Этапы и пути создания сценариев массового театрализованного представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание

Режиссеру театрализованных представлений, работающему над разработкой массового праздничного действа, для успешного проведения праздника необходимо обладать специальными навыками и умениями. Одним из основных таких навыков является умение разработки яркого, интересного, информативного, точно педагогически выстроенного сценария массового театрализованного действа. И зачастую, специфической особенностью массового театрализованного действа являются: нетрадиционная сценическая площадка и многочисленное количество участников, включая зрителей.

Содержание

Введение...................................................................................................................... 3


I. Основные этапы создания сценариев массовых ТП:

1. Создание идейно-художественного замысла сценария..........................4-6

2. Отбор сценарного материала...................................................................7-8

3. Монтаж и запись сценарного материала в сценарий массового ТП..9-11


Заключение..................................................................................................................12

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ИиТ массовых праздников.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 «ОРЛОВCКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

 

 

Факультет:               Социально – культурная деятельность.

 

Квалификация:       Режиссёр театрализованных представлений и праздников.

 

Курс:                           4

 

 

 

Контрольная работа:

 

 

По предмету:      История и теория массовых праздников

 

 

 

Тема:   Этапы и пути создания сценариев

массового театрализованного представления.

 

 

 

 

 

 

                                                Выполнил: 

                                                              Кинёв А.В

 

                                            Проверил:

                        Патов Н.А.                   

                                       

Орел 2013г.

 

 

Содердание:

 

 

 

 

 

Введение...................................................................................................................... 3

 

 

I. Основные этапы создания сценариев массовых ТП:

 

1. Создание идейно-художественного замысла сценария..........................4-6

 

2. Отбор сценарного материала...................................................................7-8

 

3. Монтаж и запись сценарного материала в сценарий массового ТП..9-11

 

 

Заключение..................................................................................................................12

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Режиссер – это тот, кто умеет наблюдать жизнь

и обладает максимальным количеством знаний

 во всех областях,

помимо своих профессионально-театральных.»

К. С. Станиславский 

 

Режиссеру театрализованных представлений, работающему над разработкой  массового праздничного действа, для  успешного проведения праздника необходимо обладать специальными навыками и умениями. Одним из основных таких навыков является умение разработки яркого, интересного, информативного, точно педагогически выстроенного сценария массового театрализованного действа. И зачастую, специфической особенностью массового театрализованного действа являются:  нетрадиционная сценическая площадка и многочисленное количество участников, включая зрителей.  Театрализованные шествия, карнавалы, процессии; военные парады и муниципальные митинги; спортивно-художественные праздники и олимпиады и т. д. – все эти разновидности массового праздника требуют особой сценарной подготовки.

Поэтому  цель данного  исследования выявить и изучить  основные этапы и стадии в написании  сценария массового театрализованного представления.

 

 

 

 

 

 

I. Основные этапы создания сценариев:

1. Создание идейно-художественного замысла сценария.

Детально рассмотреть этот основной этап зарождения сценария театрализованного представления, позволит более тщательное изучение значения понятия «идейно-художественного замысла».

Замысел – это «исходное представление художника о своём будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. Планы, программы, заявки, наброски, этюды, эскизы, - вот наиболее распространенные формы внешней фиксации замысла в искусстве. Но порою, он может существовать и без такой фиксации – лишь как факт самосознания автора».

Но какой же замысел  называется художественным? А главное, что лежит в основе всего творческого процесса?

Из изученного уже  курса теории драмы, мы знаем, что  основными двигателями творческого  процесса являются понятия: тема, идея и конфликт. Но достаточно ли этого, для того, чтобы разработать основную концепцию замысла в сценарии театрализованного представления? « Без понимания своего исследования, без понимания проблем, волнующих сегодня людей, для которых мы создаем наш сценарий, без личностного отношения к изучаемому материалу действительности – вряд ли может родиться что-то значительное, неординарное, вызывающее интерес аудитории, интерес современников» - пишет С.И.Гавдис.

Соответственно, для того, чтобы начать разработку идейно-художественного  замысла, необходимо определить:

  • Тему будущего театрализованного представления;
  • Актуальность выбранной темы;
  • Аспекты проблематики, поднимаемой темы в современном обществе;
  • Идею, которая ляжет в основу авторской концепции сценария;
  • Определить точную постановку педагогической цели будущего ТП.

Для того чтобы произвести все эти операции, сценаристу необходимо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональных впечатлений в процессе изучения и анализа художественного материала вокруг празднуемого события. В связи с этим, творческий процесс работы над сценарием будущего театрализованного представления начинается с решения сценаристом следующих задач:

  • Выявления и изучение события, которому будет посвящен сценарий;
  • Тщательное  изучение жизненного и художественного материала;
  • Изучение психолого-педагогической характеристики аудитории будущего театрализованного представления, её интересов и потребностей;
  • Выбор и изучение визуальных и технических возможностей сценической площадки для будущего ТП;
  • Выявление творческих и финансовых возможностей для воплощения ТП.

Решив эти задачи, сценарист  сумеет определить идейно-тематическую основу, выявить педагогическую ценность и закончить формирование смыслового каркаса сценария будущего массового ТП.

Остаётся последний  вопрос. Процесс поиска художественно-образного решения содержания театрализованного действа, который приведет сценариста к возможности приступить к определению сценарно-режиссерского хода, приёма театрализованной программы и определить жанровую принадлежность будущего массового действа, а главное – разработать его сюжет.

Исследуем вопрос художественности будущего сценария массового ТП подробнее. «Известно, что искусство отражает жизнь по-своему, через особую художественную условность, которая возникает не случайно. Условность художественного произведения подчеркивает его принадлежность к особой форме отражения действительности. Она позволяет в одном произведении передать огромное жизненное содержание» - подсказывает С.И.Гавдис. «Необходимо помнить, что без этой условной формы отражения жизни нет искусства.»

Так, если представить себе, что  «художественное произведение, пьеса – это зеркало, которое отражает кусок жизни, то, вероятно, угол отражения этого зеркала должен быть у каждого автора своим. И то, под каким углом поставлено это зеркало, и есть, по-видимому, особенность данного автора, его манеры и стиль», - рассуждает Г.Товстоногов. Таким образом, художественный образ массового представления формируется посредствам изучения истории события, связанных с ним традиций, обрядов и произведений искусства.

Заканчивая исследование данного этапа формирования сценария массового театрализованного представления, важно отметить, что сценаристу, до перехода на следующий этап работы над сценарием, необходимо определить жанровую принадлежность всего действа. Жанр –(фр. «женр») – род, вид.

Жанр – это исторически  сложившийся вид произведения, с соответствующей системой выразительных средств.

  Именно жанр определяет и язык, и характер будущего произведения. Посредством жанра сценарист передает зрителю свой эмоциональный настрой. И какой бы жанр ни выбрал сценарист, главное для него – убедительно и оригинально донести свою мысль до зрителя. Для чего автор как бы предлагает условия, при которых произведение откроется нам. Таким образом, утвердив смысловой каркас, определив авторскую концепцию в замысле сценария, создав определенную атмосферу своего действа, сценаристу необходимо создать некий негласный договор со зрителем – увлечь его в игру, а точнее: найти сценарно- режиссерский ход всего массового действа. Найти сценарно-режиссерский ход – значит, определить предлагаемые обстоятельства, выявить главные действующие силы и характер их взаимодействия, выявить конфликт театрализованного действа и решить его развитие. Вместе с тем, сценарист должен найти сценарно-режиссерский ход и прием не только всего сценария, но и каждого блока, эпизода и единицы сценической информации. Только тогда можно говорить о создании идейно-художественного замысла массового театрализованного представления.

 

 

2. Отбор сценарного материала

 

На данном этапе работы сценарист должен отобрать из множества различных жизненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях и событиях, разнообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария.

Главенствующую роль в отборе сценарного материала играет

сценарно-режиссерский замысел как  фундаментальный и перспективный  ориентир в построении всего действа  массового ТП. Только верный и точный отбор сценарного материала позволит реализовать образное решение сценарно-режиссерского замысла и создать его литературную основу.

«От точности факта зависит  в конечном итоге и точность результата, то есть точность попадания в цель, действенность нашей работы» -

замечает В.А. Саруханов.

Искусство учит людей  понимать сложности жизни, сложность  переплетения общественных и личных отношений, сложность самого человека. Искусство учит жизни. «Поэтому уже в процессе отбора материала задача сценариста – умело находить и открывать в противоречивом жизненном материале те невидимые связи, которые при неожиданном соединении кажущихся далекими друг от друга фактов помогут ему, без всяких объяснений образно выразить свою авторскую концепцию и достичь поставленной цели» - советует С.И. Гавдис.

Следовательно, при отборе материала задача сценариста – быть точным и беспощадным к тому материалу, который будет мешать развитию авторской  мысли, но который совсем недавно  казался ему значительным и необходимым.

 

 

В свою очередь, О.И. Марков выделяет ряд принципов, отбора «фактов  жизни» и «фактов искусства», подчеркивая  их значимость в повышении педагогического  воздействия на аудиторию театрализованных представлений различных видов  и жанров. Это такие принципы, как:

  • соответствие материала идейно-художественному замыслу сценария;
  • соответствия материала социально-структурной специфике аудитории;
  • социально-мировоззренческой направленности накопленного материала;
  • общественно-политической актуальности материала;
  • соответствия выразительных средств

цели художественно-педогогического  воздействия сценария;

  • художественно-эстетической ценности материала;
  • достоверности документального материала;
  • новизны документального и художественного материала;
  • расширения эмоционально-выразительных средств;
  • соответствия художественного(репертуарного) материала творческим возможностям коллектива и возможностям площадки;
  • соответствия требования к образному решению сценарного материала финансовым возможностям предстоящего действа;
  • соответствия художественному решению документального материала;
  • соответствия времени проведения праздничной программы.

Так, следуя данным принципам  в процессе отбора материала, мы сумеем отобрать именно тот материал, который  поможет сценаристу массового ТП в яркой образной форме раскрыть идейно-тематическое содержание театрализованного действа, выразить свою авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам и достигнуть цели педагогического воздействия.

 

 

3. Монтаж  и запись сценарного материала в сценарий массового ТП

 

Данный этап работы над сценарием  будущего массового ТП потребует  от сценариста знаний техники и технологий режиссерского ремесла, опыта, навыков  и умений в дальнейшей творческой работе.

Представляется целесообразным разделить и конкретизировать цели этапа.

Сценаристу будущего массового ТП на данном этапе будет  необходимо:

  • разработать композицию всего сценария и других его структурных едениц (блоков, эпизодов, единиц сценической информации), соблюдая законы целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому;
  • выстроить сюжет всего сценария и каждой его структурной единицы;
  • осуществить монтаж сценарного материала согласно сценарно режиссерскому замыслу каждой структурной единицы и самого сценария;
  • завершить работу над сценарием литературной обработкой всех нуждающихся в этом единиц сценической информации, эпизодов, блоков, а также связующих элементов сценария;
  • осуществить грамотную запись ремарок и других необходимых режиссерских указаний;
  • составить все перечни листов технического описания сопровождения праздников.

 

Но в процессе работы над сценарием театрализованного  представления, любого вида, необходимо помнить, что мы создаем художественное произведение. «Поэтому, разрабатывая сценарий театрализованного представления или праздника, задача автора – следовать «ценностным критериям», характерным для всех сценических искусств» - пишет С.И. Гавлис.

«Здесь должно происходить  воспроизведение на сценической  площадке действительной жизни, в которой, по словам П.М. Ершова, раскрыта, обнаружена, выражена для зрителей сущность этой жизни. Поэтому само её «воспроизведение» делается воспроизведение художественным. Именно такой подход к материалу необходим сценаристу для того, чтобы грамотно и точно отобрать материал для будущего сценария массового действа.

В основе каждого художественно  произведения лежит художественный образ, который позволяет сделать передачу авторской концепции более выразительной, яркой и красочной.

Художественный образ - это особая форма отражения и познания действительности в её живой конкретности, индивидуальной неповторимости.

Информация о работе Этапы и пути создания сценариев массового театрализованного представления