства. В то же время они не могут резко порвать с традициями геометрической эпохи и, перенимая чужое, смешивают его с исконным достоянием. Стройность геометрической орнаментальной системы сменяются хаосом разнородных элементов. Другие мастера целиком переходят на прямое копирование восточных образов, только внешним образом приноровляя их к мировоззрению потребителей.

От периода восточного стиля дошли более разнообразные художественные памятники, чем от предыдущей эпохи греческого искусства. Именно к началу экономического расцвета и напряжения творческих сил в Греции относится зарождение греческого храма, монументальной пластики, а так же, вероятно, и фресковой живописи. 

Начальная стадия развития восточного стиля- стадия прямого  копирования восточных образцов, может быть лучше всего представлена наи примере металлических изделия  найденных на острове Крите,который, наряду с крупными городами Малой Азии был, по-видимому, один из ведущих художественных центров этого времени. На  Крите, прежде всего в пещере на горе Иде, где, по приданию, младенец зевс спасся от преследований своего отца Кроноса, а затем и в других местах найдено было несколько бронзовых вотивных щитов чеканной работы, которы в течении долгого времени считались завезенными на крит изделиями востока, так как по тематике и стилю не подходили к нашему представлению о греческом искусстве. Так, на одном из них,изображена группа героев из вавилонского эпоса Гильгамеша, победителя льва и быка, и двух крылатых гениях, присутствующих при подвиге героя. Вся группа скопирована из произведения восточного искусства.

На такой же ступени, почти рабского подражания восточным образам находятся многочисленные изделия из слоновой кости, статуэтки из глины, алебастра из бронзы, найденные в различных областях греции. Они выдают своё греческое происхождения только едва уловимыми деталями и во многих случаях невозможно решить, являются они привозными или местными изделиями.

В несколько  иных условиях протекало развитие восточного стиля в расписной керамике. Как  сказано выше Греция уже в начале VIII века до нашей эры имела высокоразвитое гончарное производство и выработала к этому времени строго логическую систему декора ваз. Среди многочисленных гончарных мастерских, выдвигаются мастерские крупных производственных и торговых центров, которые стали работать на экспорт и снабжали своей продукцией все Средиземноморье.

Развитие товарного  производства, борьба за овладение внешними рынками и повышенные в   связи с этим требованиями росписи сосудов привели к новой организации труда в гончарных мастерских. Новый стиль росписи с его сложным растительным орнаментом и фигурными композициями требовал от мастера иного уровня художественной подготовки,   чем передача простого геометрического орнамента. Некоторые художники -керамисты в рассматриваемую эпоху сумели выработать индивидуальную манеру и пользовались, по-видимому, некоторой известностью. Они стали подписывать свои рисунки на вазах, что придавало их работам особую ценность в глазах потребителей.

Высокий уровень  на котором находилось гончарное  производство в Греции в то время, когда начался период подражания Художественным изделиям востока, был  причиной того, что художники-керамисты оказались в несколько ином положении относительно восточных образцов, чем мастера других отраслей восточного ремесла. У них не было перед глазами изделий, достойных прямого копирования, поэтому, следуя за модой, им пришлось перенимать лишь отдельные восточные мотивы и приспособлять их к своим целям.

Историю развития восточного стиля в керамике можно  разделить на три этапа. Первый из них характеризуется смешением, иногда довольно сумбурным, новых растительных и животных мотивов со старым геометрическим орнаментом. Перенимая восточные мотивы, мастера еще не были в состоянии их освоить и вто же время не могли отказаться от прежних навыков, они механически соединяли новое со старым, не умея слить их в единое целое.

На втором этапе развития восточного стиля разнородные элементы декора уже приводятся в известную систему. Побеждает старая система горизонтальных полос, заполняемых рядами животных, а растительный и геометрический орнамент находит место преимущественно на второстепенных частях сосудов – ножках, ручках и шейках, а так же служит для обрамления полос и для заполнения пустых пространств фона между фигурами. В это время стабилизируется классический греческий орнамент – стилизованные пальметки, бутоны и цветы лотоса, побеги плюща, плетенки и палочный орнамент. Наиболее ярко этот этап развития восточного стиля представлен, с одной стороны, коринфскими, с другой – так называемыми милето – родосскими  вазами. Первые выполняются в чернофигурной, вторые -  преимущественно  в контурной технике. Как здесь, так и там полосы заполняются рядами животных, которые существенно отличаются от таких же рядов геометрической эпохи как выбором изображений, так их рисунком и расположением.

На последнем  этапе развития восточного стиля  в вазовой живописи является изображение человека, и с этого момента роспись ваз перестает быть чисто орнаментальной, а превращается в сюжетную, повествовательную вазовую живопись. Стенки сосудов служат теперь фоном, на котором развертываются полные интереса фигурные композиции мифологического содержания. Человеческие фигуры на вазах конца VII века при всей их условности, совсем не напоминают прежние орнаментальные фигуры геометрических ваз. Это не угловатые, человеко подобные тени, а изображения людей из плоти и крови, с ясно выраженным строением основных частей тела, с мускулам на руках и ногах, люди, умеющие двигаться, действовать и выражать чувства страха и радости.

Информация о работе Искусство архаической эпохи (искусство XI-VIII вв. до н.э.)