История и истоки развития гуманизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 03:16, контрольная работа

Описание

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Гуманизм традиционно определяется как система воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие, и объявляющих нормой отношений между людьми принципы равенства и человечности. Среди ценностей традиционной культуры важнейшее место занимали ценности гуманизма (добро, справедливость, нестяжательство, поиск правды)

Работа состоит из  1 файл

история и истоки развития гуманизма в России.docx

— 45.82 Кб (Скачать документ)

XVI век. Знаменитый мыслитель  - книжник Феодосии, прославившийся  «своим новым учением», провозглашает  равенство всех народов, всех  вер. «Немцы, татары, русские - все суть едины у господа», - заявляет он (цит. по: Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. С. 203).

А каким страстным гуманизмом, какой  неизбывной любовью к простому человеку пронизано творчество гениального  А. Н. Радищева! Вслушаемся в его вдохновенные, трепетные слова: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала» (Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву// Избр. философ, произв. М., 1949. С. 39).

Вспомним «неистового Виссариона» - Белинского. В одном из своих писем он говорит о бессмысленности всего мирового строя, если в нем остается хоть одно страдающее существо. Точно также думал и Ф. М. Достоевский.

Факты можно приводить еще и  еще. Однако достаточно и этих, чтобы  с гордостью причислить себя к  самой великой и гуманистической  традиции в мире - к традиции российского  гуманизма.

Удастся ли России вырваться к подлинно человеческому, гуманистическому будущему? Станет ли она духовным центром гуманистической  цивилизации? Обеспечит ли она духовное единство идеологий и культур Востока и Запада? Выработает ли она некую общую (и для себя, и для человечества) новую гуманистическую систему ценностей?

Ответы на эти и другие вопросы  во многом будут зависеть от того, насколько  и как в современной стратегии  управления обществом будет уделяться  внимание фундаментальным проблемам  духовного развития России - ядра жизни  ее народа.

Государство российское становится гуманистичным и одновременно сильным (самодостаточным, независимым) лишь в том случае, если оно служит обществу, человеку, если оно обеспечивает условия благосостояния всем членам общества, в том числе условия развития культуры, образования, науки, здравоохранения. Во всех переменах, происходящих в российском обществе, ныне возрастает роль субъективного фактора. Это естественно. Но возвышение и утверждение субъективного фактора - человека - должно идти (и пойдет!) не посредством усиления его возможностей к насилию, агрессии, цинизму, а на путях роста гуманизма, согласия, взаимного понимания, уважения, добра, любви.

Осуществить исторический поворот  российского общества к цивилизации  с гуманистической ориентацией  невозможно без одновременного развития социально-гуманитарных наук - наук о  человеке, обществе и культуре. Стратегический прорыв в культуре, экономике, политике, праве, психологии людей, нравственных основаниях возможен лишь на базе переосмысления всего того, что выработано человечеством  в самопознании.

Известно, что в системе наук именно социально-гуманитарные науки  призваны заблаговременно предупреждать общество об ожидающих его трудностях, разрабатывать альтернативные варианты решений и обосновывать выбор оптимальных. Их смысл и предназначение состоят в том, чтобы обеспечить надежное социальное прогнозирование. Социально-гуманитарные науки - самая динамичная сила, способная раздвинуть границы познанного, проникнуть а глубины материального " духовного мира, утвердить человека как личность с его духовными ценностями, культурой, творческими возможностями, сформировать гуманистическое видение общественного развития.

Однако отечественные науки  о человеке, обществе, культуре сами оказались в столь же глубоком кризисе, что и само общество. Схоластизм, догматизм, отрыв от жизни, существенный перекос в системе наук в пользу естественно-технического знания, настойчивая идеологическая ангажированность, изолированность от мировых научных процессов - все эти факторы имели печальные последствия для внутреннего развития социально-гуманитарных наук и общества в целом.

Попытка выхода из глубочайшего кризиса, охватившего российское общество, не отрицает, а, наоборот, предполагает и  усиливает необходимость поиска новой парадигмы развития, новой  методологии, новой теории, новой  идеологии, которые немыслимы без  социально-гуманитарного знания. Отказ  от некоторых сложившихся обществоведческих  дисциплин, их устаревших догм, стереотипов  не освобождает нас от необходимости  проведения принципиально новых  комплексных (междисциплинарных) исследований, приращения новых знаний. Именно с  этими науками мы связываем идею возрождения и развития России, возможности  человека сформировать и утвердить  его гуманистическое миропонимание, поведение и действие в обществе.

Если нашему обществу суждено пойти  по пути роста культуры, развития образования, утверждения гуманизма, то мы вправе полагать, что социально-гуманитарные науки все более и более  будут выходить на первое место и  играть роль лидера в системе наук.

 

Появление гуманизма в  России.

 

Уже у первых значительных русских  поэтов XVIII  века  -  Ломоносова  и Державина -  можно найти  национализм,   соединенный   с гуманизмом. Уже не святая Русь, а Великая Русь вдохновляет их; национальный эпос, упоение величием  России  относятся  всецело  к  эмпирическому  бытию России вне  всякого историко-философского обоснования.

Державин,  истинный  "певец  русской   славы",   защищает   свободу   и достоинство человека. В стихах, написанных на рождение внука  Екатерины  II (будущего императора Александра I), он восклицает:

«Будь страстей твоих владыка,

Будь на троне человек.»

Этот мотив чистого гуманизма  все больше  становится  кристаллизационным ядром новой идеологии.

В духовной мобилизации творческих сил  России  сыграло  громадную  роль русское масонство XVIII и начала XIX веков. С одной стороны, оно  привлекало к себе людей, искавших противовеса  атеистическим  течениям  XVIII  века,  и было в этом смысле выражением  религиозных  запросов  русских  людей  этого времени.  С  другой  стороны,  масонство,  увлекая   своим   идеализмом   и благородными гуманистическими мечтами о служении  человечеству,  само  было явлением  внецерковной  религиозности,  свободной  от  всякого   церковного авторитета. Захватывая  значительные  слои  русского  общества,  масонство, несомненно, подымало творческие движения в душе, было школой гуманизма, и в то же  время  пробуждало  и  умственные  интересы.

В основе этого гуманизма  лежала  реакция  против  одностороннего интеллектуализма эпохи. Любимой формулой здесь была мысль, что "просвещение  без нравственного  идеала  несет  в  себе  отраву". В русском гуманизме,   связанном   с масонством,  существенную роль играли мотивы моральные.

Также формировались все основные черты будущей "передовой" интеллигенции - и на  первом  месте  здесь  стояло сознание  долга  служить  обществу,  вообще  практический идеализм. Это был путь идейной  жизни и действенного служения идеалу.

 

 

 

Современный гуманизм в России

 

Современный гуманизм принадлежит  к числу идейных движений, получивших организационное оформление в XX в. и  интенсивно развивающихся в наши дни. Сегодня организации гуманистов существуют во многих странах мира, в том числе и в России. Они объединены в Международный этический и гуманистический союз (МГЭС), насчитывающий более 5 млн. членов. Гуманисты строят свою деятельность на основе программных документов – деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются «Гуманистический манифест-I» (1933), «Гуманистический манифест-II» (1973), «Декларация светского гуманизма» (1980) и «Гуманистический манифест-2000″ (1999).

Возникновение организованного  гуманистического движения в нашей  стране связано с деятельностью  Российского (до 2001 г. – Русского) гуманистического общества (РГО). Оно получило юридическое  оформление 16 мая 1995 г. как межрегиональное  общественное объединение секулярных (нерелигиозных) гуманистов. Общество стало «первой в истории России негосударственной организацией, поставившей своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма, гуманистического стиля мышления и психологии, гуманного образа жизни». Основателем РГО и его бессменным руководителем является доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Кувакин.

Согласно Уставу РГО, основной целью Общества являются «теоретические исследования, культурно-просветительская и социальная практика, направленная на распространение и реализацию в общественной жизни идей и принципов  светского (секулярного, нерелигиозного) гуманизма; объединение для совместной деятельности людей, разделяющих установки и принципы скептицизма, рационализма, различных форм нетоталитарного свободомыслия и индифферентизма в отношении религии». Общество имеет пять основных направлений своей деятельности: 1) научное; 2) учебно-воспитательное и культурно-просветительское; 3) издательское; 4) социальное; 5) международное.

С осени 1996 г. выходит в  свет ежеквартальник «Здравый смысл: Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов» (на сегодняшний день опубликовано 23 номера). Журнал издается Российским гуманистическим обществом, Исследовательским центром РГО при МГУ им. М.В.Ломоносова при поддержке американского Исследовательского центра и Совета по секулярному гуманизму (Амхерст), философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского философского общества и Общероссийского общественного движения «За здоровую Россию». В редакционный совет входят: вице-президент РАЕН физик Сергей Капица, декан философского факультета МГУ Владимир Миронов, академик РАН физик Виталий Гинзбург, председатель Совета по секулярному гуманизму Пол Куртц (США), антрополог Х. Джеймс Беркс (Каниссиус-колледж, США), академик РАН физик Эдуард Кругляков, писатель, редактор журнала «Международные гуманистические новости» Джим Херрик (Великобритания), научный сотрудник Онкологического центра РАМН, доктор медицинских наук Давид Заридзе и член Совета по светскому гуманизму Тимоти Мэдиган (США). Главным редактором журнала является профессор В.А. Кувакин.

РГО занимается изучением  истории гуманизма, разработкой  философских оснований гуманистического мировоззрения, проводит исследования и экспертизы в собственном Центре исследований (Center for inquiry, Moscow), составляет учебные курсы по теории и практике современного гуманизма, переводит на русский язык и издает работы ведущих теоретиков мирового гуманистического движения. Общество провело две международные конференции – «Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности» (Москва, 2-4 октября 1997 г.) и «Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия» (Санкт-Петербург, 14-18 июня 2000 г.), собравших гуманистов из России и различных стран мира.

К числу важнейших направлений  деятельности российских светских гуманистов относится критика различных  форм мистицизма и иррационализма. По этому направлению РГО тесно сотрудничает с Комиссией РАН по борьбе с антинаукой и фальсификацией научных исследований, возглавляемой академиком Э.П. Кругляковым. 3-7 октября 2001 г. в Москве в здании Президиума РАН состоялся международный симпозиум «Наука, антинаука и паранормальные верования», на котором обсуждались проблемы социального и ценностного статуса науки, конфронтации научного и антинаучного знания, распространения паранормальных верований и др.

Среди российских светских гуманистов – известные ученые академики  РАН Г.И. Абелев, В.Л. Гинзбург, Э.П. Кругляков, профессора Ю.Н. Ефремов, С.П. Капица, доктор физико-математических наук Г.В. Гивишвили, доктора философских наук Л.Б. Баженов, М.Н. Грецкий, Д.И. Дубровский, В.Н. Жуков, А.Ф. Зотов, В.А. Кувакин, Ю.М. Павлов, А.В. Разин, З.А. Тажуризина, В.Н. Шевченко, кандидаты наук В.Б. Андреев, Л.Е. Балашов, А.В. Соколов и др.), публицисты В.М. Васин, А.Г. Круглов (Абелев), Е.К. Сметанин и др., педагоги, а также другие представители различных слоев российского общества25. Деятельность РГО находит поддержку со стороны проректора и декана философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова профессора В.В. Миронова и декана философского факультета Санкт-Петербургского университета профессора Ю.Н. Солонина. В свое время деятельность Общества поддерживали также ныне ушедшие из жизни академики РАН Н.Н.Моисеев и И.Т. Фролов.

Теперь обратимся к  тем определениям гуманизма, которые  даются сегодня российскими гуманистами.

Валерий Кувакин полагает, что гуманизм является следствием естественно присущей человеку человечности. «Он предполагается тем обыкновенным фактом, что у каждого из нас есть собственное Я, что есть человек как человек, имеющий «за душой» что-то положительное». Однако это вовсе не означает, что люди, так сказать, «обречены» на гуманизм. Еще философами Древней Греции (Хрисипп, Секст Эмпирик) было подмечено, что человеческому существу присущи три группы качеств – положительные, отрицательные и нейтральные.

Нейтральные человеческие качества (к ним относятся все физические, нервно-психологические и познавательные способности, свобода, любовь и другие психо-эмоциональные характеристики) сами по себе ни хороши, ни плохи, но становятся таковыми, когда сочетаются с положительными и отрицательными качествами человека. На основе отрицательных качеств формируется нечто противоположное гуманизму, например, криминальное или садистское мировоззрение. Оно вполне реально и представляет собой иррациональную тягу человека к уничтожению и самоуничтожению. К качествам же, характеризующим положительный полюс человеческой природы, относятся «доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др.».

Основным признаком фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью, которая совершает актуальный выбор  себя самой не просто в качестве индивидуального Я (что происходит в обычном акте самосознания), а  Я, достойного лучшего в себе и  равнодостойного всем ценностям мира. «Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей – это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма. Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность – неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека. Абсолютно бесчеловечных людей не бывает и быть не может. Но нет и абсолютно, стопроцентно человечных людей. Речь идет о преобладании и борьбе в личности того и другого».

Информация о работе История и истоки развития гуманизма в России