Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 10:22, курсовая работа
Вели́кое Кня́жество Моско́вское — средневековое русское государство. Первоначально удел великого княжества Владимирского, с середины XIV века в результате превращения Владимира в наследственное владение московских князей — великое княжество, возглавившее процесс объединения русских земель в единое государство.
На первое место в содружестве искусств во второй половине XV–XVI в. выдвигается архитектура. Именно она обладала наибольшими возможностями для творческой реализации главных идей времени.
Введение..............................................................................................................................................2
1 Искусство Московского княжества XV - XVI веков………………………….…3
1.1 Перестройка Кремля. Успенский собор……………………………………………..…..…3
1.2 Книжная миниатюра и скульптура…..………………………………………………..……5
1.3 Архитектура XVI века………………………………………………………………………6
1.4 Шатровое зодчество…………………………………………………………………………6
1.5 Крепостная архитектура………………………………………………………………….....8
1.6 Живопись XVI века………………………………………………………………………….9
1.7 Декоративно-прикладное искусство………………………………………………………11
2 Дионисий…….…………………………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………………………………20
Список рекомендуемой литературы………………………………………………………………21
Одновременно, так же, как и в живописи, продолжают свои традиции местные мастерские, рассыпанные по небольшим русским городам, митрополичьим дворам и монастырям.
2 Дионисий
Развитие
русской живописи конца XV- XVI веков, как
и развитие зодчества этой поры, в первую
очередь определялось таким важнейшим
историческим событием, как образование
русского централизованного государства,
сопровождавшееся значительными социальными
сдвигами.
В искусство XVI века проникает все больше
мотивов, все больше живых, занимательных
сцен. Вместе с тем как выражение противоположных
тенденций строгая регламентация сюжетов,
иконографических переводов и образцов
сковывает творческое развитие искусства,
зачастую придает ему холодный, официальный
характер. Постепенно появляются произведения
догматические, долженствующие разъяснять
и доказывать основные положения официальной
религии.
Крупнейшим представителем московской
школы живописи конца XV века был Дионисий
(родился, вероятно, около 1440 года, умер
после 1503 года). В отличии от Рублева Дионисий
был иноком. Его два сына - Владимир и Феодосий-
также были живописцами и помогали Дионисию
в его работах.
В эпоху Дионисия московская живопись
завоевала I место между теми многочисленными
местными школами, среди которых она долгое
время занимала равноправное положение.
Те изменения, которые произошли в культуре
дионисиевского времени, наивно отражены
в древнерусских житиях. Если в Рублеве прежде
всего прославляются его смирение и добродетель,
то в жизнеописании Дионисия приводится
эпизод чисто новеллистического толка,
бросающий свет на совсем иное умонастроение
мастера. Когда Дионисий с сотоварищами
работал в Пафнутьво-Боровском монастыре
(из многочисленных работ, созданных им
в 60-е - 70-е годы, ничего не сохранилось),
ему пришлось, следуя наказу Пафнутия,
вкушать ‘мирские явствия’ не в самой
обители, а в соседнем селе. Однажды презрев
заповедь Пафнутия, иконописцы захватили
с собой в монастырь баранью ногу, зажаренную
с яйцами. Когда вечером они сели за ужин,
то приступивший первым к еде Дионисий
сразу заметил, что в яйцах оказалось множество
червей, он не мог двинуться с места, и
на него напала чесотка. Дионисий немедленно
послал за Пафнутием и стал просить прощения
за нарушение наказа. Когда художник на
другой день проснулся, он был совершенно
здоров. Этот эпизод, дающий живую картину
монастырских нравов, ясно говорит о том,
что Дионисий, принадлежащий к кругу ‘мирян’,
не очень считался со строгим монастырским
уставом и не видел ничего зазорного в
его нарушении. По-видимому, он обладал
гораздо более широкими взглядами, чем
богобоязненные мастера начала XV века.
Во всяком случае его искусство обнаруживает
тот оттенок изящества и ту праздничность,
которые говорят об усилении светского
начала.
В 80-е годы Дионисия
вызывают в Москву. Здесь он выполняет
ряд заказов: в летописи говорится о большом
многоярусном иконостасе, написанном
в 1481 году в московский Успенский собор
по заказу ростовского архиепископа.
Иконостас был
выполнен Дионисием совместно с тремя
другими мастерами Тимофеем, Ярцом и Коней.
В ‘Сказании о каменном монастыре’ сообщается
еще об одном иконостасе Дионисия, написанном
в 1482 году, по заказу угличского князя
Андрея. К сожалению обе эти работы не
сохранились.
По-видимому,
в 80-х годах были созданы фрески алтарной
части Успенского собора Московского
Кремля. Некоторые из них дошли до наших
дней. На каменной алтарной преграде изображены
полуфигуры святых и композиция ‘Спас’
над входом в северный Петропавловский
предел. В самом Петропавловском пределе
сохранилась композиция ‘Сорок мучеников
севастийских’(на южной стене), а в жертвеннике
главного алтаря- ‘Три отрока в пещи огненной’.
Кроме того частично сохранились росписи
Похвальского предела: ‘Похвала Богоматери’
на своде и ‘Поклонение волхвов’ на северной
стене. Изображение ‘Рождества Иоанна
Предтечи’ на южной стене того же предела
первоначально, до перестройки алтарной
части собора, относилось к росписи прилегавшего
к Похвальскому Дмитриевского предела.
Из всех этих фресок, выполненных по-видимому,
группой мастеров, работавших вместе с
Дионисием в Успенском соборе, кисти Дионисия
с наибольшей вероятностью можно приписать
‘Поклонение волхвов’ в Похвальском
пределе.
Конец 80-х годов
и, вероятно, 90-е годы Дионисий работает
в Иосифо-Волоколамском монастыре. Сохранились
сведения о росписи монастырской церкви,
выполненной артелью мастеров под руководством
Дионисия, о большом четырехъярусном иконостасе
и множестве икон, написанных в монастыре
Дионисием и его сыновьями.
Из всего этого
изобилия икон и фресок, выполненных мастером
в 80-х- 90-х годах для Волоколамского монастыря,
до настоящего времени ничего не обнаружено.
Но к этому времени относится икона ‘Богоматерь
Одигитрия’, согласно летописи, написанная
на обгоревшей во время пожара 1482 года
доске византийской иконы Богоматери.
По сравнению с другими достоверными произведениями
Дионисия, эта икона кажется несколько
суховатой и официальной.
В 1502- 1503 годах
Дионисием совместно с двумя его сыновьями
и артелью художников была исполнена роспись
собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом
монастыре. Эта роспись посвящена теме
похвалы Богородице. В трех больших люнетах
центральной части храма представлены
крупные торжественные композиции: ‘Собор
Богородицы’, ‘Похвала Богородице’ и
‘Покров Богородицы’. В центре каждой
из них помещена фигура Богоматери, восседающей
с младенцем на коленях или же стоящей
с покровом в руках на фоне высокого пятиглавого
собора. Вокруг многолюдными группами
расположились славословящие Богоматерь
святые и простые смертные. Яркие, красочные
сочетания, пестрые узоры одежд и архитектуры,
радужный ореол вокруг фигуры Богоматери,
множество цветов и трав создают впечатление
праздничное, торжественное.
Во втором
ярусе фресок, тянущихся по стенам и столбам
центральной части храма, подробно иллюстрирован
‘Акафист Богородице’ (хвалебное песнопение).
Повторяющийся в каждой композиции стройный
темно-вишневый силуэт ее фигуры на фоне
бледно-розовых и золотисто-охристых горок
или зданий придает всему циклу фресок
смысловое и композиционное единство.
По плоскостям
арок расположены целые гирлянды разноцветных
круглых медальонов с погрудными изображениями
святых. Снизу они воспринимаются как
красивый узор и усиливает общее впечатление
нарядности и праздничности. На сводах
боковых пределов идущие в два яруса евангельские
сцены завершаются группами фигур, размещенных
полукругом за пиршественными столами.
Здесь представлены сцены на сюжеты евангельских
притч.
Утром и вечером,
когда солнце заглядывает в узкие окна
храма и зажигает янтарем тусклую охру
фресок, роспись производит впечатление
особенно торжественного и радостного
сословия в красках. Это и составляет главное
содержание всей росписи.
Фрески ясно
обнаруживают различные живописные манеры.
Считают, что кисти самого Дионисия бесспорно
принадлежит портальная фреска ‘Рождество
Богородицы’. Кисти Дионисия, его учеников
и помощников принадлежит и созданный
для собора Рождества Богородицы Ферапонтова
монастыря большой многоярусный иконостас.
От иконостаса дошли до нашего времени
несколько икон деисусного ряда и местные
иконы- ‘Сошествие во ад’ и ‘Одигитрия’.
Трудно сказать, принадлежат ли эти иконы
самому Дионисию или они были написаны
кем-то из его учеников. Сохранились также
две иконы из иконостаса Павло-Обнорского
монастыря. На обратной стороне одной
из них- ‘Спас в силах’, составлявшей
центр деисусного чина, обнаружена надпись,
свидетельствующая об авторстве Дионисия,
и дата исполнения-1500 год. Это дает основание
на атрибуции Дионисию второй из сохранившихся
икон этого иконостаса- ‘Распятие’. Колорит
ее поражает светлостью, обилием белого
в сочетании с различными оттенками лимонно-желтого,
розового, с вкрапленными кое-где пятнами
алого; построение пронизано движением,
фигуры составляют динамичные группы,
возникающие, распадающиеся и образующие
новые сочетания, в которых большую роль
играют композиционные паузы. Икона ‘Распятие’,
также как и портальная фреска Рождественского
собора, - самые совершенные творения Дионисия.
С именем
этого мастера все исследователи настойчиво
связывают и две большие житийные иконы
митрополита Петра (Успенский собор Московского
Кремля) и митрополита Алексея из Успенского
собора Московского Кремля.
Житийные
иконы писались на Руси и в XII, и в XIII, и
в XIV веках, но лишь при Дионисии они приобрели
ту художественную шлифовку, которая делает
их выдающимися образцами древнерусской
живописи.
В среднике
каждой иконы представлена фигура митрополита
в полном облачении. В одной руке он держит
евангелие, другой- благословляет. Торжественная
поза, ритуальный жест придают митрополитам
царственное величие. В клеймах помещены
житийные сцены, где они выступают в роли
мудрых правителей церкви, принимающих
непосредственное участие в государственной
деятельности.
В ряде клейм
митрополиты изображены как основатели
и строители монастырей и храмов. В среднике
обеих икон фигура митрополита в светлом
саккосе (вид обличая) с темно-вишневыми
крестами,
помещена на светло-зеленом
фоне, и это придает иконам торжественный
праздничный характер.
Высокие и стройные
человеческие фигуры в клеймах, медленные,
ритмически размеренные жесты, архитектура,
простая и строгая по формам, заполняющая
зачастую весь фон клейма, пейзаж с грядами
далеких светлых горок, тонкими деревьями,
цветами и травами, обилие светлых тонов:
бледно-розового, бледно-зеленого, желтоватого-
все это рождает впечатление светлого
простора и ясной гармонии.
В иконах Петра
и Алексея бросается в глаза поразительное
умение мастера архитектурно упорядочить
плоскость, как всей иконой доски, так
и каждого из клейм в отдельности.
Из мастерской
Дионисия вышла и великолепная икона Дмитрия
Прилуцкого, хранящаяся в Вологодском
музее. Она обнаруживает очень большую
стилистическую близость обеим иконам
из Успенского собора, хотя ее колорит
и выдержан в более темной и плотной гамме.
Для Дионисия
человеческая жизнь- это путь духовного
совершенствования, или ‘сооружения души’.
В ликах его
святых не остается рублевской ‘портретности’,
это образы ‘ангелов среди людей’ и ‘человеков
среди ангелов’. Если Рублев раскрывает
сокровенную жизнь человеческой души,
Дионисий духовную жизнь человека мыслит
и как внешнее ‘благоустроение’. Становится
заметно усиление черт иллюстративности,
повествовательности, происходит изменение
характера живописного пространства.
Оно постепенно утрачивает былое символическое
значение, все более превращаясь в пространство
сценическое. Эта тенденция полностью
появляется в миниатюрах Евангелия Исаака
Бирева 1531 года и в листовых миниатюрах
‘Книги Козьмы Индикоплова’ 1535 года.
Для живописи
первых десятилетий XVI века стал характерен
переход от идеального к назидательному,
к таким изображениям, где частное, отдельное
занимает художника больше, чем целое,
а целое получает аллегорическое истолкование.
Так в житийной
иконе ‘Владимир, Борис и Глеб’ первой
трети XVI века подробнейшее изображение
сцен молений, битв, убийств сочетается
с иконосказанием. Житие святых князей
художник уподобляет в духе изысканной
словесности публицистических сочинений
того времени цветущему благоуханному
райскому саду, о котором напоминает драгоценная
живопись иконы с ее переливами изумрудно-зеленого,
золотого, алого, разнообразными оттенками
всех цветов, а сами князья представляются
как ‘красная леторасль’ от корня ‘древа
Владимирова’.
С иконографией
и стилем произведений Дионисия связана
прекрасная шитая пелена ‘Рождество Богоматери
со сценами жизни Иоакима, Анны, Богоматери’
1510 года из Волоколамска, о них напоминают
своими тонкими пропорциями литые фигурки
в ‘Распятии’ на окладе Евангелия митрополита
Симона.
В Кремлевских
светлицах при Софье Палеолог и снохе
Ивана III княгине Елене Волошанке создается
ряд замечательных шитых пелен, отличающихся
тизательностью в проработке мельчайших
деталей. Пелена с изображением сцены
‘Акафиста Богоматери’, сшитая Еленой
Волошанкой, благодаря использованию
золотых нитей, особой плоскости шва и
яркости красных, желтых и черных цветовых
пятен напоминает ювелирное произведение
из золота и эмали.
Последняя
икона из интересующей нас группы поздних
работ дионисиевской школы- знаменитый
‘Шестоднев’. Она отличается менее высокими
художественными качествами, что склоняет
приписывать ее не мастерской Дионисия,
а лишь его школе. К сожалению, эта вещь
сильно пострадала от подновлений. Ее
краски глуше, рисунок менее конструктивен,
композиция не столь ритмична. Но и эта
икона подкупает грацией своих образов
и особой нежностью колорита, с его незабываемыми
белыми и розовыми цветами. В верхней части
иконы изображены евангельские события,
приуроченные к шести дням недели, снизу
представлены ‘лики праведных’, десять
групп святых, блаженствующих в раю. все
они в белых одеждах, и это создает радостное
и праздничное настроение.
Хотя нам
не известен год смерти Дионисия, но имеются
косвенные данные, позволяющие отнести
ее ко времени между 1502 и 1508 годами.
В 1508 году,
когда к ответственной работе по расписанию
придврого Благовещенского собора была
привлечена иконописная артель, во главе
ее стоял уже не Дионисий, ‘а мастер Феодосий,
Дионисиев сын с братиею’. Повидимому,
Дионисия к этому времени уже не было в
живых, либо он был настолько престарелым,
что доживал свои дни на покое.
Совокупность
сведений, относящихся к биографии Дионисия,
обрисовывают его как весьма почитаемого
мастера, занимавшего выдающееся место
в художественной жизни Москвы второй
половины XV века.
Искусство
Дионисия завершает творческие искания
XV века и в то же время открывает собою
новую эпоху.
Распятие. 1500. Яичная темпера
Евангельские сцены. Роспись на северном своде собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1495-96. Фреска
Николай
Чудотворец. Роспись собора Рождества
Богородицы Ферапонтова монастыря.
1495-96. Фреска
Заключение
В течение второй половины 15 и в 16 в. искусство Москвы, став общерусским национальным искусством, отражая идеи силы и значительности русского централизованного государства, приобрело ярко выраженные черты торжественности, представительности и величавости. Вместе с тем сквозь религиозную оболочку все яснее стали пробиваться светские тенденции.
В годы правления Ивана III Москва стала центром единого государства а, также и главным культурным центром. В то время и в 16 в. происходило окончательное сложение русского феодального государства, росли производительные силы, расширялись торговые связи, возникали предпосылки для образования единого всероссийского рынка. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство. После гибели Византийской империи Москва стала центром и восточно-христианской церкви. На нее с надеждой смотрели греческая и иерусалимская церкви, суля великому князю корону византийских императоров. Московские князья использовали создавшееся положение для обоснования якобы божественного происхождения царской власти и укрепления феодальной монархии. Возникали новые политические теории, доказывавшие необходимость и законность централизации государства. ЭТОМУ были подчинены все средства идеологического воздействия.
Список используемой литературы
Информация о работе Искусство Московского княжества XV - XVI веков