Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 15:58, реферат
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Магнитогорский
государственный технический
Многопрофильный
колледж.
Реферат:
На тему: Культура
ХХ века.
Выполнила: Галимова Зарина
Группа: С-08-2.
Проверила: Лошкарева
С.М.
Магнитогорск
2010 г.
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культурное воспитание
является одним из важнейших механизмов,
способствующих самосохранению и саморазвитию
общества. Культурное воспитание исторически
возникает в связи с
Культура обеспечивает
целостность и стабильность общества,
его преемственность, развитие и
совершенствование через
Один из теоретиков культуры в нашей стране В.М. Межуев писал:
"Действительным
содержанием культуры
Культура России
всего двадцатого века - неотъемлемая
часть европейской и мировой
культуры. Россия в ХХ веке выступила
в качестве катализатора социокультурных
процессов на планете. 0ктябрьская революция
привела к расколу мира на две
системы, создав идеологическое, политическое
и военное противостояние двух лагерей.
1917 год радикальным образом
России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России.
Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Сложность анализа культуры состоит в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше
- веков. Современникам
труднее разглядеть тенденции,
которые станут очевидны
В XX веке культура и
искусство столкнулись с
Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе
"Партийная организация
и партийная литература" (1905 год)
В. И. Ленин подверг критике
стремление некоторых
В первое послеоктябрьское
десятилетие закладывались
Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности.
Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) -
"открыть и сделать
доступными для трудящихся все
сокровища искусства,
Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж,
Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых,
Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.
В 20-е годы началось
планомерное осуществление
В сознании основной
массы населения началось утверждение
узкоклассового подхода к культуре.
Широко в обществе распространились
классовая подозрительность к старой
духовной культуре, антиинтеллигентские
настроения. Постоянно распространялись
лозунги о недоверии к
Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.
Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х годов. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.
Новая культура напрямую
связывалась с героями
Первое послеоктябрьское
десятилетие потребовало
Основными чертами
этой системы были следующие: утверждение
нормативных культурных образцов в
различных видах творчества; следование
догмату и манипулирование
Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм.
В апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А.
Жданов, изложивший
большевистское видение художественной
культуры в социалистическом обществе.
В августе 1934 года был создан единый
Союз писателей СССР, затем союзы
художников, композиторов, архитекторов.
Так были созданы творческие союзы,
поставившие под жесткий
Наступил новый этап в развитии художественной культуры. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один- единственный художественный метод социалистического реализма.
Социалистический
реализм признавался раз
"нового человека".
После утверждения культа
Характерными чертами
искусства этого времени
В изобразительном
искусстве утверждению
"народности", разъезжались
по фабрикам и заводам,
«смотры наивысших художественных достижений страны». Всесоюзные художественные выставки вначале устраивались в залах Третьяковской галереи, а потом в огромном зале бывшего Манежа.
В сложном положении
оказались театры. Аншлаги военных
лет сменились полупустыми
Огромное негативное влияние на развитие всей отечественной культуры послевоенного времени оказали массовые идеологические кампании.
Распространение получили
догматизм, цитатничество. Критерием
истины становились высказывания руководителей.
Изоляционистская политика советского
руководства подкреплялась
Журналисты доказывали
первенство русских практически
во всех научно- технических открытиях.
Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художественную жизнь.
Жданов, в двух других - И. В. Сталин. Их участие исключало возможность свободного обсуждения проблем, а выступления воспринимались как руководящие указания. Надо отметить, что даже в ленинском наследии были сделаны купюры.