Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:05, курсовая работа
Выставки Товарищества пробуждали огромный интерес общества к искусству и имели исключительный успех у самых различных слоёв населения прежде всего потому, что художники смогли отразить в своих произведениях правду, которая, к сожалению, часто была завуалирована официальной идеологией. В наши дни эти картины являются не только культурным достоянием, но и важными историческими документами.
№ Введение. Краткий обзор использованной литературы……………….. 3
Глава I. Организация Товарищества передвижных художественных
выставок…………………………………………………………………….....4
§ 1. Борьба за идейную и творческую независимость………………....4
§ 2. Организация Товарищества ……………………………………… .8
§ 3. Значение первой выставки Товарищества………………………...10
Глава II. Годы роста. Собирание сил.
Борьба за самостоятельное существование………………………………….11
§ 1. Этапы деятельности Товарищества……………………………… ..11
§ 2. Идейный облик передвижников…………………………………. .13
§ 3. Направления творческих исканий………………………………....15
Глава III. Историческая живопись в Товариществе…………………….....16
§ 1. Творчество Н. Н. Ге………………………………………...……....16
§ 2. Творчество В. И. Сурикова – Высший этап развития русской
исторической живописи………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………...…….26
Список используемой литературы………………………………………….28
Глава I. Организация Товарищества передвижных художественных
выставок………………………………………………………
§ 1. Борьба за идейную и творческую независимость………………....4
§ 2. Организация Товарищества ……………………………………… .8
§ 3. Значение первой выставки Товарищества………………………...10
Глава II. Годы роста. Собирание сил.
§ 1. Этапы деятельности Товарищества……………………………… ..11
§ 2. Идейный облик передвижников………
§ 3. Направления творческих
Глава
III. Историческая живопись в Товариществе…………………….....16
§ 1. Творчество Н. Н. Ге……………………………
§ 2. Творчество В. И. Сурикова – Высший этап развития русской
исторической живописи………………………
Список
используемой литературы………………………………………….28
9
ноября 1863 года большая группа
выпускников Академии
Одним из интереснейших аспектов творчества передвижников является, на мой взгляд, историческая живопись. Нельзя без содрогания смотреть на лица женщин в картине «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, без восхищения на боярыню Морозову, без сожаления на Меншикова и его обречённых на смерть детей. Может быть, многие скажут, что эти картины слишком мрачные и по настроению, и по своему колористическому решению. Но ведь время, на протяжении которого творили художники, характеризовалось прежде всего кардинальными изменениями в экономической, политической и социальной сферах (последствия реформ 60-70-х годов). Это не могло не отразиться и на развитии русской культуры. Именно поэтому в искусстве передвижников нашли яркое художественное выражение основные вопросы эпохи, идеи борьбы народных масс за своё социальное и национальное освобождение. С большой любовью воплощали они положительные образы борцов-революционеров и выдающихся деятелей русской национальной культуры, раскрывали духовную красоту, мудрость и силу тружеников, многообразие и поэтическое обаяние родной природы. На мой взгляд, одной из особенностей полотен передвижников является глубокий психологизм их произведений. Пётр I, Екатерина II, Ермак, Меншиков предстают перед зрителем прежде всего не как прославленные исторические деятели, а как люди с нелёгкой судьбой. Основное внимание художники уделяли психологическому осмыслению их образов. Большое значение в творчестве передвижников имела также тема народа. Этим они выражали веру в то, что исторический прогресс в конечном счёте определяется не отдельными выдающимися личностями, а народом.
В целом русская живопись XIX века несла в народ те же, что и литература, идеи гражданского и национального достоинства, свободомыслия, гуманизма. Можно сказать, что если Пушкин, Гоголь, Тургенев и Лев Толстой были голосом передовой России, то Крамской, Ге, Репин и Суриков – её зрением. По моему мнению, живопись передвижников можно по праву назвать энциклопедией русской жизни.
Выставки Товарищества пробуждали огромный интерес общества к искусству и имели исключительный успех у самых различных слоёв населения прежде всего потому, что художники смогли отразить в своих произведениях правду, которая, к сожалению, часто была завуалирована официальной идеологией. В наши дни эти картины являются не только культурным достоянием, но и важными историческими документами. В призведениях передвижников каждый человек может найти что-то своё и (кто знает?) открыть для себя новые горизонты.
История
организации Товарищества, основные
стороны деятельности передвижников
и историческое значение этой организации
представлены в книгах Ф. С. Рогинской
«Товарищество передвижных художественных
выставок», А. В. Парамонова «Передвижники»
и Э. Гомберг-Вержбинской «Передвижники».
Большой интерес представляет монография
Я. Д. Минченкова «Воспоминания о передвижниках»,
откуда читатель может узнать неизвестные
ранее подробности о творческих исканиях
и жизненном пути членов Товарищества.
В книге Н. А. Троицкого «Россия в XIX
веке» (курс лекций) прекрасно освещена
историческая обстановка в стране в период
возникновения Товарищества, а также даётся
краткая характеристика творчества передвижников.
Сведения о принципах работы и организации
Товарищества, деятельности передвижников
можно узнать из книги «Письма. Статьи.»
Крамского И. Н., на протяжении многих лет
бывшего руководителем организации. Интересен
и труд А. Н. Бенуа «История русской живописи
в XIX веке» , рассказывающий о развитии
русского искусства на протяжении всего
столетия.
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРИЩЕСТВА
ПЕРЕДВИЖНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК
§ 1. Борьба за идейную и творческую независимость
Конец 50-х и 60-е годы XIX века явились переломным моментом в истории России. Нарождающиеся капиталистические отношения расшатывали основы феодально–абсолютистского строя. К глубокому кризису приходит крепостная система, окончательно ставшая тормозом на пути развития производственных сил страны. Поражение России в Крымской войне ( 1853 – 1856 ) показало историческую обреченность крепостного строя, вызвало мощный рост антикрепостнического движения. На рубеже 50 – 60 годов XIX века в России сложилась революционная ситуация. Под давлением нарастающих недовольств и революционных выступлений народа царское самодержавие было вынуждено провести отмену крепостного права, открывшую пути для капиталистического развития страны. Но проведенная сверху аграрная реформа не облегчила положение крестьянства, попавшего под двойной гнет помещиков и капиталистов.
Революционно – освободительное движение вступило в новый, разночинно – демократический этап своего развития. Огромную роль в борьбе народа за национальное и социальное освобождение сыграла русская демократическая культура, развившаяся под воздействием идей великих русских просветителей. Труды Белинскоого, Чернышевского, Добролюбова заложили основу боевой материалистичной эстетики, ставшей прочным фундаментом для развития литературы, театра, музыки, изобразительного искусства.
Демократическим,
социально заострённым
Однако,
несмотря на общность идейно – художественных
задач, которые ставили перед
собой молодые художники –
разночинцы, их силы были в ту пору ещё
разобщены.
Одной из причин этого была система художественного образования и та роль всей деятельности Академии художеств, которую она играла в духовной жизни России той поры. Созданная и оформившаяся во второй половине XVIII века, она стимулировала расцвет русского классицизма. На первый план выдвигался историчесий жанр, в котором преобладали темы героического, патриотического характера.С утратой классицизмом высокого гражданского пафоса и превращением его в оплот официального искусства Академия, оставаясь крупнейшим очагом художественного образования и школой высокого професионального мастерства, постепенно утрачивает свой былой авторитет прогрессивного культурного центра страны и перерождается в бюрократическое учреждение, проводящее охранительную художественную политику. Идейно скудеет и академическая живопись, главным содержанием которой в это время становятся религиозные, библейские и мифологические сюжеты. Всё это находило выражение и в её педагогической системе, воспитывавшей учащихся в духе официального и далёкого от жизни искусства. Позиция её по отношению к нарождающемуся демократическому направлению русского искусства была откровенно вражлебной. Поэтому вышедшие из стен Академии молодые художники – разночинцы, верные своим демократическм принципам, оказываются лишенными помощи и поддержки. Социально-критическая направленность их произведений, воспроизводила реальную действительность, лишала их возможности участия на выставках Академии и получения официальных заказов. Тягостная зависимость от Академии, от сановных меценатов, производственная неустроенность – всё это толкало художников – разночинцев ещё в 30 – 40 годы на поиски организационных форм для совместной деятельности, независимости от Академии, для коллективных выступлений с широким привлечением зрителей. Шёл процесс сложения национальной реалистичной школы.
Рубеж 60–х годов вносит в художественную жизнь страны существенные изменения. Значительно возрастает роль демократических сил. Вновь созданное в 1860 году «Общество любителей художеств» художники – демократы стремились превратить в свой опорный пункт. В качестве активных его участников ( с 1861 года ) мы встречаем – П. М.Шмелькова,В. В. Пукирева, А.К. Саврасова, Н.В. Неврева,В.Г Перова, И.И. Шишкина, И. М. Прянмшникова, пейзажистов Л.Л. Каменева, С.Н. Аммосова. Почти все они впоследствии – передвижники.Общество под воздействием демократической общественности стремилось активно поддерживать реалистическую отечественную живопись, прежде всего бытовую. Была при обществе и постоянная выставка. Многие годы председателем Общества был С.М. Третьяков. Вся эта деятельность развивала общественные навыки у художников, закладывала некоторые традиции самоуправления. И всё же московские художники –«шестидесятники» чувствовали себя глубоко неудовлетворенными своей ролью в художественной жизни и характером деятельности Общества любителей художеств, так как картины передовой русской школы составляли лишь вкрапления в разнокалиберную экспозицию. Художникам всё же приходилось отстаивать свою независимость от сановно – барственной опёки. Таким образом Общество не могло стать подлинным творческим центром и проводником их творчества к народу.
По-иному,
в более острой форме, развёртываются
события в петербургском
Во главе протестующих стоял Крамской. Выдающийся портретист, он являлся и выдающимся теоретиком реализма, приближавшимся в ряде своих положений к материалистическому пониманию исторического процесса. В своей эстетической концепции Крамской был последователем Белинского и Чернышевского и неутомимым борцом за сплочение всех лучших сил русского искусства под знамёнами реализма. В дни «бунта» он был ещё юношей - высоким, худым, с узким разрезом пристально глядящих глаз. Но уже тогда его же сверстники видели в нем своего подлинного вожака. Сам Крамской впоследствии называл 9 ноября «единственным честно прожитым днём».1 Выступлению протестантов предшествовала необычная для истории Академии переписка. За несколько месяцев до конкурса будущие конкуренты просили удовлетворить их «задушевное желание» писать картины на самостоятельно выбранную тему, отвечающую их личным склонностям. Возможно, что, если бы подобное требование было предъявлено на два – три года раньше, когда в Академии были сильны либеральные настроения , дело не дошло бы до взрыва. Но в конце 1863 года положение усложняется. Крестьянская реформа, даже при том, что она была весьма ограниченной, польское восстание сильно охладили пыл либералов. Поэтому руководство Академии не сочло возможным пойти навстречу ходатайству академистов.