Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:09, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы: провести анализ литературных и творческих источников, в частности, изучение биографии Льва Бакста, изучение его творчества, изучение его работы с балетом Сергея Дягилева; произвести анализ графических приемов творческого источника, в частности, произвести анализ фигуры человека, анализ приемов и средств, применяемых в графическом источнике, провести анализ хроматических и ахроматических сочетаний графического источника, выявить аспекты использования этих приемов в графической подаче современной одежды, а также разработать эскизы коллекции современной одежды с применением выявленных приемов.
Ведение……………………………………………………………………3
1. Анализ литературных и иллюстративных источников……………...4
1.1. Биография Льва Бакста и его творчество…………………………4
1.2. Леон Бакст и « Русские сезоны »…………………………………12
2. Анализ графических приемов и творческих источников…………..21
2.1 Анализ изображения фигуры человека…………………………...21
2.2. Анализ приемов и средств, применяемых в графическом источнике………………………………………………………………...21
2.3. Анализ хроматических сочетаний графического источника…...22
2.4. Анализ ахроматических сочетаний графического источника….23
3. Выявление аспектов использования графических приемов творческого источника в разработке коллекции современной одежды…………………………………………………………………....24
Выводы…………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………...26
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1. Анализ литературных и иллюстративных источников……………...4
1.1. Биография Льва Бакста и его творчество…………………………4
1.2. Леон Бакст и « Русские сезоны »…………………………………12
2. Анализ графических
приемов и творческих
2.1 Анализ изображения фигуры человека…………………………...21
2.2. Анализ приемов
и средств, применяемых в
2.3. Анализ хроматических
сочетаний графического
2.4. Анализ ахроматических
сочетаний графического
3. Выявление аспектов
использования графических
Выводы………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Для создания новых коллекций одежды модельеры должны откуда-либо черпать свое вдохновение. Источниками их вдохновения может стать все что угодно. Зачастую, для создания коллекций модельеры обращаются к прошлому. Это могут быть эскизы костюмов прошлых эпох, культуры различных стран или картины художников.
Творчество Льва Бакста, выдающегося автора очень большого количества эскизов костюмов для балета и театра, завоевало признание во всем мире. Упоминая Льва Бакста и его театральные эскизы, нельзя не задеть его совместное творчество с балетом Сергея Дягилева. Его работы над костюмами для балета Сергея Дягилева безумно красивы, они насыщенные, пышные и невероятно фантастические. Их фееричность создает ощущение праздника, а праздник приветствуется во все времена. Именно поэтому данная тема остается актуальной в настоящее время.
Целью данной работы является исследование художественно-графических особенностей эскизов театральных костюмов и возможности их использования в изображении современного костюма.
Основные задачи курсовой работы: провести анализ литературных и творческих источников, в частности, изучение биографии Льва Бакста, изучение его творчества, изучение его работы с балетом Сергея Дягилева; произвести анализ графических приемов творческого источника, в частности, произвести анализ фигуры человека, анализ приемов и средств, применяемых в графическом источнике, провести анализ хроматических и ахроматических сочетаний графического источника, выявить аспекты использования этих приемов в графической подаче современной одежды, а также разработать эскизы коллекции современной одежды с применением выявленных приемов.
1. Анализ литературных и иллюстративных источников
Леон Николаевич Бакст - российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
1.1 Биография Льва Бакста и его творчество
Рис.1 Леон Бакст. Автопортрет.
Лейб Розенберг (Рис.1) родился 10 февраля 1866 года в Гродно (Белоруссия) в религиозной еврейской семье. Его отец делил время между добросовестным изучением Торы и мелкой коммерцией, которая, однако, не приносила большого достатка.
Его дед, парижский портной эпохи Второй Империи, был отмечен царем во время Крымской кампании и получил приглашение стать портным Российской армии и переехать в Петербург. Именно дед привил мальчику интерес к искусству.
У Леона Бакста было две сестры, — Софья и Роза и два брата — Жаза и Исай. Детство мальчик провел в Петербурге. Достаточно рано у него проявился интерес к рисованию, но его отец – верующий иудей запрещает ему рисовать, поскольку такое занятие противоречит заповеди «не сотвори себе кумира», запрещающей всякое изображение человека. Тогда Лейб сблизился с дедушкой по материнской линии, который был человеком светским, кроме того, поклонником театра. Вдохновлённый разрешением деда, Леон тайком от отца по ночам продолжил заниматься рисованием. В 1878 году Лейб Розенберг с успехом выдерживает экзамен по рисунку в школе и решает стать художником.
Его родители, с неодобрением относящиеся к решению сына, просят совета у влиятельного в то время скульптора Антокольского (еврея по происхождению). Антокольский признаёт неоспоримый талант мальчика, но советует ему, прежде всего, окончить обучение. Однако Лейб бросает учёбу и пытается поступить в Академию художеств, однако проваливает вступительный экзамен.
В 1883 году Лейб Розенберг, наконец принят в Академию художеств вольнослушателем. Здесь он знакомится с Серовым, Нестеровым и Врубелем. В свободное время подрабатывает иллюстрацией книг.
В 1887 году он, однако, исключен из Академии (за слишком реалистическую трактовку на экзамене сюжета «Мадонна, оплакивающая Христа»). Неприятности сыпятся на молодого художника одна за другой: смерть деда, развод родителей. Чтобы материально поддерживать мать, бабушку, братьев и сестёр Лейб Розенберг вынужден искать работу. Его друг писатель Канаев помогает ему ее найти: салонные портреты друзей и уроки рисования. Канаев же сводит его с известным акварелистом Альбером Бенуа. Через него Розенберг знакомится с его братом художником Александром Бенуа. Тот в свою очередь знакомит его с графом Бенкендорфом. Обладая связями при дворе, граф представляет Бакста Великому Князю Владимиру, президенту Императорской Академии Художеств, который заказывает ему для Военно-Морского музея полотно «Встреча Генарала Авеллана».
В начале девяностых годов он выставлялся в Обществе акварелистов. На своей первой выставке (1889 г.) Лейб Розенберг взял псевдоним Бакст - укороченную фамилию бабушки (Бакстер).
В 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства» и Бакст становится его активным участником. Он автор символа «Мира Искусства» - сидящего на вершине горы орла. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. живописью, Бакст пишет портреты Малявина (1899 г.), Розанова (1901 г.), Андрея Белого (1905 г.), Зинаиды Гиппиус (1906 г.) (Рис.2). В эти годы он преподавал живопись детям великого князя Владимира, что в значительной степени улучшило его материальное положение. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».
Рис.2 Портрет Зинаиды Гипиус
В 1898 году Бакст экспонировал свои работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников», на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине. Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902 г.), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.(Рис.3) Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас»(Рис.4) (Terror Antiquus) (1906-1908 гг.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.
Рис.3 Картина «Ужин»
Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», «Золотое руно» позднее в художественном журнале «Аполлон». Он успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры и выставки, в частности выставочный зал Русских Портретов). В 1906 году участвует в выставках «Мира Искусства» в Санкт–Петербурге и Париже. Тогда же Бакст познакомился с дочерью П.М. Третьякова Любовью Павловной. Начался роман, потом был переход Леона в православие, свадьба, рождение сына Андрея, и — развод. После развода, в 1909 году, Бакст демонстративно и скандально порывает с православием и возвращается в иудаизм. На этот скандальный жест власти отреагировали жёстко — выслали его из Санкт-Петербурга как человека еврейской национальности. С тех пор Бакст жил в основном в Париже. В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в Грецию, где изучал археологические находки Крито-микенского периода. Бакст открыл для себя (а потом и для всей Европы), что архаическая Греция — это не белый цвет, который все так популяризировали целые столетия, а буйство красок. Именно тогда определились основы стиля Бакста: архаическая греческая раскованность костюма в сочетании с роскошью Востока. С 1906 по 1910 год Леон Бакст вместе с Добужинским во время визитов в Санкт-Петербург преподает в школе Званцевой. В период 1908-1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку считал, что это пойдет во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти. Шагал, тем не менее, поехал, с голоду не умер и стал знаменитостью.
В 1907 году Бакст оформляет организованные Шаляпиным и Дягилевым «Русские концерты» в Париже. В 1908 году Бакст заканчивает работу над картиной «Античным террор» (премия на Международной Выставке в Брюсселе в 1910 году).
В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева, а с 1911 года — художественным директором антрепризы. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г.), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г.), «Жар-птица» Стравинского (1910 г.), «Карнавалу» (1910 г.), «Нарцисс» Черепнина (1910 г.), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г.), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г.), «Синий бог» Р. Гана (1912 г.), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г.), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г.), «Игры» (1913 г.), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г.), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г.), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г.). Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон. Общественный поворот вкуса, который последовал за этими триумфами, в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада». Разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. Со всех сторон на него сыпались заказы от театров. Он активно сотрудничает с Идой Рубинштейн: декорации и костюмы к «Мученичеству Святого Себастьяна» К. Дебюсси (1911 г.), «Тамар» (1912 г.), «Голубой Бог» (1912 г.), «Полдень фавна»(1912 г.), «Елена Спартанская» Д. де Северака (1912 г.) (Рис.5), «Пизанелла» (1913 г.) «Смущенная Артемида» (1922 г.), «Федра» (1923 г.), «Истар» (1924 г.).
Рис.5 Эскиз костюма для балета «Елена Спартанская» для Иды Рубенштейн
Бакст оформлял также спектакли в парижских театрах: «Садко» (в сотрудничестве с Б. Анисфельсом, 1911 г. театр «Шатле»), «Иван Грозный (1911 г., театр «Гете Лирик»), трагедия «Елена Спартанская» Верхарна (1912 г., театр «Шатле»), мистерия «Мучения св. Себастиана» Д’Аннунцио (1913 г., театр «Одеон»), «Мавра» (1921 г., Опера Комик), «Аладдин и волшебная лампа» (театр Мариньи), «Юдифь» (1922 г., театр Жимназ, режиссер А. Антуан), по собственным сценариям мимодраму «Подлость» и водевиль «Старая Москва» (оба — театр «Fémina», 1922 г.), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ (Рис.6) и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922-1923 гг.). Кроме того художник сотрудничал и с театрами Лондона («Спящая красавица», 1922 г., театр «Альгамбра»), Брюсселя, Рима, Нью-Йорка.
Рис.6 эскиз костюма к балету «Смущенная Артемида»
Работая над эскизами театральных костюмов, Леон Бакст невольно начал оказывать влияние на парижскую, а затем и европейскую моду. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. «Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Изысканность ярких цветов, роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, пышное изобилие орнамента и украшений — все это настолько поражало воображение, настолько отвечало жажде нового, что воспринято было и жизнью. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. Добужинский). «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Бакстовские мотивы видны в работах парижских домов моды Paquin, Callot Soeurs, Drecoll и Babani — это шаровары, тюрбаны, женские лифы, ориентальные подушки. Туалеты, выполненные по его эскизам, поражали яркостью красок, гармонией цветов и изысканностью отделки, драпировки, удачным подбором бисера и жемчуга. Бакст пробует себя и в искусстве дизайна. С 1915 по 1922 год в качестве дизайнера оформил внутреннее убранство дома Ротшильда в Лондоне. В 1914 году благодаря покровительству графа Д. Бенкендорфа, Леон Бакст выбран членом Российской Академии Художеств. Это давало ему право проживания в Российской империи вне черты оседлости, но в Россию он не вернулся – помешала Первая мировая война.
Если в России Бакст был для властей «нежелательным элементом, то Франция отметила его заслуги, наградив его орденом Почётного легиона.
27 декабря 1924 года придя на репетицию балета «Истар», где у него была назначена встреча с Идой Рубинштейн, Леон Бакст почувствовал себя плохо и был срочно доставлен в клинику в Рюэй Мальмезон (врачи констатировали отёк лёгких), где вскоре скончался. Толпа художников, поэтов, музыкантов, критиков искусства, актёров и танцоров проводила Леона Бакста на кладбище Батиньоль. С. Дягилев отправил телеграмму с соболезнованиями его семье.
Поражает
многообразие и разносторонность его
дарований: сценограф, живописец и график,
дизайнер интерьеров, модельер костюма,
педагог, литератор, мастер декоративно-оформительского
искусства.
Творчество Бакста оказало значительное
влияние на сценографическое искусство
России и Франции. В его творчестве проявилось
стремление к изысканности, стилизации.
Для лучших работ художника характерны
смелая композиция, яркая красочность,
чувство ритма.