Концертная программа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:47, реферат

Описание

Концерт - от итальянского «кончерто» - состязание, соревнование. Конечно же, на сцене не происходит явной борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть, но глубинный подтекст слова сохраняется. Ведь каждый исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других. Обеспечить успех каждому исполнителю, тем более, если это дети, - самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта.

Работа состоит из  1 файл

Концертная программа ДУКА.docx

— 32.73 Кб (Скачать документ)

Концертная программа.

Принципы и  методика составления концертной программы.

Диана:

Концерт - от итальянского «кончерто» - состязание, соревнование. Конечно  же, на сцене не происходит явной  борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть, но глубинный подтекст слова сохраняется. Ведь каждый исполнитель, вышедший на сцену, ждет признания, аплодисментов  и не хочет выглядеть хуже других. Обеспечить успех каждому исполнителю, тем более, если это дети, - самая главная педагогическая и режиссерская задача организатора концерта. 

Концерты принято подразделять на различные виды. Прежде всего, по их целевому назначению:

  • Отчетные (например, творческий коллектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь),
  • Конкурсные (участие в смотре художественной самодеятельности),
  • праздничные (выступление в честь праздника, и в программе всего праздника),
  • юбилейные (юбилей ДК, юбилей коллектива самодеятельности и т.п.).

Концерты подразделяются и по месту постановки.

  • стационарным (выступление на своей привычной сцене)
  • выездным или гастрольным.

Концерты подразделяются и по составу участников.

В программе могут быть задействованы и взрослые, и дети, и даже профессиональные исполнители  вместе с исполнителями-любителями.

В зависимости  от числа участников концерты подразделяются на:

  • сольные (выступления одного исполнителя),
  • групповые (выступления группы исполнителей - ансамбль, коллектив и т.п.)
  • смешанные (выступления в одной концертной программе и отдельных солистов, и групп, и ансамблей.).

Концерты подразделяются и по составу аудитории, для которой они проводятся. На практике чаще всего встречаются три таких вида: концерты для взрослой аудитории, для детской аудитории и для смешанной аудитории.

Организатору необходимо это знать, поскольку требования аудитории многое диктуют. Детская  аудитория требует точного расчета  концерта во времени, поскольку дети быстро устают. С детской аудиторией важно очень тщательно продумывать  подбор номеров, их расстановку, дети любят  зрелищность, они против монотонности, хотят больше веселых и смешных  номеров.

Взрослая аудитория более  восприимчива и к глубинно-содержательным номерам, более терпима, не устает от продолжительного концерта. Наибольшую сложность представляют собой концерты для смешанной аудитории.

Трудно учесть интересы всех возрастных категорий зрителя. Разный возраст, разный уровень социальной зрелости, отношении к жизни, разный уровень культуры, разные возможности  осмысления художественного материала, представленного на сцене исполнителями, требуют продуманности и соответствующей  подачи каждого номера.

Организатору важно видеть и то, каким по содержанию является концерт, который он готовит. По содержанию концерты бывают:

  • тематические (посвященные одной теме)
  • политемные (с разными тематическими блоками и направлениями).

Тематические  концерты в свою очередь, подразделяются на сюжетные и бессюжетные. В сюжетном концерте все номера подчинены единому сюжетному ходу, а в бессюжетном - номера подаются по другим замыслам и мотивам организатора.

Концерты подразделяются и в зависимости от числа жанров известны жанровые концерты (литературные или только лишь хореография: музыкальные концерты) многожанровые которые чаще всего даются сборными.

В сборном концерте встречаются  разные исполнители, разные жанры: песни, стихи, проза, танцы, цирковые номера, отрывки  из спектаклей и т.д.

Сборный концерт, как правило, гибкий, мобильный. Сценарий такого концерта не отличается большой сложностью. Это, в основном, текст для ведущего. Текст между концертными номерами, в таком концерте называется иногда связками, «нырками». Жесткой сцепки между номерами в сборном концерте нет, и при необходимости умелый конферансье может что-то поменять даже по ходу концерта.

Тематический  концерт строится по всем тем же законам, что и сборный, но его номера раскрывают какую-либо тему и придерживаются ее. Для того чтобы поставить тематический концерт, организатору его, порой не хватает имеющихся номеров и репетируются, разучиваются специально подходящие к данной теме номера концерта. А в сборном концерте номера используются те, что есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юлия:

Среди всех названных видов концертов  особое внимание приходится уделять театрализованному концерту, поскольку из всех концертных форм самый зрелищный, яркий, масштабный, и самый трудный и по замыслу, и по его организации и воплощению.

Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее  области искусства, связанное образным решением, имеют в виду обращение  к эмоциональной сфере человеческого  восприятия, так как эмоции - важнейшее  качество, компонент именно художественного  творчества.

Театрализованный концерт всегда тематический в своей основе. Такие  концерты чаще всего готовятся, и  посвящаются значительной дате, большому празднику, торжеству. Значимость придает  ему размах. В таком концерте используются многие технические средства, участвуют  большие исполнительские коллективы, задействует большая сценическая  площадка. Такой концерт чаще всего  имеет сюжетную линию, сквозных героев, как в театре. Именно по этим основным признакам театра - сюжету и игре актеров и называется такой вид  концерта - театрализованным.

Все художественные номера концерт, вплетаются в канву сюжета. Для такого концерта приходится немало потрудиться и  сценаристу, и постановщику, и исполнителям. Сюжетная линия концерта придерживается основных законов драматургии, действие должно развиваться по нарастающей  кульминации и финалу. Исходя из этого, распределяются и номера концертов. Концерт любого вида может иметь  и еще свою дополнительную жанровую окраску, что сразу же просматривается  и в названии концерта. Например, митинг-концерт, концерт-бенефис и  т. д. В некоторые концерты их авторами включаются такие структурные части, как пролог и эпилог, которые несут  свою смысловую и художественную задачу к общему замыслу сценариста и режиссера. 
        Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час.  
          Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств: свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены, создающих единый образ представления. Номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки, поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим, количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, по мнению Туманова, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы.   
        Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей. 
       Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью. Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости. 

Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке. 
        Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником.

 

 

 

 

 

Айман: 

 

Принципы составления  номеров КП: 
 
-Нарастание зрелищности; 
-Контраст  
-Отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице; 
-Жанровая совместимость  
-Техническая совместимость; 
-Принцип непрерывности концертного действия. 
 

Нередко руководители ограничиваются только установлением порядка имеющихся  номеров вместо того, чтобы выстроить  концерт, придать ему динамическую и законченную форму. При составлении  программы следует выстроить  номер, определить необходимые мизансцены, поставить смысловые акценты  в тексте песен, разработать характер сценического поведения музыкантов при исполнении инструментальных пьес, вместе с художником продумать детали оформления номера, костюма исполнителя.  
 Важный момент составления программы: концерт должен идти по нарастающей линии так, чтобы восприятие зрителей поддерживалось усиливающейся «ударностью» номеров, то есть номера, вызывающие наиболее бурную реакцию зрителей, (исполнять ближе к концу программы. Самое же завершение концерта обязательно требует наиболее эффектной и впечатляющей уточки. 
Важное условие построения программы — принцип контраста. Поэтому руководитель должен заботиться о контрастности номеров. Стыки между номерами разных жанров должны подбираться с большой осторожностью, чтобы помочь оттенить контрастом номера. Рецептов сочетания номеров дать невозможно. Каждая программа, каждое выступление имеет свою специфику, и руководителю приходится все время заново продумывать варианты исполнения в зависимости от содержания, места выступления, контингента зрителей. 
 Следует также учесть, что расположение наиболее веселых, зрелищных номеров ближе к концу программы вовсе не означает, что первая часть концерта (независимо — дивертисментного или тематического характера) должна быть очень серьезной, а вторая — сплошным развлечением. Соотношение контрастов и пиков разрядок и переключений заставляет перемешивать номера, придерживаясь тенденции облегчения программы по мере приближения к финалу. 
 
Концерты самодеятельного эстрадного коллектива могут проходить в залах клубов и Домов культуры. Необходимо практиковать также отчетные концерты самодеятельного коллектива, которые проходят 1—2 раза в год. Готовить их надо особенно тщательно, воспитывая тем самым у самодеятельных артистов чувство ответственности перед слушателями. 
 Творческие отчеты самодеятельных коллективов должны проходить в торжественной обстановке. Реклама, теплые слова в адрес коллектива, сказанные со сцены, различные формы морального и материального поощрения будут способствовать дальнейшей успешной деятельности. 
Учитывая многообразие форм концертной практики самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов, следует еще раз подчеркнуть необходимость жанрового и тематического разнообразия репертуара оркестров и ансамблей. Это обеспечит коллективам широкий диапазон их деятельности. Интересно можно выстроить и решить сценически собственную концертную программу, принять участие в тематическом концерте, посвященном праздничной дате, провести танцевальный вечер в клубе. 
 Действенным стимулом творческого совершенствования самодеятельного эстрадного музыкального коллектива является его участие в различного рода смотрах и конкурсах. Однако участие в конкурсах необходимо соизмерять с творческими и воспитательными задачами самодеятельности в целом и данного коллектива конкретно. Конкурсы ни в коем случае не могут быть самоцелью, подготовка к ним не должна определять направление, подменять или нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.

 
Существуют способы обеспечения непрерывности концертного действия:

1.     Занавес и система суперзанавеса.

2.     Использование сценического круга, бегущей дорожки, любой движущейся конструкции.

3.     Дополнительные места действия (балкон, терраса)

4.     Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.

5.     Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене       

6.   Ведущий, связывающий действие на сцене и зрительный зал. Своим мастерством создает  «энергетическое поле»  между зрителем и сценой, которое взаимообогащает  творческий процесс в концерте.

При   поиске сюжетного (сценарного) хода театрализованного концерта необходимо подключить всю Вашу фантазию, придумать героев, их историю, все перипетии (события), которые будут происходить с ними. Декорации и оформление сцены помогут в воплощении замысла, создадут атмосферу. Возможно, Вы используете для сюжета известных героев из художественной литературы. Все это уложится в сюжетный ход, объединяющий все эпизоды ТК. 

Композиционное построение ТК позволяет упорядочить материал и логично изложить события, расположить составные части праздника в последовательности: экспозиция-завязка - ход борьбы – кульминация – развязка – финал. 

Сценарий – литературное произведение с подробным описанием действия. Важно сохранить композиционное построение и расположение кульминации  в этом построении, т.к. именно там  фокусируется идея –основная мысль. В театре сценарист и режиссер работают в тесном творческом союзе. В нашем случае сценарист и  режиссер часто одно и то же лицо – в этом также состоит особенность  ТК.

Необходимо учитывать временные рамки действия. Чаще всего это 2-2,5 ч., уложенные в 2 отделения.

Работа с художником, световые и звуковые решения.

Расскажите художнику Вашу идею, познакомьте с наброском сценария, героями, с Вашим вариантом решения  пространства. В художественном оформлении важна атмосфера. Соблюдайте в оформлении и музыке историческую эпоху, в которой  живут и действуют Ваши герои. Избегайте эклектики, стремитесь к  единству слова и стиля.

7. Составление плана подготовки мероприятия и назначение ответственных за определенные этапы подготовки.

Срок                    Что сделать                  Ответственный

 

 

Олеся

В подготовительный период входит: 

 

1.        Рабочий  вариант сценария

Информация о работе Концертная программа