Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 15:58, реферат
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Так, в четвертое
издание сочинений В.И. Ленина не
вошли работы "Письмо к съезду",
"О придании законодательных функций
Госплану" и "К вопросу о
национальностях или об "автономизации",
которые не отвечали официальным
идеологическим взглядам и могли
подорвать престиж
События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной эстрады - оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были поменять свою ориентацию.
В 1946 году за несоответствие общим стандартам были подвергнуты критике режиссеры С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Г. М. Козинцев.
Идеологическая пропаганда
принимала все более
"безродных космополитов",
которая повлекла за собой
разрушительное вмешательство
Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты.
Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха. После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике.
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60- х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием
"Оттепель" и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале
1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель".
Н.Хрущев четко сформулировал
задачу и роль интеллигенции в
общественной жизни: отражать возрастающее
значение партии в коммунистическом
строительстве и быть ее "автоматчиками".
Контроль за деятельностью художественной
интеллигенции осуществлялся
"Весна на Заречной
улице" и "Два Федора",
М.И. Ромма, поставившего в
В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в
Манеже Хрущев устроил
разнос "формалистам" и "абстракционистам",
среди которых был и скульптор
Эрнст Неизвестный. Все это создавало
нервозную обстановку среди творческих
работников, способствовало росту недоверия
к политике партии в области культуры.
Время хрущевской "оттепели" прямо
и косвенно разобщило и дезориентировало
творческую интеллигенцию: одни переоценили
характер поверхностных изменений, другие
не сумели увидеть их"скрытного подтекста"
(влияние извне), третьи не смогли уже выражать
коренных интересов народа-победителя,
четвертые были способны только на пропаганду
интересов партийно-государственного
аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало
неадекватные реальной действительности
художественные произведения, где доминировали
идеалы демократического социализма.
В целом "оттепель" оказалась не только
кратковременной, но и достаточно поверхностной,
не создала гарантий против возврата назад,
к сталинской практике. Потепление не
было устойчивым, идеологические послабления
сменялись грубым административным вмешательством,
и к середине60-х годов "оттепель"
сошла на нет.
С приходом нового политического руководства (Л. И. Брежнев) ускорился процесс размежевания интеллигенции.
Административно-
Политическая
Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий работы покинули
Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества, ломало судьбы людей. Имена вынужденных эмигрантов вычеркивались из советской культуры, их книги изымались из библиотек.
Особенности культурного процесса в России в конце ХХ века.
Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.
Мировая культура XX века представляет собой сложный процесс, разделенный на несколько этапов событиями глобального значения - мировые войны. Сложность и противоречивость этого процесса усугубляется тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику.
На рубеже тысячелетий
человечеству брошен вызов в виде
глобальных проблем, перед лицом
которых ему предстоит
Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире.
Решение этой глобальной
задачи чрезвычайно сложно, так как
упирается в необходимость
Наша культура вполне
может дать ответ на вызовы современного
мира. Но для этого надо перейти
к таким формам ее самосознания,
которые перестали бы воспроизводить
одни и те же механизмы непримиримой борьбы,
жесткой конфронтационности, отсутствия
"середины". Непременно необходимо
уйти от мышления, ориентирующегося на
максимализм, радикальный переворот и
переустройство всего и вся в кратчайшие
сроки.
У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном пространстве. Но как бы ни сложилась ее судьба, русская культура остается главным богатством страны и залогом единства нации.
Русская культура издавна играла важную роль в этом процессе. Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.